Усовершенствование детских домов в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 27.04.2016

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Эгамбердиева, А. М. Усовершенствование детских домов в Узбекистане / А. М. Эгамбердиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 964-967. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28859/ (дата обращения: 17.10.2024).



В этой статье автор раскрывает правовые основы отношения к детям, потерявшим кормильцев, и о создаваемых для них условиях. Также показана эффективность СОС махаллей в воспитании детей.

Ключевые слова: “детские дома”, Закон и положения, уставы, вопросы жилья, образование и воспитание, СОС махалли.

Каждый член общества самым радостным и счастливым считает день, когда он становится родителем. Он испытывает чувство удовлетворения и наслаждения, которое не ощущает, имея богатство и высокое должностное положение. Благодаря детям душа родителя наполняется гордостью. Ценность благодеяния даёт нам такую великую радость. Наш народ не устаёт строить, проводить свадьбы, отдаёт всю свою душу детям, заботится о сиротах. Исторически народы Средней Азии никогда не сдавали своих детей в “сиротские дома”, если их родители были живы. Однако в настоящее время в Узбекистане такие случаи имеют место, что, конечно же, считается негативным явлением. В народе существует выражение “ребёнок не может быть чужим” и, следуя ему, основой сегодняшней политики является окружение детей заботой и влиянием.

Детский дом – государственное воспитательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без присмотра родителей. В нашей стране есть 27 детских домов, осуществляющих свою деятельность на основании Устава [1] “О детских домах” № 230 от 17 октября 2008 года, утверждённого Кабинетом Министров. Если родители детей 3–16 лет умерли, лишены родительских прав, ограничены в правах и признаны правонепригодными, то такие дети в любое время принимаются в “Детские дома”. Их воспитание, образование, обеспечение питанием и одеждой финансируется из государственного бюджета. Ознакомившись с Уставом “О детских домах” мы видим, что в нем указано на необходимость обеспечения воспитанников детских домов тёплой одеждой, праздничными нарядами и, кроме того, на необходимость создания всех необходимых условий и полное материальное обеспечение. Мы с уверенностью можем сказать, что Устав действительно исполняется полностью.

Серьёзное внимание уделяется овладению воспитанниками детских домов специальностью, в их сознании формируется понятие здорового образа жизни, ответственность за свою судьбу и подготовка к самостоятельной жизни. Воспитанники получают образование в ближайших к детскому дому образовательных учреждениях. Учебно-воспитательная работа и другие задачи в образовательных учреждениях осуществляются в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом детского дома. Точнее сказать, воспитатели принимают все необходимые меры и проводят всевозможные мероприятия для того, чтобы каждый воспитанник вырос физически здоровым и сформировался как всесторонне развитая личность. Хотя воспитанники детского дома и воспитываются до достижения совершеннолетия, их дальнейшая судьба также не остаётся без внимания государства. Например, в Постановлении Министра финансов от 8 ноября 2010 года “Об утверждении Устава и порядке выдачи целевых трансфертов, в том числе бюджетных трансфертов для приобретения жилья детям-сиротам, оставшихся без попечения родителей” [3], в Постановлении Министерства народного образования, Министерства социальной защиты населения и труда, Министерства здравоохранения от 7 февраля 2011 года “Об утверждении правил осуществления контроля по сохранению жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, спонсорами и органами опеки” [4], в Постановлении Кабинета Министров от 2 августа 2010 года “О мерах по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей” [5] задача по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, нашла своё положительное, правовое решение.

В Узбекистане проживают свыше 6 миллионов 300 тысяч семей. В нашей стране в целях всесторонней защиты материнства и детства организованы международные, государственные и негосударственные организации, которые проводят эту работу с непосредственной общественной поддержкой государственных организаций. В частности, международный благотворительный фонд “Соглом авлод учун”, Комитет женщин, фонды «Дети», “Камолот”, “Махалла”, “Мехр-шафкат ва саломатлик”, научный центр «Семья», “SOS Узбекистон болалар махаллалари уюшмаси” — всё это продукция годов независимости.

В июне 2001 года в Ташкенте открылся единственный в нашей стране «SOS — Детская махалля». Национальная ассоциация “SOS – детские махалли Узбекистана” считается негосударственной, некоммерческой благотворительной организацией, проводящей работу по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, а также детей, у которых существует опасность остаться без родителей. Сотрудничая с UNICEF в сфере социальной защиты детей, центр уделяет особое внимание повышению уровня компетенции профессионалов и других сотрудников этого центра, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты детей [6].

Главная цель детской махалли — воспитание детей-сирот в среде, максимально приближённой к семейной. Это выглядит так: в каждом детском доме дети совместно проживают с воспитателем-мамой и воспитателем-тётей, принятыми на конкурсной основе. Они весь день находятся рядом с детьми. Вместе с детьми посещают рынок, торговые центры, вместе покупают продукты питания. Блюда также приготавливаются с учётом пожелания детей и готовятся на кухне каждого дома. В этом процессе дети также принимают участие, то есть ощущают себя в кругу семьи. Кроме того, на каждые два дома, где проживают дети, прикреплён один воспитатель, то есть тётя, который регулярно осуществляет контроль состояния детей.

В детском городке организовано более десяти кружков. Дети имеют возможность приобретать знания по интересующим их предметам, узнавать профессиональные секреты. Для более чем 110 детей, проживающих в детском городке, выделен отдельный автобус для своевременного посещения и получения знаний детьми двух школ в г. Хива. Для детей, обучающихся в колледжах, также созданы благоприятные условия. Наши представления обо всех условиях в новом городке дополнила Директор детского городка, активист НДПУ Вера Пак: «Я тридцать лет руководила детским домом. Теперь это выражение потеряло смысл. Сегодня на его месте построен современный детский городок».

В качестве вывода стоит отметить, что для узбекского народа ребёнок не бывает чужим. Как отметил Президент И.Каримов “Наши дети должны быть сильнее, умнее, мудрее нас и обязательно – быть счастливее”. Я думаю, что для того, чтобы Узбекистан занял достойное место среди развитых государств, дети страны должны быть патриотичнее и умнее. Целесообразно будет довести до сознания молодого поколения и повышения в кругу семьи идеи самоотверженности и патриотизма. SOS-махалли дают понятия милосердия. Наше государство расширяет возможности и увеличивает финансирование в этом вопросе.

Литература:

  1. Устав “О детских домах” № 230 от 17 октября 2008 года, утвержденного Кабинетом Министров.
  2. http://www.minjust.uz/Раҳимбекова Д. Детские дома в Узбекистане //Человек и закон
  3. Постановление Министра финансов от 8 ноября 2010 года “Об утверждении Устава порядке выдачи целевых трансфертов, в том числе бюджетных трансфертов для приобретения жилья детям- сиротам оставшихся без попечения родителей” [
  4. Постановления Министерства народного образования, Министерства социальной защиты населения и труда, Министерства здравоохранения от 7 февраля 2011 года “Об утверждении правил осуществления контроля по сохранению жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей спонсорами и органами опеки”
  5. Постановление Кабинета Министров от 2 августа 2010 года “О мерах по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей”
  6. http://sos-kd.uz/
Основные термины (генерируются автоматически): SOS, ребенок, детский дом, Узбекистан, детский городок, дом, UNICEF, детская, социальная защита детей.


Ключевые слова

“детские дома”, Закон и положения, уставы, вопросы жилья, образование и воспитание, СОС махалли

Похожие статьи

Права детей, приемные семьи и деинституционализация детских учреждений в современных реалиях

В статье исследуются проблемы деинституционализации детских учреждений и переход к семейному типу воспитания детей по всему миру, в частности в Республике Узбекистан. Автором анализируются вопросы привязанности детей к своим близким и более успешного...

Проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни

В статье исследуется проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни. Экспериментальным путем доказывается, что дети-сироты в условиях детского дома недостаточно подготовлены к будущей семейной жизни за стенами учреждения.

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в период их усыновления. Даются рекомендации, помогающие облегчить их интеграцию в новую семью.

Проблемы реализации права на жилье детей-сирот

Настоящая статья посвящена проблемам реализации права детей — сирот на своевременное получение жилья, гарантированное государством. Авторы пытаются проанализировать действующее законодательство в данной области в целях выявления проблем и предлагают ...

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Проблемы адаптации социальных сирот

В статье освещены вопросы социального сиротства, адаптации социальных сирот в обществе, причины появления социального сиротства.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время

В статье рассматривается проблема сиротства в настоящее время, выделены основные этапы подготовки семьи к усыновлению ребенка. Рассматриваются основные характеристики замещающей семьи.

Главные задачи государства в системе социальной защиты молодой семьи

В статье рассматриваются вопросы о социальной защите молодой семьи. Проанализированы характерные особенности молодой семьи в современном обществе. Затрагивается помощь государства для поддержания материального положения молодой семьи.

Актуальные проблемы защиты жилищных прав детей-сирот в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы в современном российском обществе по реализации жилищных прав детей оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, а также пути решения рассмотренных проблем.

Похожие статьи

Права детей, приемные семьи и деинституционализация детских учреждений в современных реалиях

В статье исследуются проблемы деинституционализации детских учреждений и переход к семейному типу воспитания детей по всему миру, в частности в Республике Узбекистан. Автором анализируются вопросы привязанности детей к своим близким и более успешного...

Проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни

В статье исследуется проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни. Экспериментальным путем доказывается, что дети-сироты в условиях детского дома недостаточно подготовлены к будущей семейной жизни за стенами учреждения.

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в период их усыновления. Даются рекомендации, помогающие облегчить их интеграцию в новую семью.

Проблемы реализации права на жилье детей-сирот

Настоящая статья посвящена проблемам реализации права детей — сирот на своевременное получение жилья, гарантированное государством. Авторы пытаются проанализировать действующее законодательство в данной области в целях выявления проблем и предлагают ...

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях

В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Проблемы адаптации социальных сирот

В статье освещены вопросы социального сиротства, адаптации социальных сирот в обществе, причины появления социального сиротства.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства в настоящее время

В статье рассматривается проблема сиротства в настоящее время, выделены основные этапы подготовки семьи к усыновлению ребенка. Рассматриваются основные характеристики замещающей семьи.

Главные задачи государства в системе социальной защиты молодой семьи

В статье рассматриваются вопросы о социальной защите молодой семьи. Проанализированы характерные особенности молодой семьи в современном обществе. Затрагивается помощь государства для поддержания материального положения молодой семьи.

Актуальные проблемы защиты жилищных прав детей-сирот в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы в современном российском обществе по реализации жилищных прав детей оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, а также пути решения рассмотренных проблем.

Задать вопрос