Статья посвящена исследованию условий активизации изобразительной деятельности дошкольников. Описаны некоторые формы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей, обеспечивающие эффективность процесса воспитания самостоятельности.
Ключевые слова: дошкольник, самостоятельность, изобразительная деятельность, творчество
The article investigates the conditions for activation of graphic activity of preschoolers. We describe some forms of self-organization of graphic activity of children, to ensure the effectiveness of the process of upbringing independence.
Keywords: preschooler, independence, graphic activity, creativity
Постановка проблемы. Суверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Многое зависит от того, кто окажется рядом с детьми, когда они будут делать первые шаги в сложное и многогранный мир искусства.
Включение детей в самостоятельную изобразительную деятельность направлена на развитие у детей пытливости ума, гибкости и креативности мышления, творческого воображения, способности предвидения, и глубокого понимания причинно-следственных связей, рефлексивных способностей и других качеств, характерных для человека с развитым интеллектом и творческими способностями.
Самостоятельность детей разворачивается от действий репродуктивного, воспроизводящего характера, к действиям с элементами творчества при постоянном, неуклонном повышении роли сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. При этом показателями проявления самостоятельности выступают: независимость действий и поступков личности, способность без посторонней помощи реализовывать свои планы; умение ставить и развязывать разные задачи предметно-практической деятельности.
Цель исследования:Рассмотреть условия активизации самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.
Анализ литературы. Анализ проблемы самостоятельности и ее освещение в психолого-педагогической литературе формирует устойчивый интерес к ней специалистов различных отраслей науки и свидетельствует о существовании различных трактовок в подходе к данному феномену.Поиск резервов и эффективных путей развития детской самостоятельной изобразительной деятельности дошкольниковявляется одной из центральных научных проблем современности. Это подтверждается многочисленными исследованиями Ш. Амонашвили, Л. Анциферовой, Т. Бабаевой, Н.Белозерцева, Н. Бочкин, Л. Высотина, Т. Исаевой, А. Кононко, П. Пидкасистого, Г. Поддубский, С. Рубинштейна, А. Щербаковой, Г. Щукиной и др.
На разных возрастных этапах существуют такие виды деятельности, в которых развитие самостоятельности происходит интенсивнее и успешнее, поскольку основывается на интересах и потребностях детей. В раннем возрасте — это предметная деятельность, общение со взрослым, элементарное самообслуживания; в дошкольном — игра, продуктивные виды деятельности, в частности, изобразительная. Формируясь в деятельности, самостоятельность выступает особым моментом и становления и критерием, удостоверяющим степень освоения деятельности субъектом. Осознание старшим дошкольником себя в качестве субъекта деятельности, своих возможностей является завершающим этапом способности действовать самостоятельно [1].
Изложение основного материала. По утверждению А. Л. Флериной, самостоятельность детей в изобразительной деятельности является основой успешного развития творчества. Самостоятельная изобразительная деятельность детей — один из видов их самореализации. Именно во время изобразительной деятельности ребенок становится более самостоятельным, наблюдательным, проявляет интерес к окружающему, бережное отношение к природе, умеет себя занять.Изобразительное творчество способствует развитию эстетического вкуса, координации движений, развитию мелкой моторики рук, умственного развития, развития связной речи. Но не все дети одинаково развиты: кто-то быстрее воспринимает материал, кто-то медленнее, кому-то нравится выполнять аппликации, кто любит или рисовать, а кто-то лепить.
Стремление к самостоятельной деятельности К. Д. Ушинский назвал основным законом детской природы. Наблюдая за детьми в детском саду, за тем, как они усердно работают, убеждаемся, что это действительно так. Уметь делать что-то самостоятельно, изготавливать своими руками — это замечательный дар, который пригодится не только в детстве, но и в течение всей жизни.
Однако, как показывают исследования, в первую очередь у детей должны быть достаточно сформированы изобразительные навыки, а именно: способность создавать изображения, способность использовать изобразительные материалы и инструменты, способность соблюдать аккуратность и четкость в создании изображения. Это даст возможность дошкольнику свободу в отображении доступными для него изобразительными средствами окружающего мира. Его внимание будет сконцентрировано на создании выразительного образа, а не на технике исполнения.
В святи с этим одним из условий активизации детской самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников считаем дифференциацию по уровню развития и по интересам. Дифференцированный подход позволяет выявить способности ребенка, чтобы потом их продолжать развивать, а также дает возможность каждому ребенку работать в соответствии со своими силами, умственным потенциалом, и, что самое главное, никому не дает скучать.
В частности, значительные потенциальные возможности для воспитания самостоятельности у дошкольников содержит такой вид изобразительной деятельности как аппликация. Занимаясь ею, дети используют как готовые формы, так и создают собственные композиции, самостоятельно вырезают элементы узоров, выбирают сюжетные изображения. В процессе выполнения аппликации дети знакомятся с различными техниками исполнения, учатся планировать работу, намечать последовательность аппликационных действий, предвидеть результат деятельности, целенаправленно его достигать [3, с.125–126].
Аппликация, при умелом руководстве ею со стороны взрослого, способна творить чудеса: ленивого сделать трудолюбивым, «Незнайку» — Знайкой, неумелого — мастером. Как по мановению волшебной палочки в аппликации, играя, можно изменить отношение к тому, что порой кажется сложным недосягаемым и неинтересным.
Поэтому в работе с детьми на занятиях, во время самостоятельной художественной деятельности, индивидуальной работы нужно применять игровые ситуации и приемы. А активное сотрудничество с семьями, заинтересованность их данной темой, как следствие, делает работу результативной.
Приведем фрагмент практического упражнения детей в вырезании форм и по контуру, не ограничивая детей ни во времени, ни в материалах в вырезании.
Будка для собаки (предметная аппликация).
Программное содержание:
– учить детей создавать квадраты (разрезая пополам по линии сгиба прямоугольник), круг (плавно срезая углы у квадрата), треугольник (разрезая квадрат по диагонали)
– закрепить умение создавать изображения предмета из нескольких частей, придерживаясь определенной последовательности, правильно размещать аппликацию на листе бумаги;
– закрепить названия и основные признаки геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник)
– развивать внимание, мелкую моторику рук;
– воспитывать отзывчивость, любовь к животным и заботу о них.
Материал: игрушечная собачка, собачки-картинки, игрушечная будка, подвижная игра «Собака без домики», дидактические игры «А кто ее дети?», «Скажи ласково».
Оборудование: цветная бумага для фона, цветные геометрические фигуры разной величины, ножницы, клей, кисточки, салфетки, подкладные клеенки.
Ход занятия:
Мотивация. Воспитатель обращается к детям: «Видели ли вы на улицах бездомных собак? По вашему мнению, почему они не имеют хозяев и как живется таким животным? (Ответы детей). А что должны сделать взрослые, чтобы в каждой собаки был свой дом, хозяин, друг?»(Ответы детей) Воспитатель показывает картинки собак: «Представьте, что эти собаки обратились к вам с просьбой помочь им, смастерить для них жилье — будку. Поможем им?».
– Рассмотрение внешнего вида будки, определение формы и величины отдельных ее частей.
– Показ и объяснение воспитателя последовательности выполнения задания.
– Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь воспитателя.
– Итог: выставка домов для собак, анализ работ по «соблюдение правил мастерской», аккуратности выполнения работы. Воспитатель выражает пожелание, чтобы каждая бездомная собака имела такое жилье, как сделали дети.
– Подвижная игра «Собака без домики».
– Дидактические игры «А кто ее дети?», «Скажи ласково».
Основная цель любого вида изобразительного творчества в детском саду — достижение ребенком осознания себя субъектом изобразительного искусства, чему способствует применение системы игровых упражнений. Игровая тематика интересна и привлекательна детям: вызывает яркий эмоциональный отклик, пробуждает интерес. Преимущество игровых упражнений заключается в том, что они, в отличие от занятий, позволяют дифференцировать процесс воспитания самостоятельности у детей с различными уровнями компонентов самостоятельности. Количество упражнений при этом не регламентируется, продолжительность упражнения определяется интересом ребенка и скорость их усвоения им действия.
Влияние игровых упражнений на самостоятельность дошкольников прослеживается в формировании с их помощью мотивов, которые направляют деятельность на создание изображения для любых игровых персонажей. Возникновение таких мотивов обеспечивает понимание и принятие поставленной педагогом цели, осознание предъявленных требований к качеству и способов изображения, от которых зависит успешность выполнения детских работ, вызывает активность, инициативу и осмысленный анализ работ. Игровые упражнения помогают использовать имеющиеся знания для усвоения новых способов выполнения действий, что приводит к лучшему освоению аппликационной деятельности, а, следовательно, способствует развитию самостоятельности у детей и решению ими задач без вмешательства взрослого [4, с.548].
Выводы. Таким образом, одним из условий успешного протекания самостоятельной изобразительной деятельности является дифференциация по уровню развития и по интересам дошкольников, применение системы игровых упражнений, что создает у детей положительное отношение к изобразительной деятельности, формирует целенаправленность в деятельности и уверенности в своих силах.
Литература:
- Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т. Н. Доронова // Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2006. –192с.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. — М., Мозаика-Синтез, 2006. — 192 с.
- Удина Е. Н. К вопросу подготовленности педагогов к воспитанию самостоятельности у дошкольников // Горизонты образования: научно — методический журнал. — Севастополь, СГГУ, 2005. — № 1. — С. 124–130.
- Удина Е. Н. Самостоятельность как базовое качество личности // Ломоносовские чтения-2005: Сборник студентов, аспирантов, молодых ученых. — Черноморский филиал МГУ. — Севастополь, НПЦ «ЭКОСИ — Гидрофизика», 2005. — С. 547–549.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева // Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.