В статье рассматриваются качественные и количественные характеристики влияния санкций со стороны ЕС на международные перевозки РФ и изменение приоритетов транспортных направлений.
Ключевые слова: санкции ЕС, экономика, международные перевозки РФ, импорт, экспорт, внешний рынок, логистика.
По утверждению классиков политика всегда являлась концентрированным выражением экономики, но в предыдущем столетии и особенно в первой половине этого века к руководству некоторых государств пришли политиканы, неспособные реально оценивать сложившуюся ситуацию и анализировать возможные последствия принятия ими политических решений (санкции, эмбарго прямые и косвенные) в угоду своих амбиций и олигархических кланов в экономике своих стран и других государств. В результате чего деформируются понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов, стратегии и тактики международной и национальной логистики [1], нарушается сложившаяся система внешнеторговых связей и как следствие международных перевозок, направлений транспортных маршрутов [2,3], международных торговых и товаропроводящих сетей [4], идет переориентация на новые логистические направления, включая и государства Евразийского таможенного союза [5,6].
Данная работа отражает сформировавшиеся научно-исследовательские направления научной школы кафедры логистики ГУУ под руководством д. э.н. профессора Б. А. Аникина [7–9] и выполнена в продолжении ужеосуществленных публикаций данного авторского коллектива [10–11], поскольку в настоящее время требуется существенная корректировка собственной национальной логистической системы в сфере международных перевозок, каналов и цепей поставок [12].
Евросоюз является крупнейшим торговым партнером России, как это показано в таблицах 1 и 2, а также далее [13], поэтому санкции со стороны ЕС, естественно, оказали существенное влияние на международные перевозки РФ, изменили приоритеты транспортных направлений. Качественные и количественные характеристики этого влияния будут рассмотрены далее по тексту работы.
Таблица 1
Крупнейшие торговые партнеры РФ (по регионам)
№№ |
Регион |
Доля оборота, 2014г.,% |
Доля оборота, 2015г.,% |
1 |
ЕС |
48,1 |
44,8 |
2 |
Страны СНГ |
12,3 |
12,5 |
3 |
Страны ЕАЭС |
7,1 |
7,8 |
4 |
Страны АТЭС |
26,9 |
28,1 |
Таблица 2
Крупнейшие торговые партнеры РФ (по странам)
№№ |
Страны |
Товарооборот, млрд. долларов США, 2015г. |
Доля от оборота в 2014г. вденежном выражении,% |
1 |
Китай |
63,6 |
71,9 |
2 |
Германия |
45,8 |
65,3 |
3 |
Голландия |
43,9 |
59,9 |
4 |
Италия |
30,6 |
63,2 |
5 |
Турция |
23,4 |
73,9 |
6 |
Япония |
21,3 |
69,3 |
7 |
США |
20,9 |
71,9 |
8 |
Республика Корея |
18,1 |
66,2 |
9 |
Польша |
13,8 |
59,7 |
10 |
Франция |
11,6 |
63,8 |
Сами по себе санкции Евросоюза (США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Королевства Норвегии) носят прежде всего финансовый характер, а также ограничивают доступ компаний РФ к современным и инновационным технологиям в области добычи, переработки нефти, газа и других углеводородов, в оборонной сфере и т. д., следовательно, какого-либо существенного прямого влияния непосредственно на международную логистику РФ в части импорта они не оказывают.
С другой стороны, Россия была вынуждена ввести ассиметричные санкции на импорт продовольственной продукции из стран, которые ввелипротив нее санкции с целью обеспечения собственной внешнеэкономической безопасности. Поскольку доля продовольствия в импорте очень существенна, как это показано в таблице 3 далее [14], ответные ассиметричные санкции РФ привели к серьезным изменениям в международных логистических маршрутах и цепочках поставок и каналов распределения и сбыта России. Согласно постановлению Правительства РФ № 625 от 25 июня 2015 г. из таблицы выше к ввозу на территорию РФ запрещены следующие товары, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Королевство Норвегия представлены в табл. 4.
Таблица 3
Импорт вРФ важнейших продукции итоваров по кодам ТН ВЭД
Код ТН ВЭД |
Наименование |
Всего |
Дальнее зарубежье |
СНГ |
|||
тыс. тонн |
млн.$ |
Тыс. тонн |
млн.$ |
тыс. тонн |
млн.$ |
||
Всего:* |
- |
150676,8 |
- |
130258,7 |
- |
20418,1 |
|
0201–0204 |
Мясо свежее и мороженое |
555,5 |
2 192,5 |
512,5 |
2024,3 |
43,0 |
168,2 |
0207 |
Мясо птицы свежее и мороженое |
214,4 |
340,3 |
166,4 |
241,5 |
48,1 |
98,8 |
0302–0304 |
Рыба свежая и мороженая |
337,3 |
1 004,5 |
332,0 |
986,7 |
5,2 |
17,9 |
0402 |
Молоко и сливки сгущенные |
80,5 |
256,5 |
12,7 |
44,7 |
67,8 |
211,8 |
0405 |
Масло сливочное |
62,6 |
266,7 |
48,4 |
202,9 |
14,2 |
63,7 |
0805 |
Цитрусовые |
854,0 |
869,9 |
850,9 |
868,1 |
3,1 |
1,7 |
0901 |
Кофе |
62,2 |
232,0 |
61,2 |
221,2 |
1,0 |
10,8 |
0902 |
Чай |
84,6 |
343,7 |
82,2 |
304,1 |
2,3 |
39,5 |
10 |
Зерновые культуры |
- |
386,8 |
- |
232,3 |
- |
154,5 |
1001 |
Пшеница и меслин |
483,2 |
136,7 |
10,2 |
2,0 |
473,0 |
134,7 |
1003 |
Ячмень |
192,3 |
65,6 |
188,8 |
64,7 |
3,5 |
0,9 |
1005 |
Кукуруза |
42,6 |
119,5 |
26,9 |
103,6 |
15,7 |
15,9 |
1512 |
Масло подсолнечное |
8,0 |
10,9 |
0,6 |
0,9 |
7,5 |
10,0 |
1602 |
Изделия и консервы из мяса |
16,2 |
79,3 |
11,6 |
59,2 |
4,6 |
20,0 |
170112–170114 |
Сахар-сырец |
350,3 |
170,9 |
350,0 |
170,7 |
0,3 |
0,2 |
1701991000 |
Сахар белый |
34,4 |
21,1 |
22,1 |
13,4 |
12,3 |
7,7 |
1801 |
Какао-бобы |
24,6 |
85,4 |
24,3 |
69,4 |
0,3 |
16,1 |
1806 |
Продукты, содержащие какао |
77,6 |
318,2 |
27,1 |
147,9 |
50,6 |
170,4 |
22 |
Напитки алкогольные и безалкогольные |
- |
1 289,9 |
- |
1044,0 |
- |
245,9 |
2402 |
Сигареты и сигары |
- |
55,4 |
- |
54,4 |
- |
1,0 |
2606 |
Руды и концентраты алюминиевые |
30,0 |
7,6 |
27,4 |
7,0 |
2,6 |
0,5 |
2701 |
Уголь каменный |
8 166,1 |
331,9 |
254,8 |
62,1 |
7911,3 |
269,7 |
2709 |
Нефть сырая |
519,7 |
89,9 |
0,0 |
0,0 |
519,7 |
89,9 |
2710 |
Нефтепродукты |
549,8 |
800,4 |
212,8 |
544,8 |
336,9 |
255,6 |
2710124100–2710125900 |
Бензин автомобильный |
189,1 |
153,1 |
1,4 |
1,9 |
187,6 |
151,2 |
2710193100–2710194800 |
Дизельное топливо, не содержащее биодизель |
35,1 |
25,3 |
1,4 |
1,8 |
33,7 |
23,5 |
271019510–271019680 |
Топлива жидкие, не содержащие биодизель |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
2711210000 |
Газ природный, млрд.куб.м |
4,2 |
115,4 |
0,0 |
... |
4,2 |
... |
2716 |
Электроэнергия, млн.кВт-ч |
2 574,5 |
70,7 |
306,0 |
9,2 |
2268,5 |
61,5 |
2941 |
Антибиотики |
- |
51,7 |
- |
49,6 |
- |
2,1 |
3003–3004 |
Медикаменты |
- |
5 766,0 |
- |
5713,0 |
- |
53,0 |
3808 |
Химические средства защиты растений |
59,1 |
418,6 |
57,9 |
403,6 |
1,2 |
15,0 |
4001–4002 |
Каучук натуральный и синтетический |
83,1 |
236,8 |
83,1 |
236,8 |
0,0 |
0,0 |
5201 |
Волокно хлопковое, нечесаное |
27,7 |
40,1 |
0,1 |
0,1 |
27,6 |
40,0 |
5208–5212 |
Ткани хлопчатобумажные, 1000 кв.м |
88 286,4 |
69,8 |
57864,4 |
49,5 |
30422,0 |
20,2 |
61–62 |
Одежда |
- |
3 864,2 |
- |
3187,2 |
- |
676,9 |
6403 |
Обувь кожаная, млн.пар |
43,4 |
1 008,2 |
40,3 |
943,7 |
3,1 |
64,5 |
72 |
Черные металлы |
3 164,3 |
2 886,2 |
1062,1 |
1435,4 |
2102,1 |
1450,8 |
72 (кроме 7201–7204) |
Черные металлы (кроме чугуна, ферросплавов, отходов и лома) |
2 971,6 |
2 606,2 |
995,1 |
1288,2 |
1976,6 |
1318,0 |
7304–7306 |
Трубы стальные |
487,8 |
877,0 |
245,8 |
550,8 |
242,0 |
326,1 |
84–90 |
Машины и оборудование |
- |
73 599,1 |
- |
66237,6 |
- |
7361,5 |
8703 |
Автомобили легковые, 1000 шт. |
445,2 |
8 671,0 |
412,2 |
8439,9 |
33,0 |
231,1 |
8704 |
Автомобили грузовые, 1000 шт. |
44 608,0 |
1 328,9 |
43,6 |
1157,7 |
1040,0 |
171,2 |
9401–9403 |
Мебель |
- |
1 564,6 |
- |
1377,6 |
- |
187,0 |
В целом, приведенные в данной работе информационные статистические данные можно сформулировать в трех основных направлениях: Россия является пятым государством по величине импортером сельскохозяйственной продукции в мире после ЕС, США, Китая и Японии, поскольку закупает 35 % всего потребляемого ею продовольствия и 40 % от этого импорта приходилось до введения санкций и ответных санкций именно на страны Европейского Союза (затем идет Бразилия примерно — 9 % от всего импорта продовольствия в Россию) [15].
Таблица 4
Перечень товаров, запрещенных кввозу вРоссию из США, стран ЕС, Канады, Австралии, Новой Зеландии иКоролевства Норвегии
Код ТН ВЭД ТС |
Наименование товара |
201 |
Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное |
202 |
Мясо крупного рогатого скота, замороженное |
203 |
Свинина свежая, охлажденная или замороженная |
207 |
Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные |
из 0210** |
Мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое |
0301, 0302, 0303, 0304, 0305, 0306, 0307, 0308 |
Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные |
0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406 |
Молоко и молочная продукция |
0701, 0702 00 000, 0703, 0704, 0705, 0706, 0707 00, 0708, 0709, 0710, 0711, 0712, 0713, 0714 |
Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды |
0801, 0802, 0803, 0804, 0805, 0806, 0807, 0808, 0809, 0810, 0811, 0813 |
Фрукты и орехи |
1601 00 |
Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе |
1901 90 110 0, 1901 90 910 0 |
Готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров |
2106 90 920 0, 2106 90 980 4, |
Пищевые продукты (молокосодержащие продукты, на основе растительных жиров) |
2106 90 980 5, 2106 90 980 9 |
Естественно, указанные выше наименования импортной продукции пришлось заменять аналогичной товарной продукцией из других стран происхождения, а это автоматически повлекло за собой изменение импортных логистических потоков. Прежде всего очевидно, что серьезно сократился в натуральном выражении объем сухопутных грузовых перевозок из Европы в Россию, т. к. продукты питания — это в целом дешевый вид продукции, если смотреть на пропорцию «цена/физический объем». Как следствие, нетрудно предположить, что пропорциональным образом вырос объем морских перевозок из тех стран, которые стали заменой европейским поставщикам (страны Латинской Америки, Китай и другие страны ЮВА и АТОР, а также ряд ближневосточных стран, прежде всего Иран).
На достаточно короткий период по времени львиную долю, например, фруктов и овощей на российском рынке предполагалось заменить продукцией из Турции. Но данная тенденция не успела получить серьезного развития, поскольку Турция сама оказалась в списке санкционных стран.
Если вопросы, связанные с изменениями импортных логистических потоков в связи с санкциями, были решены вполне безболезненно, если не считать роста транспортно-заготовительных расходов, которые легли бременем на карман отечественного потребителя, то гораздо тяжелее и тоньше оказался вопрос, связанный с нашим экспортом. В таблице 5 приведена структура экспорта РФ.
Таблица 5
Экспорт РФ вразрезе по кодам ТН ВЭД
Код ТН ВЭД |
Наименование |
Всего |
Дальнее зарубежье |
СНГ |
|||
тыс. тонн |
млн.$ |
тыс. тонн |
млн.$ |
тыс. тонн |
млн.$ |
||
Всего: |
- |
345 932,3 |
- |
298 657,4 |
- |
44 769,3 |
|
1001 |
Пшеница и меслин |
21 234,2 |
3 948,7 |
19 713,2 |
3 657,3 |
1 521,0 |
291,5 |
2208601100 |
Водка, дал 100 % спирта |
1 906 836,2 |
119,3 |
1 437 693,3 |
95,6 |
469 142,9 |
23,7 |
2510 |
Фосфаты кальция |
1 976,0 |
328,7 |
1 883,8 |
314,0 |
92,2 |
14,7 |
2601 |
Руды и концентраты железные |
21 254,5 |
1 013,8 |
18 298,8 |
900,4 |
2 955,7 |
113,4 |
2701 |
Уголь каменный |
152 662,9 |
9 480,3 |
142 447,0 |
8 732,3 |
10 216,0 |
748,0 |
2704 |
Кокс и полукокс |
2 448,6 |
357,7 |
824,9 |
104,9 |
1 623,8 |
252,8 |
2709 |
Нефть сырая |
244 485,1 |
89 576,5 |
221 603,4 |
83 955,7 |
22 881,7 |
5 620,8 |
2710 |
Нефтепродукты |
171 534,5 |
67 403,1 |
163 262,1 |
63 348,7 |
8 272,4 |
4 054,4 |
2710124100- 2710125900 |
Бензин автомобильный |
4 746,2 |
2 481,0 |
2 449,0 |
1 317,6 |
2 297,3 |
1 163,5 |
2710193100–2710194800 |
Дизельное топливо, не содержащее биодизель |
51 021,3 |
25 853,4 |
47 820,8 |
24 112,7 |
3 200,5 |
1 740,6 |
271019510–271019680 |
Топлива жидкие, не содержащие биодизель |
89 206,6 |
26 381,6 |
87 939,2 |
25 990,8 |
1 267,4 |
390,8 |
2711110000 |
Газ природный сжиженный, млн.куб.м |
21,4 |
4 546,1 |
21,4 |
4 546,1 |
- |
- |
2711210000 |
Газ природный, млрд.куб.м |
185,5 |
41 844,3 |
144,7 |
... |
40,7 |
... |
2716 |
Электроэнергия, млн.кВт-ч |
18 243,0 |
744,1 |
11 272,0 |
453,1 |
6 971,0 |
290,9 |
2814100000 |
Аммиак безводный |
3 585,1 |
1 355,8 |
1 127,6 |
443,6 |
2 457,4 |
912,2 |
290511 |
Метанол |
1 261,4 |
331,2 |
1 222,8 |
314,9 |
38,6 |
16,3 |
3102 |
Удобрения минеральные азотные |
11 593,7 |
2 672,2 |
10 431,4 |
2 409,4 |
1 162,3 |
262,8 |
3104 |
Удобрения минеральные калийные |
11 185,4 |
2 958,1 |
11 109,4 |
2 936,2 |
76,1 |
21,9 |
3105 |
Удобрения минеральные смешанные |
8 856,5 |
3 220,6 |
7 641,3 |
2 784,5 |
1 215,2 |
436,1 |
4002 |
Каучук синтетический |
936,6 |
1 377,4 |
882,9 |
1 303,6 |
53,8 |
73,8 |
4403 |
Лесоматериалы необработанные,1000 куб.м |
19 440,4 |
1 339,3 |
18 777,9 |
1 313,7 |
662,5 |
25,7 |
4407 |
Лесоматериалы обработанные |
14 326,4 |
3 073,5 |
11 434,9 |
2 656,3 |
2 891,4 |
417,3 |
4412 |
Фанера клееная, 1000 куб.м |
2 209,3 |
990,9 |
1 989,0 |
907,6 |
220,3 |
83,3 |
4702–4704 |
Целлюлоза древесная |
2 068,2 |
1 047,5 |
1 997,6 |
1 009,9 |
70,6 |
37,6 |
4801 |
Бумага газетная |
1 105,6 |
443,5 |
997,0 |
397,9 |
108,6 |
45,6 |
5208–5212 |
Ткани хлопчатобумажные, 1000 кв.м |
82 058,1 |
36,8 |
6 788,9 |
2,4 |
75 269,3 |
34,3 |
72 |
Черные металлы |
42 191,7 |
15 220,4 |
36 443,6 |
12 777,5 |
5 748,1 |
2 442,9 |
72 (кроме 7201–7204) |
Черные металлы (кр. чугуна, ферросплавовотходов и лома) |
28 312,2 |
10 871,1 |
23 975,4 |
8 799,3 |
4 336,8 |
2 071,8 |
7201 |
Чугун |
5 339,5 |
1 381,1 |
5 238,7 |
1 349,5 |
100,8 |
31,6 |
7202 |
Ферросплавы |
752,4 |
1 276,2 |
721,1 |
1 227,9 |
31,3 |
48,3 |
7207 |
Полуфабрикаты из углеродистой стали |
14 641,8 |
4 636,7 |
14 316,1 |
4 544,8 |
325,7 |
91,8 |
7208–7212 |
Прокат плоский из углеродистой стали |
7 968,0 |
3 321,0 |
6 521,5 |
2 530,0 |
1 446,5 |
791,0 |
7403 |
Медь рафинированная |
563,2 |
3 084,7 |
557,3 |
3 061,8 |
5,9 |
22,9 |
7502 |
Никель необработанный |
226,4 |
2 578,9 |
226,1 |
2 574,1 |
0,2 |
4,8 |
7601 |
Алюминий необработанный |
3 461,1 |
6 075,7 |
3 407,2 |
5 970,1 |
53,9 |
105,5 |
84–90 |
Машины и оборудование |
2 178,2 |
25 385,6 |
932,2 |
18 036,4 |
1 246,0 |
7 349,1 |
8703 |
Автомобили легковые, 1000 шт. |
97,4 |
1 109,8 |
11,3 |
249,6 |
86,1 |
860,2 |
8704 |
Автомобили грузовые, 1000 шт. |
20,0 |
451,5 |
5,3 |
221,6 |
14,7 |
230,0 |
Как нетрудно увидеть из таблицы, на втором месте после нефти и нефтепродуктов в списке экспортируемых Россией товаров идет газ, и это — трубопроводный газ. Логистика трубопроводного газа — абсолютно неэластичная и негибкая услуга, поскольку трубопровод строится один раз и на многие-многие десятилетия.
Следует отметить, что возможно его расширение, т. е. строительство второй, третьей и последующих нитей рядом, используя инфраструктуру и оборудование уже существующего трубопровода, но для магистральных газопроводов, по которым российский газ идет на экспорт, время от принятия решения о строительстве до запуска в опытную эксплуатацию очереднойнитки уходит примерно до десяти лет. Говорить о гибкости услуги транспортировки здесь не приходится.
В момент принятия санкций Брюссель однозначно исходил из того предположения, что России будет нечем ответить на угрозу снижения или полного прекращения закупок газа у отечественного «Газпрома», для которого Европа была крупнейшим потребителем на момент принятия санкций, как это видно из таблиц 6–7 ниже.
Таблица 6
Крупнейшие потребители газа, поставляемого Газпромом вдальнее зарубежье (2013г.) [4].
Страна |
Объем экспорта, млрд. м3 |
Германия |
40,15 |
Турция |
26,69 |
Италия |
25,32 |
Великобритания |
12,54 |
Польша |
9,79 |
Франция |
8,17 |
Чехия |
7,32 |
Венгрия |
5,97 |
Словакия |
5,42 |
Австрия |
5,23 |
Финляндия |
3,56 |
Болгария |
2,80 |
Греция |
2,62 |
Нидерланды |
2,13 |
Румыния |
1,19 |
Сербия |
1,14 |
Словения |
0,53 |
Швейцария |
0,37 |
Дания |
0,34 |
Босния и Герцеговина |
0,19 |
Македония |
0,05 |
Таблица 7
Прочие потребители газа, поставляемого Газпромом на внешние рынки (2013г.) [4]
Страна |
Объем вмлрд. м3 |
Украина |
25,8 |
Беларусь |
19,8 |
Казахстан |
4,7 |
Молдова |
2,4 |
Литва |
2,7 |
Армения |
1,7 |
Латвия |
1,1 |
Эстония |
0,7 |
Грузия |
0,2 |
Южная Осетия |
0,028 |
Однако так сложились обстоятельства, что у России есть сосед, который обладает огромным внутренним рынком газа и с которым в данный момент у РФ достаточно хорошие отношения — речь идет про Китай. Россия ускорила соответствующие переговорные процессы и заключила с Поднебесной рамочный договор на поставку газа сначала с месторождений Восточной Сибири (что не являлось альтернативой Европе), а потом и контракт на поставку газа с месторождений Западной Сибири, которые являются сырьевой базой для поставок в Европу.
В итоге, можно сказать, что с точки зрения международной, трансграничной, импортной и экспортной логистики, Россия обеспечила себе достойные альтернативы странам ЕС, однако эти альтернативы относительно более затратны. В части импорта, судя по росту цен на продукты и величине инфляции, увеличение затрат не очень критично, в части экспорта — дополнительные затраты весьма ощутимы из-за необходимости строительства двух магистральных трубопроводов в Китай.
Литература:
- Воронов В. И., Воронов А. В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27–36
- Воронов В. И., Воронов А. В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
- Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20–28.
- Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана [текст]: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентоввысших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент» — 080200 / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2013. -173 с.
- Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2014. -158 с.
- Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71–75.
- Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5–15.
- Ветошкин А. А., Витоженц А. С. Системный анализ в логистике потоков готовой товарной продукции автомобильной отрасли. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. // Журнал научных публикаций № 12 (декабрь) Часть III. С. 28–33. Москва. 2015.
- Ветошкин А. А. Исследование исторических аспектов специфики формирования логистики организации современного снабжения и обеспечения для автопроизводства. Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. // Сборник статей Международной научно-практической конференции. С 119–122. Уфа. РИО МЦИИ «Омега Сайнс». 2015.
- Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56–59.
- Петухов Д. В. Теоретические принципы разработки стратегии развития национальной логистической системы управления. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 37–42.
- Федеральная таможенная служба, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL:http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22570:-------2015-&catid=53:2011–01–24–16–29–43 (дата обращения: 15.03.16)
- Федеральная таможенная служба, архив статистических данных, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.fas.usda.gov/data/russia-bans-key-us-agricultural-exports (дата обращения: 15.03.16)
- Газпром в вопросах и ответах. 09.07.2014, Официальный сайт Газпрома. (дата обращения 15.03.16)