В статье представлен некоторые понятия, являющиеся базисом при использовании автоматизированных банковских технологий и систем, а также общие требования, предъявляемые к автоматизированным информационным банковским системам (АИБС). Рассматривается взаимосвязь банковских технологий и обеспечивающих их АИБС.
Ключевые слова: автоматизированная информационная банковская система,системы управления базами данных, информационная модель банка, кратковременные хранение информации.
При современном состоянии банковского дела трудно разделить собственно банковские технологии и обеспечивающие их автоматизированные информационные банковские системы; эти две части единого процесса настолько тесно связаны между собой, что не приходится говорить о них раздельно. Такое состояние дел хорошо заметно в последнее время, хотя начало было положено в конце 80-х годов с появлением коммерческих банков. Это проявляется во взаимном влиянии друг на друга банковских технологий и АИБС. Но, если влияние банка на развитие АИБС очевидно, то обратное утверждение требует пояснения.
Банки всегда стремились приобрести АИБС с большими функциональнымивозможностями и глубоко продуманными технологиями. Такое стремление привело некоторые банки к покупке известных западных систем именно ради заложенных в них технологий западного банковского дела. До сих пор российских систем такого уровня не было. Но сейчас они стали появляться на рынке. Пока они еще не достигли такой функциональности, как их западные аналоги. Но заложенные в них принципы позволяют говорить о том, что очень скоро они, по крайней мере, не будут уступать этим системам [1].
Технология работы банка складывается на основе установившихся традиций в банковской системе, нормативных материалов ЦБ и органов власти, экономической ситуации в регионах и на рынках, на которых работает банк. Но эти составляющие — общие для многих банков, однако известно, что двух одинаковых банков нет. Отличие одного банка от другого зависит, прежде всего, от опыта и взгляда руководства и ведущих сотрудников. Особую роль играет стоящая в банке АИБС, поскольку она в известной степени задает технические возможности и условия проведения банковских операций. Нетрудно привести примеры такого влияния: это и допустимые схемы начисления процентов, и гибкость ведения договоров, необходимая полнота различных досье, выражение и длина лицевого счета, возможность прямых проводок, применение разных схем конверсии для разных операций, не говоря уже о работе в реальном времени, единой базе и мультивалютности. Если АИБС работает в банке несколько лет и не вызывает прямой неприязни, то сотрудники банка настолько привыкают к ней, что начинают мыслить в ее идеологии; часто у них складывается впечатление, что иначе и работать-то нельзя, а, если и можно, то неудобно. При этом все недостатки (количество которых разное у разных систем) обходятся уже ставшими привычными способами: другими программами или просто записью, например, в Excel или даже в тетради (например: учет чековых книжек и дорожных чеков, подробное досье клиента, планирование и управление корсчетами, анализ взаимоотношений между отделами банка) [3].
Большинство банков сейчас работает на относительно простых системах российской разработки. При этом неважно, на каком языке программирования они написаны: на Clipper, Clarion, Betrive, Oracle и т. д.
Отметим несколько важных аспектов внедрения и использования АИБС этого класса:
– выбирая систему, банк соглашается работать по технологии, заложенной в систему; более того, система заставляет банк работать по своей технологии, отойти от которой фактически невозможно;
– фирме разработчику нет необходимости проводить предварительное обследование банка, поскольку без доработки изменить систему под индивидуальные требования банка обычно нельзя, а непринципиальные настройки (вроде корректировки схем начисления процентов, генерации макетов проводок специфических отчетов) делаются просто по ходу установки;
– за рамками системы этого класса остается немало нужной банку информации, которую в системе просто негде хранить (например, информация по плановым безналичным платежам клиентов, финансовые и другие документы клиентов, условия типовых договоров по расчетно-кассовому обслуживанию, информация о регионах и финансовых рынках и т. п.).
Очевидно, что идеальный автоматизированный банковский комплекс функционально должен быть максимально приближенным к требованиям банка и способным реагировать на любые нововведения, будь то выход на новый рынок банковских услуг, изменение законодательства или структуры управления банком. Таким требованиям отвечают системы комплексной автоматизации последнего поколения. Однако подобные системы доступны в основном крупным банкам из-за высокой стоимости. В этой ситуации возникают проблемы с использованием таких АИБС в малых и коммерческих банках, которые будут рассмотрены ниже [2].
Создание новой технологии помимо общесистемных принципов требует учета особенностей структуры банковских систем и специфики банковской деятельности. Прежде всего — это значительная сложность организационного взаимодействия, которая вызывает необходимость создания многоуровневых, иерархических систем (головной банк, его филиалы, обменные пункты) со сложными информационными связями прямого и обратного направления. В основу новой информационной технологии закладывается сетевая архитектура, связующая специализированные автоматизированные рабочие места.
Требования к автоматизированным информационным технологиям в банках. В основе любой автоматизированной банковской системы лежит информационная модель банка. Информационное обеспечение в банке можно разделить на два типа — внемашинное и внутримашинное. Первое — это направленное движение документов от источников формирования информации к ее получателям. Информационные потоки дают более полную картину информационной системы объекта, так как с их помощью выявляется пространственно-временные и объемные характеристики процессов и явлений, отражаются динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру банка. Единицами информационных потоков (информационных массивов) могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Выявление достоверных характеристик информационных потоков используется для обоснованного выбора вычислительных ресурсов и средств передачи данных [1].
Внутримашинные информационные потоки формируют информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей банковской системы. Они включают все виды специально организованной на машинных носителях информации для восприятия передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде файлов (информационных массивов), баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность банка и его подразделений, т. е. конкретную предметную область. Предметная область банковской деятельности характеризуется набором объектов, их свойств и взаимосвязей (процент, договор, счета и др.). Для каждого объекта определяется и набор его характеристик, свойств. Например, для клиента банка — это наименование организации, адрес, реквизиты руководителя и главного бухгалтера, регистрационный номер, номер расчетного счета и т. п. Новая технология требует интеграции информационных процессов, в частности, организации информации в виде совокупности данных в информационных массивах (баз данных).
Современные банковские технологии работают только с базами данных. Существуют различные инструментальные программные средства как для проектирования, так и для управления и поддержания баз данных — это прежде всего различные системы управления базами данных (СУБД). В зависимости от выполняемых функций их спектр может включать как простые, так и сложные многоплатформенные разработки [3].
Рассмотрим наиболее важные требования, предъявляемые к внутримашинному информационному обеспечению банковских систем.
Система управления банком, спроектированная на основе единой базы данных позволяет:
– полностью устранить необходимость взаимосвязи и стыковки по данным отдельно работающих подсистем, пользователей, задач;
– осуществлять все служебные коммуникации в реальном масштабе времени и с полной достоверностью в отличии от иных способов организации данных (например, документооборота);
– устранить все неточности и сбои, вызываемые неоднозначностью представления данных, управлять доступом к данным и вести регистрацию вносимых в базу изменений;
– сократить внемашинный документооборот банка и расход бумажных носителей;
– оптимизировать управление банком, структуру его персонала, упорядочить документооборот, унифицировать формы документов.
В настоящее время наиболее распространенной СУБД в малых и средних банках является «Btriever Tecorls Manager» фирмы «Novell». Программный продукт «Btrrive» является частью операционной системы «NetWare» и позволяет эффективно и надежно использовать ресурсы банковской системы [3].
Среди набора возможностей «Btrieve» отметим основные:
– реализация модели взаимодействия клиент-сервер, обеспечивающей высокую производительность при многопользовательском доступе к данным;
– интерфейс к различным языкам программирования С, Pascal, Assembler и др.;
– обработка транзакций, позволяющая выполнять логически связанные изменения в различных файлах;
– системное журналирование всех изменений в файлах;
– мониторинг использования системных ресурсов.
Альтернативный подход состоит в использовании в качестве основы для построения банковских систем распределенной переносимой реляционной СУБД «Oracle». В ней обеспечиваются надежные методы хранения и обработки данных, защита от сбоев и несанкционированного доступа, эффективная работа в многопользовательской среде и во всех популярных сетях, высокая производительность. Прикладные системы, созданные на базе СУБД «Oracle», одинаково эффективно функционируют на всех типах ЭВМ: персональных, мини и больших ЭВМ и лишены недостатков, при-сущих многим другим СУБД на ПЭВМ. Ввиду полной переносимости прикладных систем сохраняются все вложения в их разработку. Не требуется дополнительных затрат на переобучение персонала, а закупка нового оборудования не приводит к полному отказу от старого, ибо последнее может использоваться параллельно с новым. Недостатком СУБД «Oracle» является его достаточная высокая стоимость, поэтому система доступна, как правило крупным и средним банкам.
Основными элементами информационной базы АИБС являются ИМ, предназначенные для длительного или кратковременного хранения информации. Массивы данных, размещаемые в БД системы для длительного хранения, централизованного их использования и обновления различными потребителями информации, называются основными. Все другие массивы, предназначенные для кратковременного хранения и использования какого-то массива каким-то конкретным потребителем информации, называются рабочими [1].
Литература:
- Кочергин Д. Регулирование деятельности в сфере электронных денег // Банки и технологии, 2004, № 6, с. 52–61.
- Лямин Л. Организация банковского надзора в области Интернет-банкинга // Банки и технологии, 2003, № 2, с.28–33.
- «Банковские информационные системы» (Под ред. проф. В. В. Дика): Раздел 2, Глава 20, стр. 527–555.