В настоящее время перед учителем иностранного языка стоит серьезная задача воспитать гармонично развитую личность. Актуальность данной проблемы состоит в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ученика. В арсенале учителя достаточно средств для развития у него трудовых навыков, развитие творческого мышления, творческих способностей.
Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность.
Б.Шоу
Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности, ее развития, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны. Изменился способ и объем восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к обучению [1, с. 11]. Иностранный язык является одним из тех предметов, который помогает глубокому развитию личности обучающегося.
Обучение на современном этапе — это процесс развития учащихся, развития творческого мышления, его творческих способностей. А основная задача школы — развитие и формирование личности школьников. Перед нами стоит одна из самых сложных задач — создание среды, благоприятной для становления личности каждого ребёнка.
Мы хотим показать средства, которые помогают нам решить одну из главных задач обучения — научить учеников трудиться на уроке и вне его, пробудить интерес в его душе, сделать учение посильным и радостным, воспитать личность с развитым творческим мышлением.
Вопрос «Как добиться максимального творческого и интеллектуального развития личности?» должен стать главенствующим в работе учителя. Наличие профессиональных знаний по использованию современных педагогических технологий, приемов и методов работы с ними помогают учителю успешно решать эту задачу.
Педагогические технологии, с помощью которых можно реализовать новые требования, это хорошо известные технологии: проблемного обучения, проектного обучения, информационные и коммуникационные технологии, игровые технологии, коммуникативные технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Интеллектуальное развитие ученика, развитие его эмоциональной сферы происходит путем изучения английского языка с первых шагов обучения. В основе обучения английскому языку на начальном этапе лежит игровая технология. На своих уроках мы применяем разнообразные игры, развивающие интеллект, память и творчество ребенка: грамматические игры, лексические игры, фонетические игры, ролевые игры (творческие игры), орфографические игры. Среди них такие игры, как «Волшебный коробок», «Слепая сова», «Самый проворный», «Крестики-нолики», «Обгони меня», игра-проект и т. д. А, например, при изучении темы «Профессии и необходимые качества для ее овладения» лучшего приема, чем деловая игра не найти. Учитель может раздать роли интервьюера и интервьюируемого, научить писать резюме и объявления о приеме на работу. В основе интерактивных методов обучения заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями и развитию ученика в целом. В игре развиваются способности ребенка. Игра требует напряжения умственных сил. Положительным является тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Эмоциональность легко соединяется с художественностью. Театральная, музыкальная, литературная или другая деятельность детей при обучении иностранному языку не только вызывает их неподдельный интерес и желание к обучению, но также оказывает положительное воздействие на развитие внимания, памяти, мышления, воображения [2, с.12].
В игре ребенок под давлением спора и возражений начинает пытаться оправдать свою мысль в глазах других и начинает наблюдать собственное мышление.
Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, который положен в основу проектной технологии. Цель внедрения проектной технологии: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления; способствовать повышению качества обучения и воспитания. Организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.
Наши ученики с интересом участвуют в создании классных проектов по УМК «New Matrix», «Starlight», «Forward». Проектная технология обучения активно влияет на развитие мотивационной сферы обучаемого. В работе над проектом дети учатся сотрудничать, а это воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых, т. е. идёт неразрывный процесс обучения и воспитания. Проекты — это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, развивающих речемыслительную деятельность учеников, вызывающих живой интерес и здоровый азарт. Вовлекая учащихся в проектную деятельность, нам хотелось, чтобы каждый из них максимально развил и использовал свои задатки уже в школе. Интересными были работы над проектами: «Лондон-город моей мечты», «Традиции нарекания имен в Англии и России», «Праздники России». Ребята подготовили интересные плакаты, буклеты, слайдовые презентации, создали справочник истории имен своей семьи. Работая над проектами “Великобритания”, “Американские праздники”, “Английская кухня”, “Путешествие по Америке”, ребята изготовили очень интересные рекламные проспекты, фоторепортажи.
Активным стимулом к обучению может стать включение учащихся в коллективную деятельность, через прием «метод проб и ошибок». Например, при изучении слов-исключений в теме «Множественное число существительных», мы спрашиваем, знает ли учащийся как образовать множественное число существительного, Ответ, безусловно, утвердительный. Тогда мы предлагаем образовать множественное число таких существительных как child, tooth, family и др. Учащиеся допускают ошибки. Учитель демонстрирует правильное образование, обучающиеся выражают удивление, возникает проблемная ситуация, таким образом, учащиеся сами определяют новую тему урока. Данные занятия помогают учащимся проявлять инициативу, рисковать, осуществлять творческую деятельность.
Со своими учащимися мы часто работаем, используя информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях. Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий помогают эффективно развивать различные коммуникативные умения учащихся. Все наши учащиеся охотно работают с компьютером, с желанием участвуют в создании слайдовых презентаций, проектов, с удовольствием выполняют компьютерные тесты, пользуются электронными справочниками и словарями. Для подготовки проекта используются также образовательные ресурсы возможности Интернета. Использование ИКТ способствует развитию творчества, самостоятельности, помогает проявить свои исследовательские способности.
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо оказывает существенную помощь в развитии личности обучающихся, т. к. на таких уроках происходит развитие творческих способностей учащихся. Приемами, вызывающими интерес у наших обучающихся, являются: Синквейн, Фишбоун, Рафт, Инсерт, Шесть шляп, Кластер. Доказано, что процесс изучения иностранного языка способствует развитию умственных способностей. Мы убеждаем ребят, что можно довольно хорошо изучить и понять другие предметы и даже точные дисциплины, такие как математика, физика, химия и т. д., так как изучение иностранного языка требует запоминания и понимания нескольких тысяч новых слов и понятий, в результате чего мозг получает хорошую тренировку. А это поможет сохранить хорошую память до глубокой старости. Наши ученики часто получают творческие задания, например: назовите растение, которое является частью всех последующих слов, обозначающих a sack for keeping hop, a game for children, an event in sport, the name of an animal, the place where this plant grows, a person of a very small height. Чтобы выполнить такие задания, ученики должны поработать со словарем. Это упражнение может быть подано как кроссворд, как загадка. Стоит только включить воображение. Работа со словарем является неисчерпаемым источником для создания такого типа творческих заданий, как нахождение английских полиндромов.
Причем учащиеся должны сами придумать и подсказку найденным полиндромам:
a heroic action — deed
a lady — madam
a signal for help — SOS
a boy’s name — Bob
a strong stroke — pop
Одним из любимых видов деятельности наших ребят является придумывание загадок в стихах на английском языке. Сначала мы выбираем объект разговора и пару рифм, затем следует творческий процесс.
FROG SPIDER
I am slippy, green and fat. I can frighten everybody.
I am ugly like a rat. I can bite your trembling body.
I can croak from the log. I can move with all my legs.
I am a poor little… (frog) I can weave a lot of webs.
Интересной и полезной работой в этом направлении считаем упражнения по нахождению «ложных близнецов». Учащиеся делают картотеку «ложных близнецов», а затем составляют предложения с найденной парой.
FOUR — FOR EAT — IT
Four of us worked for pleasure. It usually likes to eat it.
Определенную сложность в творческой работе учащихся вызывают упражнения типа “Catch the word”. Они требуют сложного умственного труда, наличия лексико-грамматических навыков. Однако благодаря разнообразной тематики можно создавать множество различных вариантов заданий.
Тема: «Животный мир». Составить задание: найти названия животных и насекомых в предложенных вами предложениях.
I want to do good exercises. (dog)
This man tried to help me. (ant)
Другим эффективным средством развития творческого мышления и творческих способностей учащихся является их работа в научно-исследовательских обществах. Наши учащиеся сами выбирают тему исследования, осуществляют сбор и анализ полученного материала, ведут поиск, используя современные методы и приемы, делают презентации.
В основе такого вида работ учащихся лежит плодотворная активная деятельность, развивающая не только эмоциональную сферу ребенка, но и его творческие способности, мышление. В процессе работы они синтезируют, классифицируют, анализируют систематизируют полученную информацию, учатся доказывать поставленную гипотезу, добиваться цели и решать множественные задачи.
Поле деятельности учителя безгранично. И главным условием успешного взаимодействия учителя с учениками является диалог.
Литература:
- Комарова Э. П., Трегубова Е. Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе.- 2000.- № 6.- С.11–15.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 г. — 360 с.