Discussed options for criteria of optimality in the problem of choosing the learning objectives. Let there be formally described educational environment, where we can solve the problem of construction of individual educational route. If the set of target competencies specified in advance, the problem is reduced to minimization of expenses for their development. But sometimes a different formulation: known to enhance the training resources, which need to achieve maximum results.
Keywords: Competence, educational route.
Проблемапоискаиндивидуальногопутиобучения
Современное образование переживает очень интересный период. Благодаря Интернету становятся общедоступными многие образовательные ресурсы. Однако мало предоставить доступ к учебному контенту. Нужно подобрать материал под способности и потребности обучаемого. Иначе кто-то обнаруживает, что не может понять предлагаемый материал, а для кого-то всё оказывается уже известным и не несущим новой информации. Сейчас это становится одной из главных проблем. Можно сказать, что в смысле организации поиска среди образовательных Интернет-ресурсов, учащийся оказался в положении пользователя Интернета до изобретения поисковиков. Теоретически много чего доступно, но найти то, что требуется именно ему, почти не реально. В результате огромный процент напрасно потраченных усилий. Согласно недавним исследованиям, коэффициент удержания студентов на Coursera составлял лишь 4 %, а завершаемость MOOC-курсов только 6.8 %.
Модель образовательной среды
Как может выглядеть требуемая поисковая система? На наш взгляд, основу её должно составлять формализованное описание образовательных ресурсов, как одного или нескольких «обучающих модулей» с указанием, какие компетенции требуются для прохождения каждого «обучающего модуля», а какие формируются при его прохождении. Кроме того, для каждого модуля нужно знать, каких ресурсов он требует. Во-первых, это время учащегося, а иногда денежный взнос за право доступа. При желании, можно вывести «личную стоимость» прохождения модуля, оценив, в какую сумму человек оценивает каждый потраченный час.
Учащийся будет характеризоваться набором компетенций, которыми он владеет и набором компетенций, которые ему нужно освоить. В этом случае задача построения для него индивидуального образовательного маршрута сводится к уже известным моделям [1].
Критерии оптимальности набора компетенций
Но часто задача ставится несколько иначе. Известен набор ресурсов, которыми располагает обучаемый, и нужно достичь максимально возможного результата. Примерно в таком положении оказывается студент-первокурсник в американском ВУЗе, которому для получения диплома нужно «отсидеть» определённое число часов, но при этом он имеет реальную возможность выбора курсов. Подобную задачу можно ставить и решать по-разному. Здесь мы рассмотрим основные типы подходов к её решению.
- Максимальная сумма оценок достигнутых компетенций — исходит из предположения, что каждой из компетенций можно приписать некоторую оценку её «полезности», которые не влияют друг на друга. Тогда лучшим будет такой образовательный маршрут, на котором освоен набор компетенций, максимальный по сумме таких оценок.
- Оптимальная основа для дальнейшего обучения — также основывается на наборе независимых оценок для компетенций, но в качестве оптимальной рассматривает не тот набор, который даёт максимальную сумму, а тот, на основе которого можно будет получить максимальную сумму оценок при условии вложения дополнительных ресурсов в обучение. Напоминает ситуацию с выбором курсов бакалавром, который затем намерен пойти в магистратуру.
Впрочем, наиболее целеустремлённые студенты к двум предыдущим вариантам относятся скептически. Зачем становиться эрудитом и универсалом, если для получения хорошей работы нужны лишь несколько специфических компетенций. Лучше все усилия сосредоточить только на них.
- Возможность претендовать на наилучшие типы вакансий — это как раз подход таких максималистов. Для постановки и решения задачи в этом случае, нужно иметь формализованную базу данных о существующих типах вакансий. Какие компетенции требуются для их занятия. Какое вознаграждение будет получать работник, их занявший. При желании, оценка вакансии может сводиться не к деньгам, а к более сложной комбинации параметров — оплата, перспективы роста, удовлетворённость работой и т. д., но с формальной точки зрения нам важно лишь, что такая оценка возможна. В этом случае задача оптимизации будет заключаться в нахождении такого маршрута, на котором достигается набор компетенций, позволяющий претендовать на наилучший из доступных типов вакансий.
Любопытное следствие такого подхода заключается в том, что иногда можно получить вывод, что достаточно учиться не четыре года, а полтора — всё равно дальнейшее обучение не улучшит перспектив трудоустройства. Или вообще можно не учиться — лучшие из доступных вакансий достижимы и с имеющимися у студента компетенциями. Понятно, что такой категорический вывод не будет универсален. Во-первых, в жизни всегда есть варианты, не отражённые в базах данных, а во-вторых, возможность претендовать на вакансию не даёт полной гарантии её занятия.
- Вероятностная оценка занятия доступных типов вакансий — более сложный критерий, в котором учитывается не только то, какие из типов вакансий становятся доступными, но и то, какова вероятность их занять с учётом того, как часто появляются и исчезают рабочие места данного типа, имеется ли по ним избыток или недостаток адекватных претендентов. Если предположить, что выпускник будет стремиться занять самые ценные вакансии, когда те освобождаются, а на менее ценные соглашаться лишь в случае, если не удалось занять ни одну из лучших, то мы получим классическую Марковскую цепь вероятностных переходов. Для такой цепи можно оценить усреднённую по времени занятия ценность вакансий, которая соответствует данному набору целевых компетенций. Чаще всего заметный вклад в такое усреднение вносят лишь несколько типов вакансий из «вершины списка», а влиянием остальных можно пренебречь.
- Оптимизация шансов на занятие типов вакансий сучётом возможности доучивания — ситуация, аналогичная предыдущей в плане оценивания выгодности набора целевых компетенций, но добавлена возможность доучивания. От классической модели бакалавриат-магистратура этот подход отличается другой логикой выбора момента для продолжения образования. Если «путешествуя» по Марковской цепи переходов между типами вакансий, выпускник оказывается отброшенным на вакансию, где уровень дохода меньше определённой границы, он может от неё отказаться и использовать время вынужденного простоя для самообразования. Как показывает практика, во время кризисов многие ценные специалисты, временно оставшиеся без работы, поступают именно так.
Сегодня при составлении учебных планов ВУЗа или при выборе индивидуальной программы обучения, приведённые выше оценки проводятся либо интуитивно, либо крайне приближённо. Однако в ближайшем будущем можно ожидать появления экспертных систем, способных правильно провести такую оптимизацию.
Литература:
- Роменец В. А., Моргунов И. Б., Нерсесов Т. В. Автоматизированная система проектирования содержания обучения по специальностям вузов: Учеб.-метод. пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 148 с.
- Середа С. Г. Задача поиска оптимального компетентностного покрытия при автоматизированном составлении учебных планов // Вторая региональная научно-практическая конференция «Менеджмент качества и инновации -2009» г. Великий Новгород. С 62–64.