В статье проведен конкурентный анализ рынка фитнес-услуг в Рязанской области, определены факторы развития исследуемой сферы и потенциальные угрозы.
Ключевые слова: региональный рынок, фитнес-индустрия, конкурентный анализ, PEST-анализ.
В настоящее время развитие отечественной экономики с присущими ей чертами стремительного развития товарных рынков, усиления конкуренции на действующих и ростом входных барьеров на вновь формирующихся рынках осуществляется в условиях кризиса, сопровождающегося дефицитом финансов и падением оборотов. Поэтому обеспечение конкурентоспособности организаций достигается преимущественно не через новые производственные технологии, а посредством новых методов управления и привлечения клиентов. Современная ситуация на рынке сопровождается применением новых форм организации бизнеса и методов управления. В связи с этим становится очевидным, что потребность в эффективных маркетинговых решениях неуклонно растет.
В настоящее время в России количество людей, занимающихся фитнесом, по сравнению с зарубежными странами составляет незначительную величину от общей численности населения. По данным ВЦИОМ, только 3 % от общей численности населения России занимаются фитнесом. При этом число любителей фитнеса в России растет, и это позволяет утверждать, что резервы у российского рынка фитнес-услуг достаточно велики.
Следует отметить, что региональный рынок фитнес-услуг значительно отличается от столичного рынка. По мнению экспертов, можно выделить ряд особенностей, характерных для региональных рынков фитнес-услуг.
Во-первых, региональный рынок на несколько лет отстает от столичного в развитии фитнес-индустрии, однако, в региональных центрах в настоящее время функционируют клубы премиум-класса, в более маленьких городах они отсутствуют. Таким образом, фитнес-центры наиболее распространены в крупных городах с большой численностью населения, с развитой инфраструктурой и наличием предпосылок для интенсивного развития во всех сегментах рынка.
В настоящее время развитие сетей фитнес-клубов в основном и происходит за счет интенсивной региональной экспансии, однако около половины рынка в стоимостном выражении принадлежит Москве (рисунок 1). Второй место на рынке занимает Санкт-Петербург.
Сегмент клубов для среднего класса пока достаточно свободен, но становится все более привлекательным для инвесторов из премиум-класса с точки зрения расширения бизнеса и повышения его доходности. Расширяя границы бизнеса, фитнес-операторы выходят на средний сегмент с целью получения новой целевой аудитории.
Рис. 1. Структура рынка фитнес-услуг в России в стоимостном выражении, % [2]
В последние годы фитнес-индустрия в России развивается за счет привлечения различных ресурсов, в частности с помощью организации и проведения выставочных и фестивальных проектов.
Данное направление находится на втором месте в списке физкультурно-оздоровительных услуг после плавания.
В Рязанской области наибольшее количество фитнес-клубов в региональном центре. В настоящее время насчитывается порядка 36 таких спортивно-оздоровительных заведений.
Региональный рынок фитнес-услуг развивается в трех ценовых сегментах: премиум, средний класс, эконом (или демократический). Сразу следует отметить, что премиум сегмент имеет незначительную долю в г. Рязани, по разным оценкам, составляет 10–12 %.
Для клубов категории премиум и люкс характерен высокий уровень обслуживания и высокие цены. Стоимость годовой клубной карты в таких заведениях составляет выше 40000 рублей.
Для клубов массового спроса характерно динамичное развитие, поскольку предлагаемая ценовая категория является наиболее приемлемой. Стоимость годового абонемента в клубах среднего класса составляет порядка 15000 рублей в год. Существует мнение, что именно за этой группой клубов будущее.
Рис. 2. Ценовая структура рынка фитнес-услуг, %
Клубы низкой ценовой категории представляют ограниченный ассортимент услуг. Они характеризуются использованием морально устаревшего оборудования, ограниченным перечнем услуг и отсутствием дополнительных сопутствующих услуг, низким уровнем квалификации спортивных тренеров.
На основе проведенного исследования нами была построена конкурентная карта рынка фитнес-услуг в разрезе ценовой привлекательности и широты оказываемых услуг, в соответствии с которой можно выделить несколько сильнейших компаний на Рязанском рынке. К нимотносятся«Fit-elit», «Fit Profi», «Premium»,«Beauty & Body», «Аристократ», «ALEX FITNESS». Обозначенные фитнес-центры занимают большую долю рынка и представляют наиболее привлекательные по цене предложения.
Рассмотрим, основные преимущества и недостатки основных крупных игроков исследуемого рынка, сгруппированные по результатам проведенного опроса.
При выборе фитнес-клуба люди руководствуются рядом критериев, в числе которых по степени снижения значимости находятся:
− стоимость услуги;
− близость к дому;
− набор и разнообразие программ;
− приветливость, услужливость и профессионализм сотрудников;
− наличие бассейна;
− наличие сопутствующих услуг;
− современные тренажеры;
− отсутствие тесноты.
Таблица 1
Конкурентный анализ крупнейших фитнес-центров г. Рязани
Наименование |
Основные сильные стороны |
Основные слабые стороны |
Фитнес-центр «Fit Profi» |
− качественное обслуживание − исправная работа всех интересующих вас тренажеров − удобное расположение − возможность самим выбирать время |
− завышенная цена − непродуманность групповых занятий с тренером − отсутствие по близости детских центров − небольшие залы |
Фитнес-клуб ALEX FITNESS |
− качественное обслуживание − исправная работа всех тренажеров − возможность самим выбирать время |
− завышенная цена − небольшие залы − ограниченный перечень услуг |
Фитнес-клуб Premium |
− качественное обслуживание − удобное расположение − разнообразие тренажеров |
− слабая гибкость расписания − высокие цены |
Аристократ |
− качественное обслуживание − удобное расположение − разнообразие видов фитнеса |
− недостаточность дополнительных услуг − слабая гибкость графика |
«Beauty & Body» |
− качественное обслуживание − гибкое расписание |
− мало тренажеров − небольшой тренажерный зал − ограниченное количество программ |
Поскольку главным фактором в выборе фитнес-компании является ценовой фактор, важно знать размер денежных доходов населения и численность этих групп.
Во-первых, важно отметить, что за последние годы численность населения Рязанской области сократилась на 0,5 %, в том числе трудоспособного населения на 12000 человек. При этом численность пенсионеров на протяжении последних пяти лет не изменяется и составляет 38600 человек. Таким образом, наблюдается естественная убыль населения.
По данным Росстата, в 2015 году наблюдается снижение денежных доходов населения региона на 8,1 %. [1, стр. 357] При этом потребительские расходы в среднем на душу населения возросли на 1645 рублей. Удельный вес численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2015 году составил 10,9 %.
Таким образом, общая демографическая ситуация в регионе может быть оценена как неблагоприятная, выступая в качестве сдерживающего фактора развития исследуемой сферы.
Обозначенные выше критерии позволяют определять направления развития фитнес-индустрии от изменения количества клубов среднего ценового сегмента, приближения фитнеса к дому клиента до разнообразия программ и т. п.
Таблица 2
Структура населения по величине среднедушевых денежных доходов,%
№п/п |
Наименование показателя |
Период исследования |
||
2013г. |
2014г. |
2015г. |
||
1 |
До 8600 рублей |
12,5 |
11,7 |
10,9 |
2 |
8600–15000 рублей |
18,4 |
19,2 |
19,8 |
3 |
15001–25000 рублей |
20,1 |
22,4 |
22,8 |
4 |
25001–35000 рублей |
40,4 |
37,3 |
36,7 |
5 |
Более 35000 рублей |
8,6 |
9,4 |
9,8 |
В настоящее время развитие рынка фитнес-услуг осуществляется преимущественно за счет трех основных направлений: улучшение качества технического оснащения фитнес-центра, индивидуализация отношения к клиенту, введение новых эксклюзивных или популярных массовых тренировочных программ. Жесткая конкуренция в сегменте люкс подталкивает клубы к использованию различных маркетинговых ходов. Так, многие фитнес-клубы сегодня выдвигают конкурентные предложения по оплате. Время от времени клубы объявляют о скидках (как правило, не более 15 % от стоимости карты), предлагают особые условия для корпоративных клиентов, пенсионеров и детей. Для привлечения клиентов многие фитнес-операторы также предлагают перечень услуг, связанных не только с фитнесом, но и с досугом: организация дня рождения, детские праздники, корпоративные и туристические мероприятия.
По данным экспертов, женщины в четыре раза чаще мужчин увлекаются фитнесом. Среди спортивных женщин 71 % считает фитнес наиболее подходящим занятием, а вот среди спортивных мужчин доля приверженцев фитнеса не превышает 40 %.
Среди возрастных групп, наиболее активной частью клиентов фитнеса является группа 20–29 лет. Одновременно с этим, сегодня формируется потребитель фитнес-услуг старшей возрастной группы. Уже сейчас на клиентов старше 40 лет приходится 13,2 %. А дальнейшее общественное развитие фитнес-культуры в ближайшие 10 лет потребует от фитнес-клубов разработки специальных программ для возрастных категорий.
Для общей оценки отрасли проведем PEST-анализ рынка, который позволит установить основные тенденции и перспективы его развития.
Таблица 3
PEST-анализ рынка фитнес-услуг для Рязанского региона
P (Political)— политические факторы |
E (Economical)— экономические факторы |
− разработанность нормативно-правовой базы − стабильность политической системы − высокий уровень коррумпированности |
− перспективы развития рынка фитнес-услуг − уровень инфляции в 2015 году 12,9 % − снижение реальных доходов населения на 8,1 % − уровень безработицы 4,9 % |
S (Socio — cultural) — социальные факторы |
T (Technological) — технологические факторы |
− численность населения 1135,4 тысяч человек, из них 45,5 % мужчин − трудоспособного населения 638,6 тысяч человек − продолжительность жизни мужчин– 64,7 лет, женщин — 70,8 лет − среднемесячная заработная плата 24909 рублей − величина прожиточного минимума 8442 рубля |
− модернизация силовых тренажеров − совершенствование оздоровительных методик − развитие мобильных коммуникаций − развитие информационных технологий в маркетинговой деятельности компаний |
Таким образом, среди факторов, благоприятствующих развитию рынка фитнес-услуг, можно отметить совершенствование оздоровительных методик, развитие информационных технологий, развитие правовой базы, регулирующей физкультурно-оздоровительную деятельность.
Группы социальных и экономических факторов носят негативный характер, отрицательно влияющих на функционирование и развитие предприятий фитнес-индустрии. Они выступают в качестве основных рисков для исследуемого объекта.
Итак, потенциал развития фитнес-индустрии регионального рынка можно оценивать как высокий в связи с большим спросом на фитнес-услуги. При этом успех фитнес-клуба обеспечивает высокое качество услуг, выбор выгодного местоположения клуба, проведение гибкой ценовой политики, расширение разнообразия услуг.
Литература:
- Социально-экономическое положение России. 2015 год — М.: Росстат, 2016.
- Структура рынка фитнес-услуг в России в стоимостном выражении //Экспресс-обзор / Режим доступа: http://www.allmedia.ru/PressRelease/PressReleaseShow.asp?ID=100620]