Конкурентная оценка регионального рынка фитнес-индустрии: особенности и тенденции развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 22.04.2016

Статья просмотрена: 3611 раз

Библиографическое описание:

Гравшина, И. Н. Конкурентная оценка регионального рынка фитнес-индустрии: особенности и тенденции развития / И. Н. Гравшина, О. Е. Никишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 530-534. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28932/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье проведен конкурентный анализ рынка фитнес-услуг в Рязанской области, определены факторы развития исследуемой сферы и потенциальные угрозы.

Ключевые слова: региональный рынок, фитнес-индустрия, конкурентный анализ, PEST-анализ.

В настоящее время развитие отечественной экономики с присущими ей чертами стремительного развития товарных рынков, усиления конкуренции на действующих и ростом входных барьеров на вновь формирующихся рынках осуществляется в условиях кризиса, сопровождающегося дефицитом финансов и падением оборотов. Поэтому обеспечение конкурентоспособности организаций достигается преимущественно не через новые производственные технологии, а посредством новых методов управления и привлечения клиентов. Современная ситуация на рынке сопровождается применением новых форм организации бизнеса и методов управления. В связи с этим становится очевидным, что потребность в эффективных маркетинговых решениях неуклонно растет.

В настоящее время в России количество людей, занимающихся фитнесом, по сравнению с зарубежными странами составляет незначительную величину от общей численности населения. По данным ВЦИОМ, только 3 % от общей численности населения России занимаются фитнесом. При этом число любителей фитнеса в России растет, и это позволяет утверждать, что резервы у российского рынка фитнес-услуг достаточно велики.

Следует отметить, что региональный рынок фитнес-услуг значительно отличается от столичного рынка. По мнению экспертов, можно выделить ряд особенностей, характерных для региональных рынков фитнес-услуг.

Во-первых, региональный рынок на несколько лет отстает от столичного в развитии фитнес-индустрии, однако, в региональных центрах в настоящее время функционируют клубы премиум-класса, в более маленьких городах они отсутствуют. Таким образом, фитнес-центры наиболее распространены в крупных городах с большой численностью населения, с развитой инфраструктурой и наличием предпосылок для интенсивного развития во всех сегментах рынка.

В настоящее время развитие сетей фитнес-клубов в основном и происходит за счет интенсивной региональной экспансии, однако около половины рынка в стоимостном выражении принадлежит Москве (рисунок 1). Второй место на рынке занимает Санкт-Петербург.

Сегмент клубов для среднего класса пока достаточно свободен, но становится все более привлекательным для инвесторов из премиум-класса с точки зрения расширения бизнеса и повышения его доходности. Расширяя границы бизнеса, фитнес-операторы выходят на средний сегмент с целью получения новой целевой аудитории.

Рис. 1. Структура рынка фитнес-услуг в России в стоимостном выражении, % [2]

В последние годы фитнес-индустрия в России развивается за счет привлечения различных ресурсов, в частности с помощью организации и проведения выставочных и фестивальных проектов.

Данное направление находится на втором месте в списке физкультурно-оздоровительных услуг после плавания.

В Рязанской области наибольшее количество фитнес-клубов в региональном центре. В настоящее время насчитывается порядка 36 таких спортивно-оздоровительных заведений.

Региональный рынок фитнес-услуг развивается в трех ценовых сегментах: премиум, средний класс, эконом (или демократический). Сразу следует отметить, что премиум сегмент имеет незначительную долю в г. Рязани, по разным оценкам, составляет 10–12 %.

Для клубов категории премиум и люкс характерен высокий уровень обслуживания и высокие цены. Стоимость годовой клубной карты в таких заведениях составляет выше 40000 рублей.

Для клубов массового спроса характерно динамичное развитие, поскольку предлагаемая ценовая категория является наиболее приемлемой. Стоимость годового абонемента в клубах среднего класса составляет порядка 15000 рублей в год. Существует мнение, что именно за этой группой клубов будущее.

Рис. 2. Ценовая структура рынка фитнес-услуг, %

Клубы низкой ценовой категории представляют ограниченный ассортимент услуг. Они характеризуются использованием морально устаревшего оборудования, ограниченным перечнем услуг и отсутствием дополнительных сопутствующих услуг, низким уровнем квалификации спортивных тренеров.

На основе проведенного исследования нами была построена конкурентная карта рынка фитнес-услуг в разрезе ценовой привлекательности и широты оказываемых услуг, в соответствии с которой можно выделить несколько сильнейших компаний на Рязанском рынке. К нимотносятся«Fit-elit», «Fit Profi», «Premium»,«Beauty & Body», «Аристократ», «ALEX FITNESS». Обозначенные фитнес-центры занимают большую долю рынка и представляют наиболее привлекательные по цене предложения.

Рассмотрим, основные преимущества и недостатки основных крупных игроков исследуемого рынка, сгруппированные по результатам проведенного опроса.

При выборе фитнес-клуба люди руководствуются рядом критериев, в числе которых по степени снижения значимости находятся:

− стоимость услуги;

− близость к дому;

− набор и разнообразие программ;

− приветливость, услужливость и профессионализм сотрудников;

− наличие бассейна;

− наличие сопутствующих услуг;

− современные тренажеры;

− отсутствие тесноты.

Таблица 1

Конкурентный анализ крупнейших фитнес-центров г. Рязани

Наименование

Основные сильные стороны

Основные слабые стороны

Фитнес-центр «Fit Profi»

− качественное обслуживание

− исправная работа всех интересующих вас тренажеров

− удобное расположение

− возможность самим выбирать время

− завышенная цена

− непродуманность групповых занятий с тренером

− отсутствие по близости детских центров

− небольшие залы

Фитнес-клуб ALEX FITNESS

− качественное обслуживание

− исправная работа всех тренажеров

− возможность самим выбирать время

− завышенная цена

− небольшие залы

− ограниченный перечень услуг

Фитнес-клуб Premium

− качественное обслуживание

− удобное расположение

− разнообразие тренажеров

− слабая гибкость расписания

− высокие цены

Аристократ

− качественное обслуживание

− удобное расположение

− разнообразие видов фитнеса

− недостаточность дополнительных услуг

− слабая гибкость графика

«Beauty & Body»

− качественное обслуживание

− гибкое расписание

− мало тренажеров

− небольшой тренажерный зал

− ограниченное количество программ

Поскольку главным фактором в выборе фитнес-компании является ценовой фактор, важно знать размер денежных доходов населения и численность этих групп.

Во-первых, важно отметить, что за последние годы численность населения Рязанской области сократилась на 0,5 %, в том числе трудоспособного населения на 12000 человек. При этом численность пенсионеров на протяжении последних пяти лет не изменяется и составляет 38600 человек. Таким образом, наблюдается естественная убыль населения.

По данным Росстата, в 2015 году наблюдается снижение денежных доходов населения региона на 8,1 %. [1, стр. 357] При этом потребительские расходы в среднем на душу населения возросли на 1645 рублей. Удельный вес численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2015 году составил 10,9 %.

Таким образом, общая демографическая ситуация в регионе может быть оценена как неблагоприятная, выступая в качестве сдерживающего фактора развития исследуемой сферы.

Обозначенные выше критерии позволяют определять направления развития фитнес-индустрии от изменения количества клубов среднего ценового сегмента, приближения фитнеса к дому клиента до разнообразия программ и т. п.

Таблица 2

Структура населения по величине среднедушевых денежных доходов,%

п/п

Наименование показателя

Период исследования

2013г.

2014г.

2015г.

1

До 8600 рублей

12,5

11,7

10,9

2

8600–15000 рублей

18,4

19,2

19,8

3

15001–25000 рублей

20,1

22,4

22,8

4

25001–35000 рублей

40,4

37,3

36,7

5

Более 35000 рублей

8,6

9,4

9,8

В настоящее время развитие рынка фитнес-услуг осуществляется преимущественно за счет трех основных направлений: улучшение качества технического оснащения фитнес-центра, индивидуализация отношения к клиенту, введение новых эксклюзивных или популярных массовых тренировочных программ. Жесткая конкуренция в сегменте люкс подталкивает клубы к использованию различных маркетинговых ходов. Так, многие фитнес-клубы сегодня выдвигают конкурентные предложения по оплате. Время от времени клубы объявляют о скидках (как правило, не более 15 % от стоимости карты), предлагают особые условия для корпоративных клиентов, пенсионеров и детей. Для привлечения клиентов многие фитнес-операторы также предлагают перечень услуг, связанных не только с фитнесом, но и с досугом: организация дня рождения, детские праздники, корпоративные и туристические мероприятия.

По данным экспертов, женщины в четыре раза чаще мужчин увлекаются фитнесом. Среди спортивных женщин 71 % считает фитнес наиболее подходящим занятием, а вот среди спортивных мужчин доля приверженцев фитнеса не превышает 40 %.

Среди возрастных групп, наиболее активной частью клиентов фитнеса является группа 20–29 лет. Одновременно с этим, сегодня формируется потребитель фитнес-услуг старшей возрастной группы. Уже сейчас на клиентов старше 40 лет приходится 13,2 %. А дальнейшее общественное развитие фитнес-культуры в ближайшие 10 лет потребует от фитнес-клубов разработки специальных программ для возрастных категорий.

Для общей оценки отрасли проведем PEST-анализ рынка, который позволит установить основные тенденции и перспективы его развития.

Таблица 3

PEST-анализ рынка фитнес-услуг для Рязанского региона

P (Political)— политические факторы

E (Economical)— экономические факторы

− разработанность нормативно-правовой базы

− стабильность политической системы

− высокий уровень коррумпированности

− перспективы развития рынка фитнес-услуг

− уровень инфляции в 2015 году 12,9 %

− снижение реальных доходов населения на 8,1 %

− уровень безработицы 4,9 %

S (Socio — cultural) — социальные факторы

T (Technological) — технологические факторы

− численность населения 1135,4 тысяч человек, из них 45,5 % мужчин

− трудоспособного населения 638,6 тысяч человек

− продолжительность жизни мужчин– 64,7 лет, женщин — 70,8 лет

− среднемесячная заработная плата 24909 рублей

− величина прожиточного минимума 8442 рубля

− модернизация силовых тренажеров

− совершенствование оздоровительных методик

− развитие мобильных коммуникаций

− развитие информационных технологий в маркетинговой деятельности компаний

Таким образом, среди факторов, благоприятствующих развитию рынка фитнес-услуг, можно отметить совершенствование оздоровительных методик, развитие информационных технологий, развитие правовой базы, регулирующей физкультурно-оздоровительную деятельность.

Группы социальных и экономических факторов носят негативный характер, отрицательно влияющих на функционирование и развитие предприятий фитнес-индустрии. Они выступают в качестве основных рисков для исследуемого объекта.

Итак, потенциал развития фитнес-индустрии регионального рынка можно оценивать как высокий в связи с большим спросом на фитнес-услуги. При этом успех фитнес-клуба обеспечивает высокое качество услуг, выбор выгодного местоположения клуба, проведение гибкой ценовой политики, расширение разнообразия услуг.

Литература:

  1. Социально-экономическое положение России. 2015 год — М.: Росстат, 2016.
  2. Структура рынка фитнес-услуг в России в стоимостном выражении //Экспресс-обзор / Режим доступа: http://www.allmedia.ru/PressRelease/PressReleaseShow.asp?ID=100620]
Основные термины (генерируются автоматически): качественное обслуживание, ALEX, FITNESS, Россия, время, развитие, региональный рынок, региональный рынок фитнес-услуг, рубль, Рязанская область, удобное расположение, численность населения.


Похожие статьи

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Исследование проблем построения маркетинговых коммуникаций в интернет-сообществах (на примере сообщества «Freeshop Kaliningrad» г. Калининград)

В статье рассмотрены особенности интернет-маркетинга и маркетинговых коммуникаций в интернет сообществах социальной сети «Вконтакте». Проведен анализ используемых инструментов, попытка ответить на вопрос, в чем заключается специфика интернет – коммун...

Современное состояние и проблемы предпринимательства в Липецкой области

В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представ...

Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС)

В данной статье рассмотрены особенности развития рынка услуг сотовой связи в Приморской крае на примере организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Описаны основные направления развития, проведён анализ основных показателей деятельности компании и опред...

Анализ современного состояния выездного туризма в России

В статье раскрыты основные проблемы развития выездного туризма; показана динамика развитии туристского рынка в России; проведен анализ современного состояния выездного туризма и представлены перспективы его дальнейшего развития.

Интернет-торговля как фактор развития бизнеса

В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществл...

Обоснование системы методов исследования проблемы формирования устойчивости молодежи к кибербуллингу средствами медиаобразования (на примере молодежной группы 14–18 лет)

В статье представлен методологический аппарат исследования проблемы, обоснован выбор методов ее исследования, установлены связи методологического аппарата проблемы и методов ее исследования, показано распределения для решения тех или иных его задач.

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Экологический аудит: зарубежный опыт и особенности применения в России

В статье рассматривается международный и национальный опыт становления экологического аудита. Выполнен анализ законодательства в области экологического аудирования и предложены варианты его совершенствования.

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений в бизнес-анализе

В статье рассмотрены основные механизмы CVP-анализа, даны главные определения технологии CVP-анализа, а также определены условия применения CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений, выявлены и перечислены основные задачи метода, ...

Похожие статьи

Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России

В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...

Исследование проблем построения маркетинговых коммуникаций в интернет-сообществах (на примере сообщества «Freeshop Kaliningrad» г. Калининград)

В статье рассмотрены особенности интернет-маркетинга и маркетинговых коммуникаций в интернет сообществах социальной сети «Вконтакте». Проведен анализ используемых инструментов, попытка ответить на вопрос, в чем заключается специфика интернет – коммун...

Современное состояние и проблемы предпринимательства в Липецкой области

В статье представлены особенности современного состояния предпринимательства в Липецкой области, а также выявлены проблемы, присущие малому и среднему бизнесу как наиболее распространенной категории предпринимательства. В рамках исследования представ...

Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС)

В данной статье рассмотрены особенности развития рынка услуг сотовой связи в Приморской крае на примере организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Описаны основные направления развития, проведён анализ основных показателей деятельности компании и опред...

Анализ современного состояния выездного туризма в России

В статье раскрыты основные проблемы развития выездного туризма; показана динамика развитии туристского рынка в России; проведен анализ современного состояния выездного туризма и представлены перспективы его дальнейшего развития.

Интернет-торговля как фактор развития бизнеса

В статье рассмотрены понятия «цифровая торговля» и «Интернет-торговля», определена их тождественность в рамках исследования. Проведен анализ развития Интернет-торговли в России, которая ежегодно демонстрирует стремительный рост, в том числе осуществл...

Обоснование системы методов исследования проблемы формирования устойчивости молодежи к кибербуллингу средствами медиаобразования (на примере молодежной группы 14–18 лет)

В статье представлен методологический аппарат исследования проблемы, обоснован выбор методов ее исследования, установлены связи методологического аппарата проблемы и методов ее исследования, показано распределения для решения тех или иных его задач.

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Экологический аудит: зарубежный опыт и особенности применения в России

В статье рассматривается международный и национальный опыт становления экологического аудита. Выполнен анализ законодательства в области экологического аудирования и предложены варианты его совершенствования.

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений в бизнес-анализе

В статье рассмотрены основные механизмы CVP-анализа, даны главные определения технологии CVP-анализа, а также определены условия применения CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений, выявлены и перечислены основные задачи метода, ...

Задать вопрос