В статье исследуется проблема формирования профессионально-педагогической компетенции студентов. Поскольку важнейшим видом учебной деятельности при обучении математике является решение задач, то ключевые компетенции необходимо формировать через специальные упражнения. Приведены примеры компетентностно-ориентированных заданий.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность, математическая компетенция, компетентностно-ориентированные упражнения.
В российской образовательной системе произошел переход от предметно-знаниевой модели к компетентностной, которая в большей степени соответствует требованиям современного общества. Целью образовательного процесса является приобретение выпускником вуза компетенций, благодаря которым он сможет стать субъектом решения профессиональных задач, субъектом отношений в коллективе, субъектом собственного развития.
Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя требует такой организации учебного процесса, при котором имеет место не трансляция готовых знаний преподавателем, а совместное с ним приобретение знаний; решение задач, выдвигаемых школьной практикой [2, 3].
Концепция ЕГЭ по математике, сохраняя преемственность по отношению к традиционным выпускным и вступительным экзаменам, перенесла акцент на проверку базовых математических компетенций учащихся, необходимых в реальных жизненных ситуациях. Поскольку важнейшим видом учебной деятельности при обучении математике является решение задач, то ключевые компетенции необходимо формировать через специальные упражнения [1].
Учебные курсы по методике преподавания математики, практикуму по решению математических задач, курсы по выбору позволяют формировать у студентов умение составлять компетентностно-ориентированные математические упражнения.
Так, в социально-трудовую компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. О сформированности названной компетенции можно судить по овладению учащимися опытом гражданско-общественной деятельности, знаниями в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Тем самым учащиеся овладевают минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире; готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией из различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Для формирования информационной компетенции необходимо использовать задачи, содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т. д.).
Принято выделять три уровня сформированности названных компетенций:
- уровень воспроизведения,
- уровень установления внутрипредметных связей,
- уровень рассуждения.
Первый из названных уровней включает воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений. На этом уровне учащиеся могут применять базовые математические знания в стандартных, четко сформулированных ситуациях; решать одношаговые текстовые задачи; понимать простые алгебраические зависимости, стандартную систему обозначений; читать и интерпретировать данные, представленные в таблицах, на графиках, в различных шкалах.
Уровень установления внутрипредметных связей предполагает интеграцию материала из разных тем, необходимых для решения поставленной задачи. Учащиеся могут применять свои знания в разнообразных, достаточно сложных ситуациях; решать многошаговые текстовые задачи; выполнять несложные алгебраические задания, включающие составление выражений, решение систем линейных уравнений; определять значения величин, используя известные формулы; интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на графиках.
В заданиях третьего уровня необходимо самостоятельно выделить в ситуации проблему, которая решается средствами математики, и разработать соответствующую ей математическую модель. Решить поставленную задачу, используя математические рассуждения и обобщения, и интерпретировать решение с учетом особенностей рассмотренной в задании ситуации.
Анализ действующих учебных пособий по математике для средней школы показывает, что заданий для формирования названных и других видов компетенций недостаточно. Причем их количество уменьшается при переходе из основной школы в старшую. Между тем, компетентностно-ориентированные упражнения можно составлять самостоятельно на основе задач из действующих учебников.
Рассмотрим примеры составления задач, направленных на формирование социально-трудовой компетенции учащихся.
Задача 1. |
Продавец купил товар по цене 11000 рублей. По какой цене он должен продать этот товар, если планирует получить при продаже прибыль 15 %? |
Чтобы эта задача стала компетентностно-ориентированной первого уровня, нужно добавить следующее требование: «Сравните цену товара до продажи с ценой, по которой он будет продан».
В одном из учебных пособий предложена задача, которую можно отнести к компетентностно-ориентированной первого уровня:
Задача 2. |
Андрей поступил на работу курьером. В первый месяц его зарплата составила 2000 рублей, а в каждый последующий месяц повышалась на 300 рублей. Сколько всего он заработал за год? |
Рассмотрим еще одну задачу.
Задача 3. |
В сентябре семья Савельевых заплатила 240 руб. за школьные завтраки. В дальнейшем плата за завтраки ежемесячно увеличивалась на 2 % от суммы, внесенной в сентябре.
|
Задача 3 станет заданием третьего уровня, если предложить учащимся выполнить следующее: «Составьте таблицу, в первом столбце которой перечислены все месяцы года, а во второй — стоимость завтраков в рублях. Постройте график изменения стоимости завтраков в течение года».
Приведем примеры составления задач, направленных на формирование информационной компетенции учащихся.
Задача 4. |
Ключевская Сопка — самый высокий вулкан Камчатки — на 4750 м. выше уровня моря. Гора Белуха на Алтае на 244 м. ниже Ключевской Сопки. Гора Народная на Урале на 2612 м. ниже Белухи, а гора Победа (хребет Черского) на 1253 м. выше Народной. Какова высота горы Победа? На сколько метров Ключевская Сопка выше горы Победа? |
Чтобы эта задача стала компетентностн-ориентированной, нужно добавить требование: «Постройте столбчатую диаграмму, изображающую распределение высоты гор (в процентах)». Такое задание — упражнение первого уровня, формирующее информационную компетенцию, так как учащимся необходимо выполнить несложные вычисления и представить результат в виде диаграммы.
Следующую задачу 5 также можно отнести к компетентностно-ориентированным заданиям первого уровня.
Задача 5. |
В некоторых странах (например, в Англии, США) для измерения температуры используется шкала Фаренгейта. Для перевода температуры, измеренной в градусах Фаренгейта, в градусы Цельсия составляют специальные таблицы. Для этого пользуются формулой , где буква F обозначает число градусов по шкале Фаренгейта, а С — число градусов по шкале Цельсия.
|
Задача 5 станет компетентностно-ориентированным упражнением второго уровня, если добавить несколько требований, например:
- составьте таблицу для перевода температуры, измеренной в градусах Фаренгейта, в градусы Цельсия в промежутке от 1000F до 1200F;
- температура воздуха изменилась в течение дня от 70 до 260 Цельсия. На рисунке 1 изображен график изменения температуры. Постройте график, на котором будет изображена температура воздуха в градусах по Фаренгейту, соответствующая температуре на графике.
Рис. 1. График изменения температуры
Рассмотрим еще одно упражнение.
Задача 6. |
В таблице 1 представлены результаты соревнований по конькобежному спорту (500 м) на Олимпийских играх. Определите победителя среди мужчин и женщин. Запишите последовательно результаты, начиная с победителя. |
Таблица 1
Соревнования по конькобежному спорту
|
Задача 6 станет упражнением третьего уровня, если добавить следующий вопрос и требование: «Время пробега дистанции спортсменом какой страны ближе к среднему времени пробега конькобежцев? Результаты представьте в виде столбчатой диаграммы (за точку отсчета примите — 36 секунд)».
Организация деятельности студентов по составлению компетентностно-ориентированных математических упражнений с использованием задач из школьных учебников позволяет формировать навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, находить, формулировать и решать проблему. А названные знания и практический опыт лежат в основе достижения личностью уровня компетентности.
Литература:
- Атрощенко С. А., Напалков С. В. Themed educational Web-quest as interactive means of development of students' independent cognitive activity / В миренаучныхоткрытий, 2014. — № 9(57). С. 164–177.
- Перевезенцева Ю. С., Атрощенко С. А. Подготовка профессионального специалиста в контексте компетентностного подхода // Международный научно-исследовательский журнал, 2014. — № 9–2(28). С. 109–111.
- Елагина В. С., Немудрая Е. Ю., Балакина Л. Л. Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов педагогического вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 8 — С. 27–31 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=26774 (дата обращения: 01.03.2015).