Потребительские программы на современном ТВ: от утилитарности к развлекательности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 24.04.2016

Статья просмотрена: 1723 раза

Библиографическое описание:

Новикова, Т. Е. Потребительские программы на современном ТВ: от утилитарности к развлекательности / Т. Е. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1283-1285. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28970/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье аккумулирован смысл дефиниции «потребительская» (консьюмеристская) телепрограмма, представлен вектор развития жанрового своеобразия программ потребительской тематики на современных российских телеканалах, выявлено взаимовлияние целевой аудитории на жанровые особенности. В статье представлен обзор наиболее популярных передач «Контрольная закупка», «Моя жизнь сделана в России», «Без обмана», «Ревизорро» и «Магаззино».

Ключевые слова: телевидение, консьюмеризм, потребительская идеология, реалити-шоу, развлечение, утилитарность, аудитория.

Фундаментальные потребности в известной пирамиде Абраама Маслоу, — физиологические, социальные, стремление к самореализации, — сегодня не вмещают весь спектр человеческих желаний и стремлений.

С переходом на рыночную экономику в России стал расти спрос на потребительские ценности. В Россию направился поток заграничных товаров, которые на протяжении долгих лет были колоссальным дефицитом для россиян. Затем стало множиться их разнообразие, а стремление попробовать новые виды продукции провоцировала агрессивная реклама. Особенно популярной в 90-е годы была телереклама. Кто не помнит рекламные ролики в форме минисериалов АО «МММ» с Владимиром Пермяковым в главной роли, исполнителя Лёни Голубкова, — персонажа, ставшего «народным героем», реплики которого вошли в бытовую речь и стали «крылатыми»? Или слоганы рекламных произведений кондитерских гигантов, таких как Mars Incorporated: «Ты съел Сникерс и полный порядок», сделавших лакомство наконец доступным.

Благодаря агрессивной телерекламе российская аудитория не только активно потребляла рекламируемые продукцию, но сделала её неотъемлемым атрибутом собственной жизни.

Так, освободившись от «партийных пут» прежних лет, коммуникативный процесс попал в другие «путы», связанные с западными ценностными ориентациями, которые прогрессировали в начале 90-х и вошли в полную силу в «нулевых». Интерес общества обратился к частной жизни, карьерному росту, материальным благам, бытовому комфорту.

Это отразилось на тематическом и жанровом своеобразии телевизионного контента. С политической тематики зритель охотно «переключился» на развлекательно-потребительскую, да и сама аудиовизуальная продукция приобрела значение «товара». Развлекательный контент вылился в обильном потоке сериалов, ситкомов, скетч-шоу, реалити-шоу, ток-шоу и других форматов американской телепродукции, адаптированной к национальному менталитету российского зрителя.

Под «потребительскими» мы подразумеваем программы, тематическая направленность которых отражает основные принципы консьюмеризма: проверить качество продуктов, научить рядовых покупателей их правам и обязанностям, помочь зрителю ориентироваться на рынке товаров и услуг. В условиях данного формата свойство утилитарности сочетается с обязательным развлекательным компонентом. Рекреативные стратегии очень разнообразны, они и являются предметом исследования в данной статье.

Одной из первых развлекательно-потребительских программ можно назвать «Москва: Инструкция по применению», выходившую в эфир на канале ТНТ с 2003 по 2008 год. Содержание выпусков было посвящено работе, отдыху, потребительской стороне «жизни в большом городе».Дизайн программы стилизован под советскую эпоху. Ведущий Владимир Тишко предлагал зрителю шесть рубрик: «Узнай», «Расслабься», «Берегись», «Не болей», «Заработай и потрать» и «Погоду знай!».

«Контрольная закупка» на Первом канале — достойный образец программ-«долгожителей». Выходит в эфир с 2006 года под девизом «Мы не делаем рекламу. Мы делаем контрольную закупку». Ведущие — Антон Привольнов (с 2006 по настоящее время) и примкнувшая в 2010 году Наталья Семенихина. Концепция программы — проведение экспертизы товаров от разных производителей. Два вида экспертов (рядовые потребители и эксперты испытательных центров) пробуют товары и оценивают их. При этом названия торговых марок участников экспертизы остаются засекреченными. Кроме экспертизы, в каждом выпуске имеются следующие рубрики: «Цена и качество» (ведущие дают советы о том, как правильно выбирать товар), «Ценная информация» (советы профессионалов), «Вкусные советы» (советы по приготовлению от профессиональных поваров или персон «селебрити»), «Контрольный рейд» (ведущие проверяют супермаркеты на предмет административных нарушений) и «Горячая линия» (обращение зрителей за помощью, если им отказывают в возврате денежных средств за приобретенный некачественный товар) [1].

За десятилетие существования в эфире ежедневная программа «Контрольная закупка» прогрессировала до формата самостоятельного веб-сайта, который работает как полноценный интернет-сервис о продуктах питания. На сайте собран архив всех передач, вышедших в эфир, а также имеются отдельные рубрики советов по выбору продуктов и рецептов различных блюд с отдельными видео из соответствующих передач. Есть рубрика «Градус цен», в которой представлены продукты по ценовым категориям в различных регионах, и раздел «Моя закупка», где размещается пользовательский контент [1].

Утилитарный характер материалов «Контрольной закупки» совмещён с развлекательной формой подачи. Программа смотрится легко, увлекательно, до финала выпуска зритель не догадывается, кто станет победителем экспертизы. По данным отчёта «Программы — лидеры по жанрам», сформированного TNS Gallup Media за период 14.03.2016–20.03.2016, «Контрольная закупка» вошла в десятку лучших «Гуманитарных программ» с рейтингом 1,9 и долей аудитории 13,7 [2].

Продолжая обзор потребительских программ, переходим к анализу «Без обмана» на канале «ТВ Центр». Концепция формулируется авторами как «потребительское расследование, задача которого дать зрителям подробные советы, как не попасть в неприятности за собственные деньги» [3]. В центре внимания — программы товары и услуги потребительского рынка, из них выявляются худшие и даже опасные для здоровья. Корреспонденты программы часто выступают в роли тайных агентов, внедряющихся на производства и в торговые точки, где находят компроментирующие факты. А также борются за права пострадавших потребителей. Кроме перечисленного, в программе имеется рассказ о похожих проблемах в других странах и экскурс в «историю вопроса», с использованием кадров кинохроники.

«Без обмана» отличается достаточно агрессивной подачей материалов, тональность закадрового текста напористая и местами даже угрожающая.

Например, в выпуске «Мутный кофе» один из участников пугает зрителя возможностью наличия в кофейном продукте «.. и камней, и пластика…», герои один за другим рассказывают о случаях употребления кофейного продукта, едва не закончившихся трагически. Текст обильно «приправлен» спорными речевыми оборотами «Кинулись к этому напитку», «Наша страна превратилась в продуктовую помойку», «Затюканный советский человек», «Вкус оказался отвратительный», «Ерунду берёте в магазине, по бешеной цене» и так далее [3]. Несмотря на то, что программа выдержана в расследовательском жанре, высокими показателями рейтинга она не отличается. Вероятно, зрителю уже не интересны программы в концепции «треш» (англ. Thrash-мусор), смакующих конфликты и примитивизм.

В 2015 году появился развлекательно — познавательный проект «Моя жизнь сделана в России» с Михаилом Пореченковым на канале «Россия 1». Проект поддерживает отечественных производителей и посвящен выявлению отечественных товаров, сделанных на самом высоком уровне. В основе выпуска — поиск по всей стране таких производителей, маршруты непредсказуемы. Зрители получают объективную и полную информацию о том, в каком регионе производят самую полезную зубную пасту, где изготавливается натуральная косметика, сколько стоит отдых в России, кто ловит самую вкусную рыбу, а также узнают ответы на многие другие вопросы, волнующие каждого потребителя [5].

Программа патриотична без пафоса, рассчитана на широкого зрителя, познавательна, герои сюжетов компетентны, их комментарии обоснованы, тональность подачи материалов спокойная, очень органично в программе смотрится Пореченков — «русская душа».

И завершает обзор два проекта в эфире канала «Пятница» — «Ревизорро» и «Магаззино». Императив «Ревизорро» довольно красноречив — «Потребительское телевидение за лучшее качество» [6]. Выпуск стартует заявлением, повторяющим условия «Контрольной закупки»: «Внимание! Программа «Ревизорро» не сотрудничает с владельцами предприятий в сфере услуг, производится исключительно за счет ООО «Телекомпания «Пятница» и в интересах телезрителей». Ведущая (она же «ревизор») — блондинка Елена Летучая является с визитом в кафе, рестораны, ночные клубы, гостиницы регионов России и проверяет местные заведения на предмет чистоты помещений, качества приготовленных блюд, обслуживания и других потребительских свойств. «Брат» программы «Ревизорро» — «Магаззино». Ведущий Александр Молочко инспектирует супермаркеты, магазины и рынки регионов России, чтобы проверить насколько качественными товарами питаются жители.

Ведущие «вооружены» целым арсеналом новейших гаджетов для выявления как признаков нечистоты, так и наполадок в кухонной технике: микроскоп с ультрафиолетовой лампой, СВЧ-радиометр,PH-метр. Кроме высокотехнологичной и компактной аппаратуры, у Лены Летучей и Александра Молочко имеется и простая пара белых перчаток для проверки чистоты поверхностей, ставшая узнаваемым атрибутом обеих программ.

Жанр программ — реалити-шоу, проверка проходит на глазах у зрителя, в выпусках зачастую случаются конфликты, и, даже участвуя в них, ведущие не теряют самообладания и достойно завершают проверку с вынесением объективной оценки. Все перечисленные элементы делают программу живой, увлекательной, вызывают у зрителя доверие. Что подтверждают показатели рейтинга (0,8) и доли (2,7) зрительской аудитории. На сегодняшний день имеется веб-сайт обеих программ [6], на котором объявлено о запуске в июле 2016 года нового сайта о народных и скандальных проектах телевидения, которые проверяют качество сервиса и услуг в России и Украине — Ревизор TV.

Как показывает практика, благожелательное отношение зрительской аудитории к консьюмеристским программам обусловлено, во-первых, динамизмом и зрелищностью сюжета (шоу), во-вторых, существенной интерактивной составляющей, т. е. предоставлением зрителю возможности принять участие в создании телевизионного продукта. Например, на веб-сайте «Контольной закупки» имеется раздел пользовательского контента, а поклонникам «Ревизорро» доступно скачивание приложения для смартфона «Ревизона», принцип которого основан на оценке посещяемых мест, комментариев, а так же установки самим пользователем рейтинга любого заведения.

Соотношение свойств утилитарности и развлекательности предопределено вещательной концепцией канала и его целевой аудиторией. На примере жанрового и тематического разнообразия потребительских программ раскрывается игровая природа телевидения, — тема, которая регулярно находит новые грани для осмысления.

Литература:

  1. Официальный сайт Первого канала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1tv.ru/sprojects_video/si5716
  2. Исследовательская группа TNS/Медиа-исследования//Измерения аудитории СМИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-and-regional/description/
  3. Официальный сайт ТВ Центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tvc.ru/channel/brand/id/73/show/news
  4. Выпуск 19.09.2015/Моя жизнь сделана в России/ Официальный сайт канала «Россия 1» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia.tv/video/show/brand_id/59676/episode_id/1230968/video_id/1369128/
  5. Народный сайт Ревизор TVhttp://revizortv.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, программа, зритель, TNS, зрительская аудитория, кофейный продукт, Моя жизнь, пользовательский контент, товар, целевая аудитория.


Ключевые слова

телевидение, аудитория, консьюмеризм, потребительская идеология, реалити-шоу, развлечение, утилитарность, аудитория.

Похожие статьи

Партизанский маркетинг как метод «малобюджетного» продвижения в системе современных методов управления конкурентоспособностью предприятия

Авторами раскрывается сущность партизанского маркетинга, предполагающего поступательное установление контакта с целевой аудиторией посредством нестандартных по содержанию сообщений при минимальных финансовых ресурсах. В статье приводятся цель и особе...

Образ России в англоязычном газетном дискурсе (на примере публикаций о русской культуре)

В статье выявляются и анализируются основные лексико-семантические средст-ва создания образа культурной России на примере материалов, опубликованных в «The New York Times», «The Observer», « The Independent», «The Guardian».

Количественный анализ материалов об экономической политике Российской Федерации (на примере деловых онлайн-изданий)

В статье рассматривается массив текстов онлайн-версий ежедневных деловых изданий, а именно: «Российская газета», «Известия», «Коммерсант» за 2008–2020 годы. С помощью количественного анализа автор выявляет в каждом издании процентное соотношение мате...

Языковые особенности дискурса политического движения «Пяти звезд» (на примере выступления Б. Грилло)

В статье рассматриваются основные языковые средства, использующиеся в дискурсе политического движения «Пяти звезд» (Movimento 5 Stelle) в Италии, исследуются характерные признаки. Автор приходит к выводу, что для политического дискурса этого движения...

Социокультурные предпосылки творчества «сетевых поэтов» (на материале творчества Димы Птицами)

Материал статьи содержит обзор и анализ тенденций современного литературного процесса с точки зрения новых форм подачи творческого материала. Приводится пример реализации творческого потенциала посредством «блога», вводится и раскрывается основное со...

Проблемно-тематический обзор и типологический анализ современной зарубежной телеанималистики

В статье предложен анализ проблемно-тематического спектра, представленных в украинском эфире зарубежных телевизионных программ о животных, которые становятся все более популярными у современного зрителя. Разработана тематическая классификация анимали...

Репрезентация квантовой физики в российском сегменте интернета

В статье анализируется феномен репрезентации в контексте философии и научного познания. С помощью дискурс-анализа исследуется репрезентация квантовой физики в российских научно-популярных интернет-изданиях, таких как «Постнаука», «Наука и жизнь», «По...

Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир

В статье рассматривается вопрос о разновидностях потокового телевизионного продукта. Автор определяет основной и второстепенный контенты телеканалов, диф-ференцирует регулярные и нерегулярные эфирные продукты, которые нуждаются в системном и системат...

Святые и грешники русской истории: агиографический этап русской киногероики

В данной статье автор рассматривает второй этап кинематографической героики, приходящийся на 1990-е годы, и выдвигает гипотезу о появлении в это время нового течения в киноискусстве — агиографического кинематографа и свойственного ему жанра — фильма-...

Раскрывая «Военную тайну»: как трансформировать медиатекст в зависимости от интересов телезрителей

В статье на примере программы «Военная тайна» телеканала РЕН ТВ рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются современные авторы при работе над выбором тем и разработкой сценария сюжетов. Освещается то, как учитывать интересы массовой аудитории, ...

Похожие статьи

Партизанский маркетинг как метод «малобюджетного» продвижения в системе современных методов управления конкурентоспособностью предприятия

Авторами раскрывается сущность партизанского маркетинга, предполагающего поступательное установление контакта с целевой аудиторией посредством нестандартных по содержанию сообщений при минимальных финансовых ресурсах. В статье приводятся цель и особе...

Образ России в англоязычном газетном дискурсе (на примере публикаций о русской культуре)

В статье выявляются и анализируются основные лексико-семантические средст-ва создания образа культурной России на примере материалов, опубликованных в «The New York Times», «The Observer», « The Independent», «The Guardian».

Количественный анализ материалов об экономической политике Российской Федерации (на примере деловых онлайн-изданий)

В статье рассматривается массив текстов онлайн-версий ежедневных деловых изданий, а именно: «Российская газета», «Известия», «Коммерсант» за 2008–2020 годы. С помощью количественного анализа автор выявляет в каждом издании процентное соотношение мате...

Языковые особенности дискурса политического движения «Пяти звезд» (на примере выступления Б. Грилло)

В статье рассматриваются основные языковые средства, использующиеся в дискурсе политического движения «Пяти звезд» (Movimento 5 Stelle) в Италии, исследуются характерные признаки. Автор приходит к выводу, что для политического дискурса этого движения...

Социокультурные предпосылки творчества «сетевых поэтов» (на материале творчества Димы Птицами)

Материал статьи содержит обзор и анализ тенденций современного литературного процесса с точки зрения новых форм подачи творческого материала. Приводится пример реализации творческого потенциала посредством «блога», вводится и раскрывается основное со...

Проблемно-тематический обзор и типологический анализ современной зарубежной телеанималистики

В статье предложен анализ проблемно-тематического спектра, представленных в украинском эфире зарубежных телевизионных программ о животных, которые становятся все более популярными у современного зрителя. Разработана тематическая классификация анимали...

Репрезентация квантовой физики в российском сегменте интернета

В статье анализируется феномен репрезентации в контексте философии и научного познания. С помощью дискурс-анализа исследуется репрезентация квантовой физики в российских научно-популярных интернет-изданиях, таких как «Постнаука», «Наука и жизнь», «По...

Классификация основного контента телеканалов по периодичности выхода в эфир

В статье рассматривается вопрос о разновидностях потокового телевизионного продукта. Автор определяет основной и второстепенный контенты телеканалов, диф-ференцирует регулярные и нерегулярные эфирные продукты, которые нуждаются в системном и системат...

Святые и грешники русской истории: агиографический этап русской киногероики

В данной статье автор рассматривает второй этап кинематографической героики, приходящийся на 1990-е годы, и выдвигает гипотезу о появлении в это время нового течения в киноискусстве — агиографического кинематографа и свойственного ему жанра — фильма-...

Раскрывая «Военную тайну»: как трансформировать медиатекст в зависимости от интересов телезрителей

В статье на примере программы «Военная тайна» телеканала РЕН ТВ рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются современные авторы при работе над выбором тем и разработкой сценария сюжетов. Освещается то, как учитывать интересы массовой аудитории, ...

Задать вопрос