Памятники культуры и искусства разных стран и эпох донесли до нас представление об идеале внешности человека, который во все времена был неразрывно связан с красотой его одежды. Большое влияние на развитие одежды оказали стиль и мода той или иной эпохи.
У каждого народа, в каждой конкретной обстановке проявляются свои черты и вкусовые пристрастия к одежде и её оформлению.
Занятия в мастерской способствуют воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политического и исторического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Занятия в мастерской способствует трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширения их кругозора, профессиональной ориентации на профессии швейного производства и прикладного творчества.
Моделирование одежды, разработка эскизов моделей — сложный творческий процесс. Он требует знания основных законов и правил моделирования. На всех этапах моделирования одежды не только учитываются стиль и направление моды, но и решаются вопросы, связанные с процессом её изготовления, определяются методы обработки в соответствии с имеющимся оборудованием и технологическими свойствами материалов.
Основные задачи моды — воспитание эстетического вкуса и культуры одежды, являющихся частью общей культуры человека.
В настоящее время лёгкая промышленность Узбекистана — одна из самых быстро развивающихся отраслей. Текстильная продукция, выпускаемая в Узбекистане, экспортируется в более чем 40 стран мира. Прогресс лёгкой промышленности Узбекистана стал стимулом для иностранных компаний, которые стремятся наладить партнерские отношения с местными производителями в части обеспечения современным технологичным оборудованием, качественными химикатами и красителями, фурнитурой, нитями, аксессуарами, а также расширить свое присутствие на потребительском рынке.
На сегодняшней день в Узбекистане развитие текстильной и легкой промышленности, создание совместных предприятий с различными видами конечной продукции, развитие частного бизнеса, производство одежды позволили заметно расширить ассортимент и улучшить качество швейных и швейно-трикотажных изделий. Сегодня с уверенностью можно сказать, что внутренний рынок количественно вполне обеспечен многими видами одежды. На сегодняшний день созданы десятки совместных предприятий с участием иностранных инвесторов, такие как «Узтекс» (Индия), «Кабул-Тойтепатекстил» (Южная Корея), «Котекс», «Элетекс», «Солитантекс» (Турция), «Супер текстиль» (США).
Узбекистан имеет древнюю и богатую историю по производству тканей. Еще во времена Великого шелкового пути дорогие, роскошные ткани — атлас, бекасам, банорас, шёлк и другие ткани вывозились во многие страны Европы и Азии и пользовались большим спросом и популярностью.
Среди замечательных традиций, которыми богато узбекское искусство, особое место занимает художественное оформление тканей. Узбекская земля издавна славится качественными натуральными тканями. Эта отрасль традиционного искусства зародилась в глубокой древности, и уже в пору античности и раннего средневековья приобрело развитый характер. О ярких переливах и красочных узорах хан-атласа, орнаментах адраса, нежной структуре тончайшего маргиланского шёлка, прочности и долговечности сотканных вручную хлопковых материй сложены легенды. Веками мастера передавали секреты изготовления тканей из поколения в поколение. Важным источником для изучения национальных тканей Узбекистана служат коллекции тканей, хранящихся в различных музеях СНГ. Коллекции кустарных тканей Узбекистана в фондах различных музеев отражают преимущественно состояние ткачества конца Х1Х — начала ХХ веков. В 1990-е годы в связи с возрождением традиционных обычаев и празднеств, усилением внимания к национальной характерности одежды усилился спрос на художественные шелковые ткани ручного производства.
В перспективе швейных предприятий предусмотрено создание товаров с учётом дифференциации ассортимента одежды — для детей, молодёжи, лиц пожилого возраста, спорта, туризма и т. д. Значительное внимание уделяется улучшению художественного оформления тканей, моделированию и конструированию швейных изделий. Эстетические свойства одежды предполагают соответствие изделий социальным потребностям, отвечающим стилевому направлению и моде. Одежда должна быть практичной и в то же время украшать человека.
В Узбекистане мода стала более демократичной, появилась возможность знакомиться со всеми модными тенденциями и направлениями через телевидение, журналы, Интернет. В республике выросли модные талантливые художники-модельеры. Однако в целом ситуацию на рынке современной моды можно расценить лишь как работу отдельных художников-модельеров, не зависящих от промышленного производства одежды, которые самостоятельно осваивают новые ткани и формы и имеют свой собственный, индивидуальный подход к дизайну одежды.
Если высокая мода делает в республике первые шаги, то линия прет-а-порте представлена широко и разнообразно.
В Узбекистане натуральные ткани изготавливаются из природных материалов минерального, животного и растительного происхождения. Это лён, хлопок, шерсть, шелк и другие. Натуральные ткани намного качественнее синтетических. Так, они практически не вызывают аллергических реакций у человека, благодаря чему их можно использовать для пошива одежды и постельного белья. Кроме того, натуральная ткань приятна на ощупь, в ней не возникает статическое электричество, от которого одежда «липнет» к телу. Ещё один плюс натуральных тканей — их безопасность для человека и окружающей среды. Правда, если ткань была окрашена с использованием синтетических красителей, её экологичность значительно ниже. Естественно, что натуральная ткань в цене несколько дороже искусственной, однако, когда речь идет о здоровье, разница более чем оправдана.
Натуральные шёлковые ткани вырабатывают из тончайших нитей, получаемых из коконов, завиваемых гусеницами шелкопряда (шелковичными червями). Шёлковое волокно (нить) равномерное по толщине, эластичное, блестящее и прочное. Ткани из таких волокон лёгкие, блестящие, воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и быстро сохнут, гигроскопичны. Недостаток тканей из натурального шёлка — невысокая прочность окраски к свету, этой ткани противопоказаны солнечные лучи, которые снижают её прочность, ультрафиолетовые лучи действуют на неё губительно.
Благодаря необычным универсальным свойствам эти ткани сохраняют прохладу летом и отдают тепло зимой. Из них создают многофункциональную одежду. Из атласа можно шить юбки, костюмы, вечерние платья.
Основываясьнаисточникисярковыраженнымитрадиционнымикорнями, можнобытьуверенными, чтоэтотматериалникогданеустареет: оннеподверженприхотяммоды. Изучаяэто можнообнаружитьдрагоценныйкладдизайнерскихнаходок, которыелишьс малымиизменениямимасштабаилицветапревратятсяв совершенносвежиеидеи. Черезкостюмможнопонятькакимделомзанималсянародтоговремени, какимклиматомславилсяУзбекистан и еще много интересного. Спрос на оригинальные изделия из национальных тканей растёт из года в год. Народ помнит и чтит свою историю. Надевая одежду из традиционных тканей, человек как бы показывает своеуважение и любовь к традициям и ценностям узбекского народа.
Литература:
- Ф. М. Пармон. «Композиция костюма». Легпромбытиздат,1999 г.
- О. И. Крымова. «Проектирование швейных изделий». Ташкент, 1985 г.
- В. М. Шугаев. Орнамент из ткани. М., 1969 г.
- Г. С. Горина. Моделирование формы одежды. М.,1982 г.