Социальное партнерство в сфере дополнительного образования — это особый тип взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с участниками образовательного процесса, общественными и другими организациями, нацеленное на согласование и реализацию интересов участников этого процесса. Основным способом осуществления социального партнерства является социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения оптимального варианта в решении вопросов, представляющих взаимный интерес.
Оценка опыта взаимодействия показывает, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида.
Станция юных натуралистов — открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города, области, общественными учреждениями, семьями воспитанников.
Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции образования позволяет создать единую образовательную среду, максимально приблизить услуги дополнительного образования. Оно позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнеров, развивать ее направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-методический потенциал учреждений.
Таким образом, роль учреждения дополнительного образования — создание необходимых и предоставление дополнительных образовательных программ, реализация которых способствовала бы удовлетворению социального заказа современного общества на формирование эколого-ориентированных ценностей у школьников.
На станции юных натуралистов созданы все условия для реализации программ экологической направленности. На протяжении нескольких лет реализуются программы по формированию у детей эколого-ориентированных ценностей.
Основные направления совместной работы:
— Организация образовательной деятельности объединений дополнительного образования.
— Развитие учебно-исследовательской деятельн6ости и работа с интеллектуально одаренными детьми.
— Организация экскурсионного обслуживания.
— Развитие системы непрерывного, экологического образования.
— Проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты).
— Разработка положений и организация городских мероприятий, конкурсов, праздников, экологических акций, фестивалей, профильного лагеря и т. д.
Формы работысдетьми школьного возраста: традиционные — занятия (на основе типовых, модифицированных, авторских образовательных программ), беседы, экскурсии, акции, викторины, клуб Выходного дня и инновационные:
медиаигры (цель: за короткий отрезок времени дать больше наглядной информации)
презентации (цель: заинтересовать ребенка, развить лидерские способности)
медиапанорамы (цель: наглядно показать различные экосистемы Земли).
проектная деятельность
Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы дополнительного образования принципиально новые дидактические возможности.
Традиционным стало проведение массовых мероприятий: городские экологические акции: «Подарим чистый город», «Очистим планету от мусора», «Кормушка», «Скворец», «Зеленый целитель», городские фестивали ко Дню Земли, I этап республиканского слета-конкурса юных экологов и лесоводов, Всероссийская акция «Марш парков», выставки творческих работ.
Организация взаимодействия с общеобразовательными учреждениями осуществляется посредством заключения договоров о сотрудничестве. Партнерские отношения предусматривают сетевое взаимодействие по реализации педагогами дополнительного образования дополнительных программ на базе школ и СЮН. Педагог дополнительного образования в соответствие с планом школы и расписанием организует внеурочную деятельность во второй половине дня.
Это позволит существенно расширить спектр новых форм образовательного процесса, повысить качество и эффективность общего образования.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение. На базе станции юных натуралистов имеются все условия для организации систематических наблюдений за объектами живой природы. В рамках реализации программы дети посещают «Живой уголок», музей животных и кабинет цветоводства.
Так, постепенно в процессе тесной взаимосвязи всех видов деятельности, у детей закладывается экологическое сознание, формируется личность с новым экологическим мышлением, способная осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.