Влияние транспорта на окружающую среду — одна из самых давних, но в то же время, одна из самых важных тем экологической безопасности, ведь окружающая среда — это все, что нас окружает, и не стоит забывать, что все выбросы транспорта влияют на людей. Но многие ученые и аналитики утверждают, что этот процесс загрязнения необратим, ведь ни одна страна не откажется от всех средств транспорта.
Целью моей работы является исследование загрязнения воздуха автомобильным транспортом в различных населенных пунктах (на примере сравнения загрязнения воздуха села и города).
Задачей — показать разницу в составе выбрасываемых автотранспортом в атмосферу газов между различными населенными пунктами.
Поэтому тема этой исследовательской работы является актуальной в современном мире.
В республике принимаются серьезные меры по снижению негативного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения. Для снижения прессинга автотранспорта на жилые массивы в республике активно ведется реконструкция федеральных трасс М-5 и М-7, а также строительство объездных автотранспортных развязок.
Рассмотрим состояние сухого чистого воздуха у поверхности земли, который хорошо рассмотрен на рисунке 1.
Рис. 1. Состав сухого чистого воздуха у поверхности земли
Кроме указанных в диаграмме газов, в атмосфере содержатся SO2, NH3, СО, озон, углеводороды, HCl, HF, пары Hg, I2, а также NO и многие другие газы в незначительных количествах. В тропосфере постоянно находится большое количество взвешенных твёрдых и жидких частиц (аэрозоль).
Рис. 2. Основные вредные примеси
Определяющим фактором качества воздуха является поступление в атмосферу загрязняющих веществ в результате деятельности предприятий и организаций промышленного и аграрного комплекса, расположенных на территории Башкортостана и граничащих с ним областей и республик, а также от автомототранспортных средств.
Мониторинг состояния атмосферного воздуха осуществляется государственным учреждением «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ГУ «Башкирское УГМС») в пяти городах: Благовещенске, Салавате, Стерлитамаке, Туймазах и Уфе. Общее количество постов наблюдений составляет 20 единиц.
Уфа — столица Республики Башкортостан — наиболее насыщенный промышленными предприятиями город, на долю которого приходится около 40 % всей продукции, выпускаемой в республике. В городе Уфе расположено свыше 700 предприятий, выбрасывающих загрязняющие вещества в атмосферу.
Ведущие отрасли промышленности: нефтеперерабатывающая, которая включает в себя три нефтеперерабатывающих завода; химическая, крупным представителем которой является ОАО «Уфаоргсинтез»; машиностроение и металлообработка представлены ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», ФГУП Уфимское АП «Гидравлика», ФГУП «Уфимское агрегатное производственное объединение»; лесная и деревообрабатывающая промышленность–ОАО Фанерный комбинат, ООО «Фанерно-плитный комбинат», ОАО «Башмебель»; медицинская промышленность — ОАО «Фармстандарт-УфаВИТА», ОАО «Иммунопрепарат»; предприятия по производству стройматериалов, легкой и пищевой промышленности.
В 2014 году наблюдения за качеством атмосферного воздуха проводились на 9 стационарных станциях Государственной службы наблюдений за состоянием окружающей среды Уфимского центра мониторинга загрязнения окружающей среды ГУ «Башкирское УГМС». Станции разделены на «городские фоновые», расположенные в жилых районах (станции 12, 16, 17), «промышленные», находящиеся вблизи предприятий (станции 14, 18), и «авто», смонтированные вблизи автомагистралей и в районах с интенсивным движением автотранспорта (станции 2, 5, 23). Это деление является условным, т. к. застройка города и размещение предприятий не позволяют сделать четкого разделения районов.
Оценка уровня загрязнения воздуха основана на применении индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), который определяется как сумма среднегодовых концентраций, деленных на соответствующие значения ПДК. В соответствии с данной оценкой г. Уфа отнесен к числу городов с высоким уровнем загрязнения атмосферы. ИЗА равен 8,7 и определяется концентрациями формальдегида, бенз(а)пирена и диоксида азота.
Значения СИ=40,1 для хлорида водорода характеризует очень высокий уровень загрязнения воздуха.
За 2014 год объем валовых выбросов от стационарных источников г. Уфы составил 141,6 тыс.т.
Доля автотранспорта в суммарном объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – 55,6 %. Уменьшение выбросов от передвижных источников по сравнению с предыдущим годом на 67,0 тыс. т произошло вследствие сокращения городского парка автомототранспортных средств на 6,7 %, а также падения объемов грузоперевозок и расхода топлива.
Снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников нефтеперерабатывающих заводов произошло вследствие выполнения ряда природоохранных мероприятий, основные из них: ввод установки автоматизированного герметичного налива светлых нефтепродуктов в железнодорожные цистерны, прекращение сжигания мазута в топливопотребляющих установках, проведение реконструкции водоблоков, включающей ликвидацию нефтеловушек с открытой поверхностью на ОАО «Уфимский НПЗ»; оборудование резервуаров алюминиевыми понтонами на ОАО «Ново-Уфимский НПЗ» и ОАО «Уфанефтехим».
На предприятии химической промышленности — ОАО «Уфаоргсинтез» из технологической схемы выведены два факела.
В расчете на одного жителя города объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2009 году составил 0,309 тонны.
На территории Республики Башкортостан расположены предприятия и организации более 200 отраслей промышленности. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха республики вносят предприятия топливно-энергетического комплекса, который включает в себя такие крупные отрасли промышленности, как нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, нефтехимическую, химическую и электроэнергетическую.
Рис. 3. Вклад ведущих промышленности РБ в валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в 2014 г., (%).
Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха городов Уфа, Салават, Стерлитамак вносят предприятия нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Основными предприятиями отрасли являются ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Уфимский НПЗ».
Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от этих предприятий в 2014 году составил 130,934 тыс. т.
Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе Республики Башкортостан. Высокая мобильность, способность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автомобильный транспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. На его долю приходится почти половина пассажирооборота.
Отработавшие газы автомобильных двигателей содержат около двухсот токсичных компонентов. В выбросах карбюраторных двигателей основная доля вредных продуктов приходится на оксид углерода, углеводороды и оксиды азота, в выбросах дизельных двигателей — на оксиды азота и сажу.
Выхлопные газы автомобилей концентрируются в атмосфере на уровне дыхания человека, что еще более усиливает их опасность для здоровья населения.
По данным Управления ГИБДД МВД по РБ на начало 2014 структура автопарка Республики Башкортостан представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Структура автопарка Республики Башкортостан
Деятельность транспорта в 2014 году характеризовалась уменьшением объема перевозок грузов, в связи с чем объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух снизился на 8 % и составил 656,2 тыс.т.
В пределах транспортной системы автомобильный транспорт абсолютно доминирует как источник негативных экологических воздействий. Автомобиль, поглощая столь необходимый для протекания жизни кислород, вместе с тем интенсивно загрязняет воздушную среду токсичными компонентами, наносящими ощутимый вред всему живому и неживому. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха в крупных городах республики с развитой промышленностью составляет в Уфе — 55,6 %, в Стерлитамаке — 39,4 %, в Салавате — 38 %.
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что за экологией атмосферного воздуха РБ, тщательно следят, но не всегда данные мероприятия являются эффективными в данном направлении.
Для решения первоочередных задач по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом необходимо принятия следующих мер:
— принять меры, обеспечивающие ограничение притока автомобилей в центры крупных городов, особенно транзитного транспорта;
— в крупных городах провести реконструкцию сети автодорог с целью увеличения их пропускной способности;
— обеспечить высокое качество внутригородских автодорог;
— увеличить парк общегородского транспорта на электротяге;
— увеличить частоту и интенсивность полива внутригородских автодорог в летнее время года;
— шире использовать экологически чистые виды топлива (газовое, газодизельное и др.), в первую очередь для автомобилей, эксплуатируемых в черте города;
— предприятиям нефтепереработки наладить выпуск автобензина, менее токсичных по содержанию ароматических углеводородов.
Литература:
- Гудериан, Г. Атмосфера должна быть чистой. — М.: Мир, 2008.
- Никитин, Д.П., Новиков, Ю. В. Окружающая среда и человек. — М., 2009.
- Одум, Ю. Основы экологии. — М.: Мир, 2013.
- Природа в зеркале науки.: Химки, 2012.
- Чистякова, С. Б. Охрана окружающей среды. — М., 2011.
- Шелейховский, Г. В. Задымление городов. — М. — Л., 2012.
- Атмосфера Земли // Википедия. Свободная энциклопедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Атмосфера_Земли (дата обращения 1.03.2016).
- Россия в цифрах // Статистика.RU. URL: statistika.ru/russiainprices (дата обращения 1.03.2016).