Путь Республики Саха (Якутия) к бюджетной самодостаточности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 25.04.2016

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Рожин, Ю. П. Путь Республики Саха (Якутия) к бюджетной самодостаточности / Ю. П. Рожин, С. И. Долгунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 698-701. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29024/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

За всё время своего существования Республика Саха (Якутия) в основном была дотационной, в силу того, что на ее территории нет крупных промышленных предприятий, это скорее регион, где развита добыча полезных ископаемых и сельскохозяйственный регион, а такие регионы, как известно, обычно усиленно поддерживаются государством с помощью межбюджетных трансфертов. Сам по себе этот факт не несет негативной окраски, но его последствия могут быть катастрофичны для экономики региона — полностью полагаясь на выделяемые из федерального бюджета дотации, субъект может потерять стимул к дальнейшему развитию.

Например, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС(Я): доля собственных доходов республики в 2015 году составила 61 % (102,2 млрд рублей.). В доходную часть бюджета РС(Я) за 2015 год поступило 167,7 млрд рублей (108 % к 2014 году), из них налоговые доходы — 92,3 млрд рублей (120,8 % к 2014 году), неналоговые доходы — 9,9 млрд рублей (130,5 % к 2014 году), безвозмездные поступления — 65,5 млрд рублей (91,9 % к 2014 году). Расходы бюджета Республики Саха (Якутия) составили 171,8 млрд рублей (108 % к 2014 году), из которых более половины — 87,8 млрд рублей направлены на финансирование социально-культурной сферы. По состоянию на 1 января 2016 года государственный долг Республики Саха (Якутия) составил 38,3 млрд рублей или 126,3 % к уровню 2014 года. Отношение объема госдолга РС(Я) к доходам бюджета составит 22,8 %, отношение к собственным доходам бюджета 37,5 %. [1]

При этом, мы говорим о богатейшем регионе России, ведь Якутия — кладезь полезных ископаемых (Республика Саха (Якутия) — По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации: Удельный вес запасов полезных ископаемых Республики Саха (Якутия) в минерально-сырьевом потенциале России составляет: по алмазам-80 %, по золоту-13 %, по урану-61 %, по сурьме-82 %, по железным рудам-5 %, по углю-5 %, по олову-34 %, по ртути-8 %. Имеются значительные запасы редкоземельных элементов, серебра, свинца, цинка, вольфрама.

Государственным балансом полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия) по состоянию на 01 января 2012 года учитывается 58 видов минерального сырья в 1998 месторождениях, в том числе 530 месторождений общераспространенных полезных ископаемых. В распределенном фонде недр по количеству учтенных государственным балансом запасов находится: 93 % — урана, 97 % — природного газа, 97 % — нефти, 81 % — алмазов, 70 % — золота, 87 % — сурьмы, 29 % — угля, 100 % — чароита, хромдиопсида, цементного сырья. Государственным балансом полезных ископаемых учтены 34 месторождения нефти, природного газа и конденсата, из них 15 содержат также нефтезалежи. В пределах Южной Якутии сосредоточены крупнейшие в России запасы урана (Эльконская группа месторождений-324,6 тыс. т). По углю учитывается 48 месторождений, балансовые запасы 9 750,9 млн. т. Государственным балансом полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия) по алмаза учитываются 40 месторождений, в том числе 15 месторождений коренных алмазов, 25 — россыпных. Якутская алмазоносная провинция является крупнейшей в России — на ее долю приходится 90 % запасов и 95 % добычи. По золоту минерально-сырьевая база представлена 897 месторождением [2].

Республика Саха (Якутия) имеет выход на Северный морской путь — это транспортная схема, имеющая перспективное, стратегическое значение, позволяющая в разы уменьшить себестоимость транспортной составляющей и увеличить скорость доставки грузов.

Республика Саха (Якутия) граничит с Китаем — потенциальным инвестором, являющимся второй экономикой мира. КНР определена стратегическим партнером в экономике России.

Почему же при таком потенциале Якутия до сих пор является дотационным регионом?

Причин тому много, и рассматривать их можно под разным углом зрения. Это и высокая себестоимость всего, что в условиях вечной мерзлоты может добываться и производится, это и удаленность от центральных густонаселенных районов и, как следствие, маленький ограниченный рынок сбыта, что влечет за собой инвестиционную непривлекательность региона. Крупные игроки, приходящие на наш рынок, как правило, делают упор только на добычу, не разворачивая производство полным ходом, мотивируя это плохой транспортной схемой и слабыми профессиональными кадрами. При этом зарегистрированы они не в Якутии, и налоги на недра платят, исходя из расчета усредненной рентабельности по всей стране.

Что надо сделать для того, чтобы республика стала бюджетно-самодостаточным регионом? Для начала спросим — «Что такое бюджетная самодостаточность региона?» Ответ будет следующим — Это соотношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рассчитанной с учетом социальных нормативов и важнейших направлений социально-экономического развития региона. Другими словами, это достижение финансового обеспечения достойного уровня благосостояния населения в первую очередь за счет собственных ресурсов. В этом плане самодостаточность можно сравнить с финансовой устойчивостью, которая трактуется как состояние финансовых ресурсов, при котором организация, свободно маневрируя денежными средствами, способна путем их эффективного использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции. В этом сравнении государство уподобляется предприятию, и, соответственно, должно эффективно использовать свои доходы, для того, чтобы покрыть свои расходы, тем самым возводя себя в состояние независимости от межбюджетных трансфертов.

Решить проблему самодостаточности невозможно без выстраивания правильной политики, правильных отношений «Регион- федеральный центр», потому что от того, как региональный чиновник защитит участие региона в той или иной государственной программе, зависит и участие региона в этой программе и финансирование по этой программе. В настоящее время правительством РС(Я) поставлена задача по разработке Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года [3]. Там, в частности, ключевой задачей деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) на 2016 году определена вполне конкретная цифра: обеспечение устойчивого экономического роста на уровне не менее 2 % к 2015 году [4];

Также необходимо обратить внимание на потенциал среднего и малого бизнеса. Как уже упоминалось ранее, крупные российские предприятия не видят большой выгоды в развитии нашего региона, поэтому они ставят своей задачей получение максимальной прибыли за счет добычи ресурсов. Однако нельзя забывать о местном среднем и малом бизнесе, которые могут и должны составить опору экономики республики. Для достижения этой цели необходимо способствовать развитию аграрного пояса вокруг городов, способствовать внедрению новых инновационных подходов в развитии строительной сферы, производства сверхпрочных бетонов в условиях вечной мерзлоты для дальнейшего их применения в специфичных условиях — в условиях Якутии. Также мог бы быть интересен опыт Белоруссии в развитии сферы интеллектуального труда — программирования, ведь эта отрасль не требует емких капиталовложений, но при этом отдача от этого вида деятельности во всем мире крайне высока. Причем следует заметить, что это не единственный опыт упомянутой страны, который следовало бы взять на вооружение.

Анализируя статистические данные по среднему и малому бизнес, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС(Я) по состоянию на 1 июля 2015 года в Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 53 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых занято 30,1 % экономически активного населения республики. В том числе 100 средних и 13 890 малых предприятий, а также 39 039 зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Сектор малого и среднего бизнеса республики в основном представлен индивидуальными предпринимателями — 72,3 %. Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в городе республиканского значения Якутск (44,7 % от их общего количества), Нерюнгринском (7,5 %) и Мирнинском (5,4 %) районах [5].

Деятельность средних и малых предприятий республики за январь-июнь 2015 года характеризовалась следующими показателями:

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства за 1 полугодие 2015 года составил 53 008,47 млн. рублей и по сравнению с январем-июнем 2014 года увеличился на 4,4 %. Объем отгруженных товаров, работ, услуг собственными силами по субъектам малого предпринимательства составил 21 859,05 млн. рублей, что составляет к соответствующему периоду 105,5 % и среднего предпринимательства 5 732,8 млн. рублей, что ниже соответствующего периода 2014 года на 2,7 %. За первое полугодие 2015 года среднесписочная численность работников, занятых в малом и среднем бизнесе оценочно составила 47,7 тыс. человек, что ниже показателя за соответствующий период 2014 года на 4,2 % [5].

Цифры далеки до оптимизма, и хотя 2015 год был объявлен Годом предпринимательства в Республике Саха (Якутия), но 30,1 % занятых в малом и среднем бизнесе это повод задуматься. Необходимо понять, что республике крайне важны самозанятые люди, приносящие к тому же налоги в местный бюджет.

Также развитию предпринимательства в Якутии мешает то, что часто крупные конкурсы достаются не местным предпринимателям. При этом никто не рассматривает тот факт, что у коммерческих структур, не работающих в условиях Крайнего севера, есть конкурентные преимущества. Например, предприятия малого бизнеса, работающие в условиях Крайнего Севера и официально имеющие в своем штате сотрудников с белыми зарплатами, по КЗОТу обязаны предоставить каждому работнику оплачиваемый отпуск в 52 календарных дня. Это чаще всего является непосильной нагрузкой на финансы предприятия, эта норма буквально говорит о том, что предприятие в условиях Крайнего Севера должно быть более эффективным, более доходным, чем аналогичное предприятие в другой части России. Кроме того, следует обратить внимание на то, что сейчас все государственные заказы осуществляются через проведение тендеров по государственным закупкам, размещенных на общероссийских электронных площадках. Это означает, что доступ к ним является свободным и равным как для предприятий Центральной России, так и для предприятий Крайнего Севера. Выходит, фирма, работающая в условиях Крайнего Севера, автоматически является неконкурентоспособной, ведь при том же штате работников, она вынуждена платить отпускные за 52 дня и, значит, закладывать эти расходы в себестоимость своей продукции, товаров и услуг. Также важно сформировать положительное общественное мнение о том, что зарабатывать своим трудом, своей инициативой и предпринимательской жилкой похвально и заслуживает всяческого уважения.

Очевиден тот факт, что без входящего потока инвестиций в принципе невозможно нормальное функционирование экономики. В последние годы наша республика начинает заявлять о себе на различных экономических площадках и форумах, например, Якутск был включен в программу содействия развитию населенных пунктов ООН-Хабитат. В Республику часто приезжают потенциальные инвесторы, наиболее известным из них стала китайская компания Zhuoda Group ("Чжода груп"), которая в 2016 года должна начать комплексную застройку трех кварталов в Якутске. Общий объем инвестиций "Чжода груп" оценен в размере более 40 млрд рублей, срок окончания строительства — 2021 год. Это первый инвестиционный проект китайской компании на территории страны, который позволит освоить российский рынок строительства [6]. Инвестиционный климат республики необходимо поддерживать и дальше, для этого инвесторы должны увидеть потенциал республики, и конечно, это невозможно без поддержки на всех уровнях республиканской власти.

Достижение регионом бюджетной самодостаточности — это сложная задача, зависящая от многих факторов — в этой статье рассмотрена только часть из них. Резюмируя вышесказанное, можно эти факторы сформулировать кратко:

–                    Грамотная работа чиновников госаппарата республики с федеральными структурами, защита интересов республики, своевременное озвучивание проблем республики, требующих вмешательства и помощь центра;

–                    Правильное выстраивание отношений с крупными предприятиями федерального значения, занимающимися добычей полезных ископаемых на территории республики: это и инвестиционные программы, и обучение молодых специалистов и создание производственных мощностей;

–                    Развитие местных предприятий малого и среднего бизнеса;

–                    Создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе крупным инвесторам с Китая, Южной Кореи, Японии;

Прежде всего, решение задачи бюджетной самодостаточности региона — это вызов региональным органам власти. От их компетентности и грамотности во многом зависит и успешный результат, который тесно связан с благосостоянием населения, что и является конечной целью любого государства.

 

Литература:

 

  1.                Информация об экономической ситуации в Республике Саха (Якутия) // Официальный информационный портал Правительства РС(Я). URL: http://www.sakha.gov.ru/obshtaya-informatsiya (дата обращения: 21.04.2016).
  2.                Республика Саха (Якутия). Информационный меморандум. Май, 2015 г. 3 // Республика Саха (Якутия). Информационный меморандум. Май, 2015 г. . URL: http://www.region.ru/o-gruppe/press-tsentr/news/ %D0 %98 %D0 %BD %D1 %84 %D0 %9C %D0 %B5 %D0 %BC %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B4 %D1 %83 %D0 %BC_ %D0 %AF %D0 %BA %D1 %83 %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %8F_05-2015.pdf (дата обращения: 21.04.2016).
  3.                Распоряжение Правительства РС(Я) от 27.01.2016 N 57-р "Об отчете исполнительных органов государственной власти Республик... // Министерство экономики Республики Саха (Якутия) . URL: http://mineconomic.sakha.gov.ru/proektnyj-ofis-strategija-2030 (дата обращения: 21.04.2016).
  4.                О проекте закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2016 год» // Министерство экономики Республики Саха (Якутия) . URL: http://prav.sakha.gov.ru/o-proekte-zakona-respubliki-saha-jakutija-o-gosudarstvennom-bjudzhete-respubliki-saha-jakutija-na-2016-god (дата обращения: 21.04.2016).
  5.                МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) // Официальный информационный портал. URL: http://www.sakha.gov.ru/sredniy-i-maliy-biznes (дата обращения: 21.04.2016).
  6.                Китайцы инвестируют в Якутск более 40 млрд рублей // 2016 Якутск.рф, Официальный сайт окружной администрации г. Якутска. . URL: http://якутск.рф/about/info/news/4140/ (дата обращения: 21.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, млрд рублей, Республика Саха, Крайний Север, государственный баланс, малый бизнес, предприятие, соответствующий период, среднее, Якутск.


Задать вопрос