В работе изучается влияние развития политической и гражданской культуры учащихся на качество профессионального образования. Изучается специфика объяснения развития монархической политической системы России учащимся. Понимание особенностей ее развития очень важно для анализа исторических и политических тенденций данного периода и формирования политической и гражданской культуры будущих профессионалов.
Ключевые слова: качество образования, политическая и гражданская культура учащихся, монархические проекты.
Развитие политической и гражданской культуры учащихся очень важно для повышения качества профессионального образования. Особенно это касается специальностей, связанных с экономикой и управлением, педагогикой, юриспруденцией [1], где от уровня данной культуры напрямую зависит профессионализм работника. Кроме того, умение учащихся анализировать текущую социально-политическую ситуацию и общественные процессы очень важно для профилактики различных форм экстремизма как в образовательной среде, так и в обществе в целом [2]. В современном мире существуют пропагандистские технологии влияния на массы людей с использованием мифологем националистического содержания, которые могут использоваться для дестабилизации социума [3]. Классический пример — СССР, который с началом политики «перестройки» из достаточно стабильной страны превратился в гигантскую арену межнациональных конфликтов, причем поражала та легкость, с которой всевозможные националистические стереотипы и деструктивные политические мифологемы подхватывались достаточно образованными людьми, что способствовало развитию экстремизма и созданию напряженной обстановки. Поэтому так важно развитие политической и гражданской культуры студентов как для их профессиональной подготовки (особенно гуманитарных специальностей), так и для формирования их личности и гражданского самосознания.
Естественно, что в основе развития данной культуры должно лежать грамотное и корректное объяснение учащихся ключевых аспектов политического, исторического, культурного, правового развития Российского государства в различные исторические эпохи в учебном курсе истории России и ряда политико-правовых дисциплин («Политология», «Правоведение», «Конституционное право» и др.). Одним из ключевых аспектов в истории политической и правовой мысли России является вопрос о всестороннем системном кризисе общества начала ХХ в., приведшем к серьезным социальным потрясениям: революционным взрывам и кровавой Гражданской войне. Были ли у страны шансы избежать данных потрясений и развиваться по более «мягкому» сценарию развития? Естественно, возникает вопрос о возможностях реформирования российской монархической государственности на рубеже XIX-XX вв.
Важность данного вопроса для формирования гражданской и правовой культуры учащихся во многом обусловлена тем, что существует ценностный раскол как в российском обществе в целом, так и в среде интеллигенции и преподавательского состава, который проявляется, прежде всего, в неоднозначном отношении к идеям коммунизма, либерализма, монархической государственности, тем или иным историческим деятелям России и значимым событиям в истории нашей Родины. Среди людей, даже близких по социальному положению и роду деятельности, достаточно неоднозначное отношение к фигуре Николая II, проектам политического реформирования страны начала ХХ в., революционным событиям 1905 и 1917 гг., политике большевиков и белогвардейцев. Или, например, существует достаточно противоречивое отношение к роли дворянства в российской истории: с одной стороны, духовные и эстетические идеалы русского дворянства оказывали большое влияние на развитие культуры российского общества [4]; с другой — с привилегированным положением дворянства и его классовыми интересами связывают крепостничество, и такие вытекающие из него негативные черты поведения, как барство, холопство, чинопочитание. В педагогических коллективах можно встретить самые полярные точки зрения, и иногда возникают бурные дискуссии по тем или иным историческим проблемам, а специфика их объяснения учащимся во многом зависит от мировоззрения преподавателя. С одной стороны, это говорит о реально существующем плюрализме мнений, с другой — препятствует формированию у учащихся целостной, непротиворечивой системы духовно-нравственных ценностей.
Монархические концепции политического устройства России берут свое начало от поучений Иосифа Волоцкого, посланий старца Филофея и доходят до работ М. Н. Каткова, К. П. Победоносцева, Л. И. Тихомирова, И. А. Ильина, И. Л. Солоневича и современных монархистов. Статус монархической власти как самодержавной был закреплен при Петре I в воинском артикуле: «Его Величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен; но силу и власть имеет свои от Государства и земли, яко христианский Государь по своей воле и благомнению управлять» [5, с. 183].
Учащимся следует знать, что проект монархического устройства имел достаточно широкую поддержку в обществе, а его противники были представлены достаточно небольшой, но политически активной прослойкой радикально настроенной молодежи (народники, позднее эсеры и др.) [6]. Идеалы патриотизма были основаны на доверии к монарху, и в целом монархическая идея интегрировала общество, которое сохраняло сословный строй и во многом оставалось полуфеодальным. Дворянство, которое и после отмены крепостного права во многом сохранило привилегированное положение в обществе, давало массу примеров служения патриотизма Отечеству [7].
Интересный анализ особенностей монархического проекта предлагает историк Т. Тарановский, отмечая, что со времен Петра I Российское государство было конкретной формой западной абсолютной монархии, полицейского государства. Оно было наследственной монархией, узаконенной рационалистическими законами секуляризованного естественного права и договорной теории правления. Самодержавному монарху было дано право заботиться о всеобщем благоденствии, прогресс общества заключался в допущении управления государством его подданными во имя их благополучия. В силу специфики «догоняющей модели» развития России континентальное полицейское государство, свергнутое на Западе после французской революции и наполеоновских войн, достигло своей кульминации в России в 1-й пол. XIX в. [8] Учреждения центральной власти (Госсовет, Комитет Министров и теоретически Сенат) официально определялись как надзаконные, т. к. они были непосредственно связаны с персоной монарха. Они не обладали независимой властью, а их решения могли получить силу закона только после санкции монарха. Земства и муниципальные учреждения самоуправления не мыслились и не трактовались как законные органы правления ни теоретически, не практически. Они были общественными, а не государственными учреждениями и потому не играли законодательной роли в правительстве. Такое состояние дел должно было привести к конфликту, помешать политическому сотрудничеству государства и общества и создать препятствия для реформы [8].
Важным аспектом, который обычно учащиеся усваивают достаточно сложно, являются социокультурные противоречия российского общества рубежа ХIX-XX вв. Они связаны, прежде всего, с противоречиями между архаичными идеалами традиционализма и ценностями либеральной, капиталистической цивилизации которые вместе с развитием индустриального общества все больше проникали в Россию, вызывая диссонанс в массовом сознании большинства крестьянской и рабочей массы. В повседневной жизни России данного периода архаичные черты поведения были очень сильны: так, даже спустя десятилетие после отмены крепостного права достаточно многие дворовые и служащие люди в горнозаводских вотчинах Урала продолжали испытывать раболепное почитание перед помещиками [9, с. 260]. Естественно, что требовалось значительное время, чтобы в российском обществе были адаптированы данные западные ценности (напомним, что и в странах Западной Европы в XIX в. модернизационные процессы сопровождались серьезными кризисами и мощными социальными взрывами) [10]. Социальные противоречия в модернизирующемся российском обществе вели к росту радикализма и экстремизма [11]. В русской либеральной мысли появлялись концепции реализации прав человека и достойного существования [12], но из-за высокой степени социальных противоречий они во многом не успевали реализовываться в обществе, которое во многом оставалось полуфеодальным.
Российская модель монархии теоретически могла развиваться в направлении постепенного развития парламентаризма, и существующие властные структуры теоретически могли взять на себя ведущую роль в процессе модернизации общества. В этом случае был вероятен путь реформ сверху — верхушечной модернизации. Но данный путь был, в ХХ в., скорее исключением: по нему пошли, например, Скандинавские страны и Япония. В большинстве других обществ произошли серьезные потрясения, связанные с крушением монархий и переходом к республиканской форе правления.
Таковы общие особенности развития монархической политической системы дореволюционной России, на которые следует обратить внимание учащихся. Здесь определенную сложность представляет «отделить» эмоционально-оценочное отношение и объективный научный анализ, поскольку в обществе до сих пор ведутся дебаты по поводу альтернатив исторического развития страны в данный период времени.
Литература:
- Ожиганова М. В. О некоторых вопросах государственной политики в сфере профессионального образования в России // Право и образование. 2012. № 1. С. 20–25.
- Москаленко М. Р., Суровцева Н. Г., Ларионова М. Б. Стратегические вызовы для России и проблема адаптации мигрантов // Экономика и социум. 2014. № 3–2(12). С. 578–580.
- Москаленко М. Р. Формирование патриотизма и позитивной национальной идентичности учащихся как фактор национальной безопасности // Экономика и социум. 2015. № 1–3(14). С. 1391–1393.
- Ларионова М. Б. Музыка в повседневной жизни дворянского семейства (на примере семьи уральского заводчика П. Д. Соломирского) // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Индустриальная модернизация Урала в XVIII-XXI вв. ХII Всероссийская научная конференция, посвященная 90-летию Заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, профессора Александра Васильевича Бакунина. Екатеринбург, 2014. С. 206–211.
- Полное собрание законов Российской Империи, повелением государя императора Николая Павловича составленное. Собр. I, т. V: (1713–1719).
- Першина В. М., Москаленко М. Р. Противодействие политическому экстремизму в правовой традиции дореволюционной России // Экономика и социум. 2015. № 3–2(16). С. 550–553.
- Ларионова М. Б. Дворяне Пермской губернии в XVIII-начале ХХ века: численность, состав, земельная собственность // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2013. № 2. С. 18–34.
- Тарановский Т. Идеологические и структурные препятствия на пути к реформе у русской автократии конца XIX в. // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994. С. 35–43.
- Дашкевич Л. А., Ларионова М. Б., Неклюдов Е. Г., Шалина И. В. Повседневная жизнь провинциального имения: дневник слуги уральских помещиков Голубцовых // «Quaestio Rossica». 2015. № 1. С. 255–274.
- Москаленко М. Р., Дорошенко В. А. Учебная дисциплина «История науки и техники в контексте эволюции системы образования» // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2012. Т. 104. № 3. С. 33–40.
- Москаленко М. Р. Социальные факторы экстремизма в современной России // Экономика и социум. 2015. № 3- (16). С. 379–382.
- Кислов А. Г., Кропанева Е. М., Москаленко М. Р. Идея права на достойное человеческое существование: социально-философский анализ. Екатеринбург, 2013.