В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Обозначены методы и методики исследования вербальной агрессии, описываются результаты исследования вербальной агрессии подростков, а также методы ее профилактики и коррекции в образовательном учреждении.
Ключевые слова: вербальная агрессия, исследование вербеной агрессии, направления профилактики вербальной агрессии подростков.
Рост вербальной агрессии является одной из острейших проблем нашего общества. Сквернословие, инвективное употребление слов, оскорбления, унижения массово охватили сегодня все сферы жизни общества.
Нецензурное употребление слов не избирательно по возрасту, полу, социальному происхождению. Сегодня уже устарели такие правила, как «Это не культурно» или «Не нужно выражаться при дамах и детях». Данная проблема давно перестала быть «лингвистической прерогативой» уличных пьяниц. Все чаще мы слышим ненормативную лексику с экранов наших телевизоров во время просмотра различных передач, выступлений политиков, выдающихся людей искусства и культуры.
Бранное словоупотребление необратимо влилось в речь молодежи, в особенности детей подросткового возраста, которые в силу своих возрастных особенностей, интеллектуального и личностного развития, принятия нового социального опыта во взаимодействии с окружающими их людьми, являются наиболее незащищёнными, уязвимыми в отношении проблемы сквернословия. Не имея навыков конструктивного общения, способов эмоциональной разрядки, подростки перенимают различные формы общения разрушительного характера для развития своей личности из мира взрослых.
Но самым главным признаком культурного истощения государства является то, что причиной браных слов является не раздражение, не озлобленность, не гнев, а то, что сквернословие стало обыденной речью граждан, употребление нецензурной лексики стало необходимым в связке слов в предложениях.
В общем виде вербальную агрессию можно определить, как обидное обращение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме [5].
Вербальная агрессия препятствуют реализации основных задач плодотворного речевого общения, затрудняет полноценный обмен информацией, мешает пониманию собеседниками друг друга, тем самым противоречит задачам образования. Поэтому на сегодня для образования является важным формирование навыков полноценной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, обучение умению предотвращать проявления агрессии в детской речи. Грамотное, культурное общение, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить плодотворное сотрудничество со взрослыми и сверстниками обеспечивает социальную компетентность и ориентацию на других людей.
В данной статье описаны результаты исследования вербальной агрессии подростков.
В исследовании принимали участие учащиеся 7 класса образовательного учреждения г. Тары Омской области, общей численностью 25 человек.
В качестве методик исследования использовались следующие:
– визуальное наблюдение за подростками в образовательно учреждении;
– тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут);
– рисуночный тест Розенцвейга;
– методика «Рисунок несуществующего животного»;
– методика незаконченных фраз.
На первом этапе исследования вербальной агрессии подростков проводилось первичное визуальное наблюдение за речью учащихся 7 — го класса. Согласно полученным данным, в классе среди подростков присутствует вербальная агрессия, которая проявляется: в оскорблениях как прямых: «Слышь, ты, псих!», «Ты что, идиот?!», так и косвенных: «Сам такой!», в угрозах: «За дурака получишь!», «Ну все, держись у меня!», «Отстань, а не то получишь!»,в грубых требования: «Пошел вон отсюда!», «Слышь, замолчи!», «Заглохни!», в отказах: «Да не буду я делать это дурацкое задание!», в насмешках с иронической, язвительной интонацией: «И как ты до седьмого класса доучился?!», «Ну и сколько будет?!», «Даже () и то знает, а ты не можешь дважды два сказать сколько будет!».
Присутствие агрессии в речи подростков подтверждается и результатами других методик.
Так, по опроснику Л. Г. Почебут результаты расположились следующим образом: высокую степень вербальной агрессии имеют 14 % учащихся, среднюю степень вербальной агрессии — 36 % и низкую степень вербальной агрессии — 50 % подростков.
Низкий уровень вербальной агрессии свидетельствует о том, что эти дети проявляют себя как уравновешенные, спокойные. Вспышки вербальной агрессии возникают у них очень редко и носят, как правило, защитный характер. Враждебные действия быстро сменяются на дружелюбные. Дети адекватно реагируют на замечания со стороны взрослого.
Средний уровень вербальной агрессии свидетельствует о том, что дети склоны к таким проявлениям вербальной агрессии как ссора, крик, оскорбления, грубые слова, проклятия, угрозы, но не в очень грубой форме, с отсутствием извинения и необходимых формул вежливости отказ, скрытый упрек.
Высокий уровень свидетельствует о таких формах проявления вербальной агрессии как брань, ругань, крайне эмоционально и экспрессивно выраженное прямое порицание, грубое требование, произнесенное в резко повышенном тоне.
Результаты исследования вербальной агрессии с помощью рисуночного теста Розенцвейга распределились следующим образом: экстропунитивное направления имеют 14 % учащихся. Интропунитивного направления присутствует также у 28 % детей и импунитивное направление имеет 68 % подростков.
Экстропунитивное направление характеризуется открытым проявлением агрессии, направленной на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение. Этой группе подростков свойствен гнев высокой интенсивности, направленный на посторонних, раздражение, ненависть, чувство беспомощности, растерянность, обида. Высокая экстропунитивность связана с неадекватной повышенной требовательностью к окружению и недостаточной самокритичностью. Для данного направления характерна склонность видеть в окружающих причины собственных проблем и неприятностей. Подросток всегда будет обвинять окружающих, оскорблять, унижать, упрекать, искать причины, но никогда не признают своей вины, он всегда выходит из сложившейся негативной ситуации за счет окружающих людей [4 с.387].
В речи подростков, имеющих экстропунитивное направление реакций присутствуют такие фразы: «однако вы разбудили моего ребенка!», «вы сорвали мне поездку!»,«Сидеть надо со своими детьми!»,«а у меня можно было спросить?!», «вы сорвали мне поездку!», «по себе людей не судят», «Этот Петров, косоглазая ворона», «потому что ДУРА!», «так ему лоху и надо!», «ты что не понимаешь, ДУРА!», «кидок!», «имею право!», «верните мне мой плащ, я тороплюсь», «вы обязаны меня принять!», «А вам какое дело?!», «Нужно быть аккуратнее!», «вы сорвали мне поездку!», «не вам меня судить, УДАЧИ!», «шли же!», «Верните мои деньги!», «Да вы че, я уже таких планов настроил!», «Ты настоящий ДРУГ!», «отстаньте, это не ваше дело!», «извиняю, больше так не делайте!», «Я не буду ждать никого! Это мой плащ! Верните его!», «В жопу», «Я учился в школе!», «да и пофиг», «да пошел ты!», «Плати!», «Ваша проблема», «до свидос!» и т. д.
Интропунитивное направление наоборот, характеризуется открытым выражением обвинения или требований, адресованных самому себе. Повышенный показатель интропунитивности указывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъекта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуважения. В ответах обычно содержатся либо покорное принятие фрустратора в виде блага, либо признание собственной вины или ответственности за разрешение и исправление ситуации. У таких подростков присутствуют чувство стыда, растерянность, чувство незащищенности, обида [4 с.387].
В речи подростков, имеющих интропунитивное направление реакций присутствуют такие фразы: «Я виноват!», «Я виноват, я могу компенсировать!», «Я виноват, давайте я склею (куплю новую вазу)», «Я виноват, скажите номер больницы, и я схожу к нему, отнесу фруктов и извинюсь!» и т. д.
Импунитивное направление означает стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию. Высокий уровень данного направления характеризуется отсутствием агрессии, обвинений, отрицательных эмоций. Отрицается проблемность ситуации или конфликта, виновность или ответственность как самого человека, так и окружающих его людей, обстоятельств, вызвавших конкретную ситуацию. Подростки выражают надежду на благоприятное разрешение проблемы: «Все само собой исправится». Для данного направления характерно терпение, подчинение (согласие), спокойствие, сохранение того эмоционального состояния, которое было до критической ситуации. В данном направлении присутствует демонстрация замещающих деятельностей и предметов: «Нет такой книги в этом магазине — пойду в другой», фантазирование: «Наверно у нее что-то случилось, а может она заболела!» [4 с.387].
Помимо способов выхода из сложившейся ситуации, перечисленных выше, с помощью данного теста изучаются и типы реакций, вызванные определенным препятствием, самозащитой или удовлетворением потребностей.
Результаты исследования распределились следующим образом: тип реакции «с фиксацией на препятствии» составляет 25 % детей подросткового возраста, тип реакции «с фиксацией на самозащите» присутствует у 30 % подростков и тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребностей» имеют 45 % учащихся.
Тип реакции «с фиксацией на препятствии» определяет степень внутреннего напряжения личности, возникающего в стрессовых ситуациях. Такой тип реакции проявляется в виде гнева, обиды, раздражения. Подросток не может отвлечься, успокоиться, он как бы «застревает» на цели, на препятствии, которое создало критичную ситуацию. Он либо признает себя виновным, испытывая при этом огорчение, ощущение собственной неправоты, оставаясь в бездействии и покорно ждет наказания со стороны окружающих, либо обвиняет окружающих, при этом проговаривая невозможность реализовать свою цель, называя самого фрустратора, испытывая гнев, раздражение на фрустратор [4 с.387]: «Женщина, снимите шляпу, она мне мешает смотреть фильм!», «Верните мне мой плащ!», «Да вы че, я уже таких планов настроил!», «Вы сорвали мне поездку!» и т. д. Такой тип реакции может проявляться и в отрицании критической ситуации. Подросток может терпеливо подчиняться, постепенно восстанавливая свою активность: «Ну вот, сломалась машина, ну это совсем не страшно», «ничего страшного, уеду на другом», «Ничего страшного, я уже видел этот фильм (посмотрю в следующий раз)», «Ничего страшного, это же дети» и т. д.
Тип реакции «с фиксацией на самозащите» определяет степень умения сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу и слабость личности. Подростки данного типа являются слабыми, уязвимым. Их реакции сосредоточены на защите своего «Я». Они проявляют неуверенность в себе, склонны к эмоциональным срывам. У них может проявляться агрессивность, грубость, бестактность в отношениях с окружающими. Подростки с данным типом реакции выходят из критической ситуации за счет самооправдания. Они приводят аргументы в свою защиту, или же обвиняют окружающих с целью отведения от себя наказания, либо ссылаются на то, что для них это не так уж и важно, сохраняя при этом свои эмоции неизменными с наступлением критической ситуации [4 с.387].
В речи подростков, имеющих тип реакции «с фиксацией на самозащите» присутствуют такие фразы: «Имею право!», «Нет, я не виноват в том, что с ней произошло!», «Я опаздывал! (потому и ехал мимо школы так быстро), «Отстаньте, не ваше дело! (хочу шумлю, хочу нет)», «Я не виноват, так ему лоху и надо!», «Я не буду платить! (я не виноват)», «Ну и что», «Хорошо, я не буду больше», «ладно, я вам ее склею», «ладно, я схожу к нему в больницу» и т. д.
Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребностей» говорит о том, что ребенок не уходит из ситуации, а упорно пытается ее разрешить каким-либо образом, т. е. стремится не оставить ситуацию не завершенной, а ищет выход, конструктивное решение [4 с.387].
Это говорит о том, что у большинства детей присутствует адекватный показатель той степени, в которой личность может разрешать фрустрационные ситуации.
В речи подростков, имеющих тип реакции «с фиксацией на удовлетворении» присутствуют такие фразы: «Извините, мы сделаем вам часы бесплатно», «Может, я могу починить вашу машину», «Я могу чем-нибудь помочь?», «ничего страшного, давай подождем еще немного», «ничего страшного, я позвоню ему и скажу» и т. д.
Результаты методики «Рисунок несуществующего животного» так же показывают то, что в классе среди подростков присутствует вербальная агрессия. 14 % учащихся в классе имеют повышенный уровень вербальной агрессии, что выражается в следующих характерных признаках: изображение рта с зубами, угрожающее выражение животного, угрожающая поза животного, большое количество острых углов, верхнее размещение углов поворот головы вправо или анфас, изображение пышного, направленного вверх хвоста, наличие орудий нападения — зубы, когти, рога. Важную информацию говорят и графические особенности изображения, так, например, в рисунках детей присутствует сильная, уверенная линия, неаккуратность. Некоторые фрагменты рисунка заштрихованы. Остальные 86 % подростков имеют слабо выраженный уровень вербальной агрессии или не имею ее вообще. Для данного уровня вербальной агрессии характерны такие признаки как доброе, улыбающееся лицо, закрытый рот, в рисунке нет колючих предметов [4 с.110].
По результатам методики «Незаконченных фраз» с целью изучения ответных реакций на проявления вербальной агрессии подростков 16 % детей дали ответы, которые указывают на вербальную агрессию. В своих ответах подростки показывают склонность к ответной вербальной агрессии: «Я могу повысить голос на того, кто орет на меня, повышает голос, оскорбляет меня, кричит на меня», «Когда на меня кричат, то я кричу в ответ» и т. д. Остальные дети — 84 % дали ответы, в которых вербальная агрессия не проявляется [17].
На основании полученных данных были определены главные задачи работы с целью снижения уровня вербальной агрессии подростков и ее профилактики:
– просвещение учащихся подросткового возраста по проблеме вербальной агрессии с целью формирования у них знаний в области психологии общения. Несовершеннолетних необходимо информировать от том, что такое «вербальная агрессия», в каких формах она проявляется, каковы причины ее возникновения, каковы последствия применения вербальной агрессии в общении с окружающими и каковы способы ее преодоления [1];
– создание в образовательном учреждении элективного курса с целью развития у подростков умения культурно общаться со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками, в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения в обществе; формирования навыков культурного поведения школьников в обществе; развития умения управлять своим поведением в общении с окружающими; обучения подростков приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; воспитания вежливости, предупредительности, уважительного отношения к окружающим;
– в процессе профилактики вербальной агрессии подростков необходимо уделять внимание проблемам досуга подростков, а именно, вовлечение подростков в систему дополнительного образования: кружки, спортивные секции, конкурсы, соревнования, олимпиады, экскурсии, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями и т. д. [3];
– просвещение педагогов в образовательном учреждении с целью повышения их уровня психолого-педагогических знаний, которые позволят им избавиться от педагогических ошибок, совершаемых из-за незнания или непонимания возрастных психофизиологических особенностей «трудного», «кризисного» подросткового возраста [2];
– информирование родителей о проблеме вербальной агрессии у подростков в семье и способах ее предупреждения.
Литература:
- Витковский А. Наши на марафоне// Школьный психолог (прил.) — 2010. — № 9. — С. 33–35.
- Коповая О. В., Коповой А. С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / О. В. Коповая, А. С. Коповой. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. — 80 с.
- Положение о внеурочной деятельности ФГОС. [Электроный ресурс]. — Режим доступа: http://s_viteb.bol.edu54.ru/p55aa1.html
- Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. —Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
- Щербинина Ю. В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учеб. пособие — М.: Флинта, 2004.