Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Седова, Н. В. Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями / Н. В. Седова, О. Ю. Царапкина, М. К. Шувалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29087/ (дата обращения: 15.11.2024).



В последние несколько лет резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью. Одной из причин проблем речевого развития является результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального и речевого развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми с нарушениями речи в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета.

Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаковы важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция — это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела и т. п. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Нервная система при этом работает правильно, что очень важно для нормального развития ребенка. Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.

Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. Желаемые адаптационные реакции появятся естественным образом, в качестве последствия функционирования нервной системы. Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом. Создателем метода сенсорной интеграции является A. Жан Айрес, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения. Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т. п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, малышу будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками. Задержка речи так же свидетельствует о нарушении сенсорной интеграции.

Выделяют ряд симптомов нарушений сенсорной интеграции:

− Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению (избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон);

− Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть);

− Трудности в концентрации, импульсивность, вспыльчивость;

− Избегание социальных контактов;

− Быстрая утомляемость;

− Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении;

− Слабая организация поведения, отсутствие планирования.

Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.

Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, активно используются на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях различные игры сенсорных игр и упражнений. Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения. Эти ощущения очень разнообразны: зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание); слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать); тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений: различные по фактуре материалы, различные по величине и форме предметы); двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, прыжки, ползание, танцы); обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира); вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания).

Виды сенсорных игр:

− Игры с крупами, мукой, специями, чаем, кофе. Можно ходить босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпать крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарывать в тазик с крупой и разыскивать игрушки, конфеты; нюхать крупы, специи, чай и кофе, определять более «вкусный» запах; играть с мокрыми крупами; с кашей из крупы; рисовать на подносе манкой или мукой.

− Игры с бытовыми предметами, с пластиковой одноразовой посудой: «Как пахнет ложка?», «Как звучит миксер», «Сколько ложек можно поставить в стакан» и др. Строить дорожки и башни из стаканчиков; шуршать тарелочками, стучать пластиковыми ложками по стаканчикам.

− Игры с песком: пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке.

− Игры с тканями и бумагой: трогать различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. Шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани.

− Игры с фруктами: выкладывать узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогать пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.

− Игры с движением: ползать; прыгать; имитировать движения животных; перекатываться с боку на бок; бегать по сенсорным дорожкам; двигаться под музыку.

− Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

− Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т. д.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи (развитие дыхания, слухового восприятия, понимания речи, речевого подражания, создание речевой среды) происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с речевой патологией синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой. Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать чувствительность ребенка и показать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.

Литература:

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. — М.: Теревинф, 2009; 272 с.

2. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно. — М.: Айрис пресс, 2004; 48 с.

3. Миненкова И. Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития. И. Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С. Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 — с. 86–92.

4. Эллнеби И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997; 131 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная интеграция, игра, нервная система, окружающий мир, ребенок, речевое развитие, дошкольный возраст, нарушение речи, сенсорная информация, сенсорное развитие детей.


Похожие статьи

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Похожие статьи

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП

Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Задать вопрос