В статье дается определение понятия «систематизация налогового законодательства». Автором анализируется четыре вида систематизации налогового законодательства:учет нормативных актов, инкорпорация, консолидация, кодификация; делается вывод о том, что в отличие от других отраслей права в финансовом праве кодификация осуществляться на уровне подотраслей.
Ключевые слова: налоговое законодательство, систематизация налогового законодательства, кодификация, инкорпорация, финансовое право.
Налоговое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения. Периодически возникает потребность привести их в соответствующую систему в целях устранения противоречий и коллизий, обеспечения единства правоприменительной практики.
Систематизация налогового законодательства — это упорядочение нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, приведение их в определенную систему. Систематизация законодательства необходима для обеспечения доступности налогово-правовых предписаний, удобства пользования ими, устранения недействующих или устаревших юридических норм, признания права одной из высших социальных ценностей [1].
В юридической науке выделяют четыре вида систематизации налогового законодательства: учет нормативных актов, инкорпорацию, консолидацию, кодификацию.
Отечественный и зарубежный опыт правоприменительной деятельности показывает, что во многом уровень правовой культуры налогоплательщиков и налоговых органов, степень гарантированности их прав и законных интересов зависит от степени налаженности работы с нормативно-правовыми актами [2].
Четко налаженный учет налогового законодательства позволяет, в частности:
‒ налогоплательщикам знать и правильно использовать свои права; выполнять возложенные обязанности; принимать локальные нормативные акты в соответствии с требования налогового законодательства; отстаивать свои права и законные интересы в административном и судебном порядке; давать квалифицированные юридические заключения по спорным вопросам теории и практики налогового права;
‒ налоговым органам правильно толковать и применять нормы налогового права; предоставлять налогоплательщикам информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах в соответствии с положениями статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации;
‒ финансовым органам разрабатывать подзаконные нормативные акты, не противоречащие Налоговому кодексу Российской Федерации; давать квалифицированные письменные разъяснения по вопросам применения налогово-правовых предписаний.
Учет налогового законодательства строится на основе следующих принципов:
1) полнота информационного массива, позволяющая осуществлять фиксацию и выдачу всего объема необходимой информации;
2) достоверность информации (используются официальные источники опубликования нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения);
3) удобства пользования [3, с. 625–626].
Наиболее простой вид учета налогового законодательства — это фиксация реквизитов нормативных правовых актов в хронологическом, алфавитно-предметном или системно-предметом порядке. Хронологический принцип означает, что законодательные и подзаконные акты располагаются в порядке их принятия. При алфавитно-предметном учете нормативные акты фиксируются по предметным рубрикам (например, по видам налоговых платежей).
Более совершенной формой учета нормативно-правовых актов является карточный учет. Это создание системы карточек, объединенных в определенную систему. Карточки содержат информацию об основных реквизитах нормативных правовых актов, на них может располагаться полный текст.
Третья форма учета налогового законодательства — ведение контрольных текстов действующих нормативных правовых актов (включает в себя деятельность по внесению изменений, дополнений в тексты нормативных актов с указанием актов, на основании которых это делается).
В деятельности субъектов налогового права могут сочетаться различные формы учета налогового законодательства, взаимно дополняющие друг друга.
В последние годы доминирующим стал автоматизированный учет налогового законодательства. Он стал возможен благодаря развитию компьютерной техники и технологий. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем (таких например, как «Консультант Плюс», «Гарант») позволяет учитывать практически не ограниченный объем правовой информации, получить информацию по любому фискальному платежу в максимально сжатые сроки.
Инкорпорация — это форма систематизации путем объединения нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения в сборник. При этом каждый нормативный правовой акт сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.
В процессе инкорпорации содержание нормативных правовых актов не меняется. В целях удобства их пользования может быть проведена внешняя обработка нормативных актов: в первоначальный текст внесены официальные изменения, исключены статьи и пункты, утратившие юридическую силу.
Инкорпорация считается самым простым видом систематизации. Инкорпорация бывает официальная и неофициальная.
Субъектами официальной инкорпорации выступают компетентные органы государственной власти. В результате инкорпорации появляются унифицированные сборники, которые по своей сути являются способом переиздания действующих правовых предписаний. Главная задача проведения официальной инкорпорации — помочь правоприменителю быстро найти нужную налогово-правовую норму.
Объединение нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, осуществляется в основном по хронологическому и предметному принципам.
Неофициальную инкорпорацию могут проводить как физические, так и юридически лица. Ее результатом выступают сборники нормативных актов по вопросам налогообложения, которые издаются в учебных либо просветительских целях. На неофициальные инкорпорационные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения налогово-правовых споров. Они формируются по усмотрению инкорпоратора, не могут быть признаны официальными источниками опубликования актов законодательства о налогах и сборах.
Консолидация представляет собой форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются без изменения их содержания в единый акт. При этом в отличие от инкорпорации каждый из данных нормативных правовых актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. В юридической науке считается, что консолидация занимает промежуточное место между инкорпорацией и кодификацией, ею используют в том случае, когда нет возможности провести кодификацию законодательства. Применительно к налоговому законодательству консолидация как форма систематизации не применяется, поскольку она фактически противоречит сути налогов как обязательных индивидуально безвозмездных платежей.
Четвертая форма систематизации называется кодификация. Она выражается в объединении нескольких нормативных правовых актов в единый логически выверенный новый правовой акт. В процессе кодификации устраняются устаревшие правовые предписания, создаются новые, устраняются противоречия и коллизии между ними.
Кодификация отличается от инкорпорации налогового законодательства тем, что:
‒ инкорпорация нацелена на оказание помощи правоприменителю, это вид систематизации, который в отличие от кодификации, не связан с существенной переработкой налогово-правовых предписаний; инкорпорация позволяет поддерживать налогово-правовые нормы в «рабочем состоянии», кодификации — создавать новые;
‒ инкорпорация представляет собой фактически техническую обработку нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения; кодификация связана с нормами налогового права, налогово-правовыми институтами;
‒ инкорпорация и кодификация отличаются по конечному результату, итогом кодификации налогового законодательства становится новый и по форме, и по содержанию нормативный правовой акт, возглавляющий иерархическую систему нормативных актов;
‒ кодификация, в отличие от инкорпорации, может осуществляться исключительно органами государственной власти.
Кодификация налогового законодательства, по сути, является формой правотворчества, поскольку она предполагает не только обобщение действующих предписаний, но и создание новых, устранение противоречий и коллизий, замену устаревших правовых конструкций на новые. Это наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации.
Результатом кодификации налогового законодательства стало появление части первой и части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Данный кодификационный акт является основным в сфере налогообложения, он содержит базовые понятия и принципы налогообложения, ему должны соответствовать все иные нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Это внутренне единый документ, нацеленный на обеспечение стабильности налогообложения. Имеет сложную структуру, делится на части и главы.
В отличие от других отраслей права в финансовом праве кодификация осуществляться на уровне подотраслей [4].
Литература:
- Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.
- Мирошник С. В. Проблемные вопросы субъективной стороны налогового правонарушения// Государство и право. 2002. № 4.
- Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах /отв. ред. М. Н. Марченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007.
- Мирошник С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.