В статье анализируется понятие, признаки норм налогового права; выделяются их особенности. Автор делает вывод о том, что структура налогово-правовых предписаний может быть различной в зависимости от того, какой способ воздействия на участников налоговых правоотношений она закрепляет. Представленная классификация позволяет сформировать целостное представление о многообразии налогово-правовых предписаний.
Ключевые слова: налоговое право, норма налогового права, финансовое право, структура правовой нормы.
Нормы налогового права представляют собой формально-определенные общеобязательные установленные государством правила поведения в сфере налогообложения.
Нормы налогового права являются, с одной стороны, разновидностью юридических норм, с другой разновидностью норм финансового права (поскольку мы рассматриваем налоговое право как подотрасль финансового права).
Нормы налогового права как часть российского права в целом обладают следующими признаками:
‒ являются правилами поведения субъектов права;
‒ определяют меру возможного и должного поведения лица;
‒ носят общеобязательный характер, так как адресованы всем участникам регулируемых отношений;
‒ имеют государственно-властный характер, поскольку устанавливаются субъектами публичной власти — государством, муниципальными образованиями; налогово-правовая норма является критерием оценки поведения субъекта с точки зрения его правомерности или противоправности;
‒ имеют определенные специально-юридические формы своего выражения (нормативный правовой акт либо решение Конституционного Суда Российской Федерации).
Специфические признаки норм налогового права обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования [1, с. 84].
Налогово-правовые предписания отличаются от иных норм права по своему целевому назначению. Они предназначены регулировать общественные отношения, возникающие в связи с денежных фондов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Следующая особенность налогово-правовых предписаний выражается в том, что они являются средством реализации публичных и частных интересов в сфере налогообложения, что обусловлено принадлежностью финансового права к публичному праву, а также необходимостью обеспечения баланса интересов субъектов налоговых правоотношений [2].
Нормам налогового права свойственна также нестабильность. Налоговые отношения являются разновидностью экономических отношений, поэтому, они подвержены различным экономическим колебаниям (например, существенное влияние на сферу налогообложения оказывает финансовый кризис), что в свою очередь влияет на состояние механизма финансово-правового регулирования.
Ряд ученых обращают внимание на такую особенность норм налогового права, как политическая направленность [1, с. 86], поскольку налогово-правовые предписания, как и другие нормы финансового права, направлены на обеспечение фактического поведения субъектов права требования государственной налоговой политики. Именно эта особенность позволила М. В. Карасевой сделать вывод о том, что финансовое право есть «политически напряженная» отрасль права [3, с. 25–42].
Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих решений отметил, что нормы права, в том числе и финансового, проявляют свое регулятивное воздействие на общественные отношения «не сами по себе, а в связи с целями государственной экономической политики, включая финансовую политику и финансовое регулирование в их конституционно-правовом смысле. На этой основе в Российской Федерации как правовом социальном государстве гарантируются надлежащие финансовые условия осуществления программ социального развития, обеспечения прав и свобод человека и гражданина» [4].
Специфика норм налогового права заключается и в том, что они являются результатом правотворчества компетентных государственных органов, выступающих от имени Российской Федерации. Особым субъектом налогового права выступает Российская Федерация, которая как властвующий субъект определяет налоговую правосубъектность как свою собственную, так и других участников налоговых правоотношений. Право устанавливать налоги является суверенным правом государства.
Нормы налогового права по характеру являются императивными, как правило, обязывающими, что обусловлено действием основного метода правового регулирования налоговых отношений. Государство, устанавливая налоги, принуждает субъектов совершать только одно действие — уплачивать фискальные платежи в установленные сроки. Государственные органы, действующие от имени государства, также связаны законом [5]. Их свобода воли значительно ограничена налогово-правовыми предписаниями
Норма налогового права имеет определенную структуру, под которой понимается ее внутреннее строение.
Налогово-правовое предписание состоит из тех же элементов, что и любая другая юридическая норма, а именно: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза — это часть юридической нормы, содержащая условия действия соответствующего правила поведения. Условие действия нормы определяется путем закрепления юридических фактов, то есть тех жизненных обстоятельств, с которыми законодатель связывает возникновение налоговых правоотношений.
Гипотезы норм налогового права в зависимости от их строения могут быть сложными и простыми. Простая гипотеза содержит только одно условие, с которым связывается реализации данного правила поведения. Например, простая гипотеза содержится в статье 79 Налогового кодекса РФ (условие — установление налоговым органом факта излишне взысканного налога). Сложная гипотеза отличается тем, что включает в себя два и более условия. Например, статьей 74.1 НК РФ определены условия, предъявляемые к банкам, имеющим право выдать налогоплательщикам банковские гарантии.
Нормы налогового права могут содержать альтернативные гипотезы, которые в отличие от сложной гипотезы приводят в действие правовое предписание при наличии хотя бы одного из нескольких перечисленных условий. Примером может служить статья 76 НК РФ, определяющая основания приостановления операций по счетам в банках налогоплательщиков — организаций.
В юридической науке обращается внимание на необходимость четкого выделения гипотезы налогово-правового предписания, поскольку без этого невозможна ее реализация в духе признаваемых правовых ценностей.
Диспозиция — часть юридической нормы, содержащей само правило поведения. Диспозиция содержит идеальную модель поведения в налоговой сфере. В зависимости от формы выражения диспозиции бывают дозволяющие, запрещающие, обязывающие. В налоговом праве в силу действия основного метода финансового права преобладают диспозиции последнего вида.
Санкция — это часть юридической нормы, предусматривающая, как правило, меры налоговой ответственности на нарушение установленных правил поведения в налоговой сфере. Санкции предусматривают меры государственного принуждения. Санкции могут быть абсолютно-определенные либо относительно-определенные.
Рассматривая структуру налогово-правовых норм, следует учитывать, что их структура не может быть одинаковой, поскольку они имеют разное содержание, закрепляют различные способы воздействия на участников налоговых правоотношений (обязывание, запрет, дозволение) [6].
Нормы налогового права весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от юридической силы можно выделить нормы, содержащиеся в актах законодательства о налогах и сборах, решениях Конституционного Суда Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актах.
Функции, выполняемые налоговым правом, позволяют различать регулирующие (упорядочивают налоговые отношения путем установления прав и обязанностей субъектов) и охранительные (предусматривают меры негативного воздействия за совершение налоговых правонарушений) налогово-правовые предписания.
В зависимости от территории действия нормы налогового права подразделяются на федеральные (действуют на территории всей Российской Федерации, например, нормы Налогового кодекса Российской Федерации), региональные (распространяют свое действие в пределах субъекта Российской Федерации) и местные (действие ограничено территорией муниципального образования).
Анализ норм налогового законодательства позволяет оценить налоговое право как одну из высших социальных ценностей [7].
Литература:
- Финансовое право Российской Федерации: учебник /коллектив автором; под ред. М. В. Карасевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2012.
- Мирошник С. В. Проблемные вопросы субъективной стороны налогового правонарушения// Государство и право. 2002. № 4.
- Карасева М. В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). М., 2003.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. № 4.
- Мирошник С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.
- Мирошник С. В. Правовой стимул: понятие, структура// Бизнес в законе. 2013. № 5.
- Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.