В статье анализируются льготы по налогу на прибыль организаций; делается вывод о том, что успешное развитие экономики возможно только в том случае, если помимо налоговых льгот будут использованы и иные механизмы правового стимулирования предпринимательской деятельности. Предлагается ввести постоянный мониторинг налоговых льгот в целях определения их эффективности.
Ключевые слова: налог на прибыль организаций, налоговые льготы, налогоплательщики, правовой стимул, эффективность налоговых льгот, мониторинг налоговых льгот.
Льгота по налогу на прибыль организаций представляет собой специальное право, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков. Это мера возможного поведения налогоплательщика, выражающаяся в полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль организаций или облегченном исполнении иных налоговых обязанностей.
Налоговые льготы в целом, и льготы по налогу на прибыль в частности, имеют вторичный характер [1]. Они производны от основной налоговой обязанности лица — обязанности уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Льготы по налогу прибыль:
‒ выступают правомерными исключениями из общих правил налогообложения, предусмотренными главой 25 НК РФ;
‒ отражают публичные и частные интересы в сфере налогообложения;
‒ воплощают в налогово-правовых предписаниях принципы справедливости и равенства.
Данные черты позволяют рассматривать льготы по налогу на прибыль важнейшим элементом правового режима налогообложения, строящимся на основе гармоничного сочетания интересов государства и налогоплательщиков.
Льготы по налогу на прибыль весьма разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям.
Анализ положений Налогового кодекса Российской Федерации позволяет в зависимости от особенностей юридического оформления выделять четыре разновидности налоговых льгот:
— льготы в виде установления пониженных или дифференцированных ставок по налогу на прибыль;
— льготы в виде освобождения от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль;
— льготы в виде освобождения от уплаты налога на прибыль как элемента инвестиционного налогового кредита;
— дополнительные льготы по налогу на прибыль, вводимые по решению органов представительной власти субъектов Российской Федерации в части налога, зачисляемого в региональные бюджеты.
В зависимости от нормативно-правового акта, вводящего правомерные исключения, льготы по налогу на прибыль могут быть классифицированы на федеральные (предусмотрены НК РФ) и региональные (предусмотрены законами субъектов РФ в части прибыли, зачисляемой в региональные бюджеты).
Любое государство имеет широкие пределы усмотрения в области налогообложения. При этом нужно учитывать, что согласно требованиям действующих актов законодательства о налогах и сборах:
‒ льготы по налогу на прибыль могут вводиться только по решению представительных органов власти (федеральные в форме федерального закона, принимаемого Федеральным Собранием Российской Федерации; региональные в форме законом субъектов Российской Федерации, принимаемых законодательными органами власти субъектов РФ);
‒ льготы по налогу на прибыль относятся к числу факультативных элементов налогообложения, поэтому сокращение их числа, изменений условий применения нельзя рассматривать как нарушение прав налогоплательщиков. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что льготы представляют собой институт, средство гарантирования прав граждан в отдельной сфере общественной жизни. Сами по себе законодательные изменения, выражающиеся в сокращении круга налогоплательщиков, пользующихся льготами, не означает ограничения или умаления их прав, поскольку ранее действовавшее налоговое законодательство только обеспечивало льготные условия реализации данных прав [2];
‒ льготы по налогу на прибыль, в том числе и дифференцированные налоговые ставки, не могут устанавливаться в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала; в тоже время государство вправе предоставлять налоговые преимущества налоговым резидентам;
‒ актами законодательства о налогах и сборах запрещено предоставлять индивидуальные налоговые льготы; льготы по налогу на прибыль должны быть адресованы не конкретному лицу, а неопределенному кругу налогоплательщиков;
‒ льготы по налогу на прибыль являются правом налогоплательщика, поэтому он может отказаться полностью или частично от его использования. В случае использования налоговых преимуществ налогоплательщик обязан представить налоговым органам документы, подтверждающие его право на льготы.
В финансово-правовой науке продолжаются научные дебаты о целесообразности предоставления налоговых льгот. На наш взгляд, они соответствуют базовым идеям налогообложения, способствуют достижению конституционно значимых целей. Содержание конституционно-правовой обязанности уплачивать законно установленный налог на прибыль составляют реально складывающиеся налоговые правоотношения. Их правовое обеспечение может строиться одновременно исходя из необходимости установления единого налогового бремя и учета разных подходов к налогоплательщикам — организациям в зависимости от характера осуществляемой ими, например, предпринимательской деятельности.
В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено более 120 налоговых льгот и преференций [3, с. 30–37]. Естественно возникает вопрос об эффективности их действия, необходимости сохранения в условиях финансового кризиса.
На наш взгляд, налоговые льготы обладают огромным стимулирующим воздействием. Они дают возможность оптимизировать налоговое бремя, поощрять инвестиционно-инновационную деятельность, что в свою очередь, ведет к увеличению получаемой прибыли, а следовательно, к росту налоговых поступлений в бюджет. При этом нужно учитывать, что развитие экономики возможно только в том случае, когда помимо налоговых льгот используется и иные механизмы стимулирования предпринимательской деятельности [4].
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает проведения мониторинга эффективности налоговых льгот. Это является существенным пробелом актов законодательства о налогах и сборах. Более того противоречит статье 3 НК РФ, согласно которой налоги, а следовательно, и налоговые льготы, должны иметь экономическое обоснование.
Проведенные исследования показывают, что налоговые льготы нельзя рассматривать как выпадающие доходы бюджета. Уменьшение доходной части бюджета обусловлено совершенно другими причинами [5]. В то же время отсутствие мониторинга эффективности действия налоговых льгот не позволяет иметь четкую картину преимуществ или недостатков той или иной льготы по налогу на прибыль.
Важнейшим элементом налоговой политики является проведение систематического анализа востребованности и обоснованности предоставляемых льгот по налогу на прибыль, а также результативности их действия. Данная информация важна в целях обеспечения баланса публичных и частных интересов в налоговых правоотношениях.
Научное осмысление действия налоговых льгот весьма важно для установления оптимальных границ налоговой автономии субъектов Российской Федерации в части правового регулирования налога на прибыль, зачисляемого в региональные бюджеты.
Система мониторинга льгот по налогу на прибыль, оценки результативности их действия дают возможность выделить и исключить, в конечном счете, неактуальные, невостребованные налоговые преимущества; усилить правовые начала механизм налогового регулирования [6]. Получаемые аналитические данные имеют значение при подготовке проектов бюджетов в части формирования их доходной части, исключения появления «выпадающих доходов».
Выводы: совершенствование правовых основ взимания налога на прибыль организаций следует проводить по двум направлениям:
‒ развитие налогово-правовых предписаний, регулирующих налогообложение прибыли;
‒ создание и совершенствование методики оценки эффективности льгот по налогу на прибыль, основанной на оценке целевого характера использования финансовых средств, получаемых организациями в результате использования налоговых преимуществ.
Поддерживаем высказанное в науке налогового права предложение предоставлять льготы по налогу на прибыль на определенный период времени для решения конкретных социально-экономических задач. Целесообразно так же право налогоплательщика на получение налоговой льготы дополнить корреспондирующей обязанностью — представлять отчеты о результативности использования льгот по налогу на прибыль [3].
Целесообразно ввести льготы по налогу на прибыль для организаций — налогоплательщиков, внедряющих инновационные технологии осуществления предпринимательской деятельности. При этом все льготы должны быть экономически обоснованы — четко определены цели и задачи их введения.
Необходимо законодательно уточнить функции Счетной палаты Российской Федерации. Организацию и проведение мониторинга налоговых льгот следует выделить как самостоятельное направление ее деятельности. В связи с чем предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный законот 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», дополнить:
‒ статью 56 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 4 следующего содержания: «Счетная палата Российской Федерации ежегодно проводит мониторинг эффективности налоговых льгот. Отчет об эффективности налоговых льгот представляется в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу в срок до 1 июня»;
‒ статью 13 Федерального законаот 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» пунктом 6.1: «мониторинг эффективности налоговых льгот».
Анализ практики применения и оценки эффективности налоговых льгот по налогу на прибыль организаций является необходимым звеном оптимизации налогового регулирования в Российской Федерации, требующим системного подхода к обеспечению его правовых начал.
Литература:
- Мирошник С. В. Правовой стимул: понятие, структура// Бизнес в законе. 2013. № 5.
- Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. № 361-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Северцева Бориса Игоревича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 43.4 и 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»// См.: СПС «Гарант».
- Савина О. Н., Жажин М. А. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций: актуальные вопросы оптимизации // Бухгалтер и закон. 2014. № 4.
- Мирошник С. В. Стимулирующие правоотношения// Северо-Кавказский юридический вестник. 2013. № 4.
- Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов// СПС «Консультант Плюс».
- Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.