В данной статье рассматриваются особенности проведения лекционных и семинарских (практических) занятий по дисциплине «Государственная служба и управление в Республике Казахстан», способствующих формированию профессиональных компетенций студентов-юристов.
Ключевые слова: государственная служба и управление, интерактивные технологии, личностно-ориентированный подход, лекционные занятия.
Дисциплина «Государственная служба и управление» относится к фундаментальным дисциплинам профессионального цикла бакалавриата и ориентирована на завершение формирования у студентов знаний о системе государственного управления. Она базируется на знаниях ранее изученных общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, таких как: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Этика юриста». Именно набор знаний и умений, приобретенных учащимися, по данным дисциплинам, состоящих в понимании специфики функционирования институтов государственной власти, представляют собой фундамент для изучения дисциплины «Государственная служба и управление».
Ввиду этого информация, преподносимая как на лекционных, так и семинарских занятиях, должна отвечать уровню профессиональной подготовки студентов и полученным ранее знаниям о государственных институтах, правовых нормах, призванных регулировать отношения между гражданами, обществом и государством, и т. д.
Именно дисциплина «Государственная служба и управление» способствует более полному пониманию организации государственной службы в РК, основных тенденциях ее развития, как неотъемлемой части общего механизма государственной власти. Вместе с тем «Государственная служба и управление» дает возможность понимания проблем государственной службы, особенностей построения взаимоотношений граждан, общества с государственными органами на современном этапе в Республике Казахстан. Знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины, могут быть в дальнейшем использованы в курсе таких дисциплин, как «Трудовое право», «Административное право», «Проблемы теории государства и права».
Цель изучения учебной дисциплины «Государственная служба и управление» состоит в систематизации знаний о понятии, содержании государственной службы, в ее роли на пути к построению гражданского общества и правового государства в нашей стране, выявлению и устранению несовершенств в подготовке и расстановке государственных служащих, а также поиску новых способов решения проблем государственной службы в Республике Казахстан, в стремлении к улучшению взаимоотношений общества и госслужащих, ведущих к повышению качества жизни казахстанских граждан.
Основные задачи дисциплины «Государственная служба и управление»:
- На базе научной литературы и нормативно-правовых актов в сфере государственной службы дать студентам знания об основных понятиях, сущности и организации государственной службы, ее проблемах и задачах на современном этапе развития в РК, принципах кадровой политики на государственной службе.
- Дать представление о правах и обязанностях, а также ограничениях государственного служащего и его юридической ответственности.
- Сформировать у студентов практические навыки по решению задач государственной службы.
- Ознакомить с опытом кадровой политики и функционирования государственной службы в зарубежных странах.
Невозможно оспорить тот факт, что первоочередной задачей, стоящей перед преподавателем, является сокращение «разрыва» между теорией и практикой при преподавании студентами дисциплины. Эффективность обучения можно повысить путем «использования наглядности и технических средств обучения праву» [1, с. 196]. Привнесение в образовательный процесс интерактивных технологий обучения путем воссоздания реальных практических ситуаций позволяет не только пробудить внимание к изучаемому материалу, но и стимулировать у учащихся желание изучить правовое явление.
Достоинства интерактивных технологий в полной мере раскрываются при проведении семинарских занятий. В ходе занятий могут быть применены следующие формы интерактивных технологий: круглый стол (дебаты), мозговой штурм, case-study (анализ конкретных ситуаций), деловые и ролевые игры, подготовка юридических документов. Подобная форма подачи информации студентам способствует не только ее лучшему запоминанию, но и размышлению над новым материалом, стремлением применить, полученную на лекционном занятии теорию, в правовом анализе и при решении практических задач.
Интерактивные технологии особенно важны в преподавании дисциплины для студентов-юристов, поскольку они побуждают каждого учащегося выбрать свою точку зрения и аргументировать ее правильность. Выработка и развитие навыков отстаивания своей позиции является важным элементом в подготовке юриста. Подобные умения — залог успешной профессиональной деятельности студента-юриста в будущем.
Однако не стоит забывать, что «в основе обучения помимо интерактивных методов, должно лежать живое общение между преподавателем и студентами; между преподавателями; студентами между собой», что особенно важно для развития культуры речи и этики юриста [2].
Преподаватель в рамках проведения курса дисциплины должен создавать условия для осуществления такого общения. В ходе каждого практического занятия в целях стимулирования обсуждения проблемных вопросов дисциплины возможно использование нескольких форм работы студентов: доклады, опрос, дискуссия, решение правовых задач и т. п.
Проведение подобных форм обучения развивает у учащихся навыки работы с нормативно-правовыми документами в ходе аргументирования выбранной позиции, умения применять знания законодательства Республики Казахстан на практике, а также учит подвергать идеи критике и анализу. Личностно-ориентированный подход в обучении праву является ключом к восприятию правого материала каждым студентом, он способствует повышению уровня знаний всех, включенных в образовательный процесс.
Следовательно, основной целью проведения семинарских занятий у студентов-юристов является закрепление теоретического правового содержания законодательства о государственной службе в Казахстане, развитие умения работы с нормативно-правовыми актами в ходе решения юридических задач, а также выработка навыков публичного выступления и отстаивания своей позиции.
Каждое занятие должно содержать наряду с теоретическими и практические задания, что будет способствовать более эффективному изучению дисциплины и лучшему осмыслению информации студентами.
В ходе преподавания курса дисциплины «Государственная служба и управление» возможно использование традиционных и инновационных образовательных форм обучения:
‒ лекционные занятия;
‒ семинарские (практические) занятия: блиц-опрос, решение юридических задач, обсуждение практических ситуаций, выявление и обсуждение проблемных тем дисциплины и т. п.;
‒ интерактивные технологии обучения: деловые игры, тренинг, «мозговая атака», работа в малых группах и т. п.;
‒ внеаудиторная работа: консультация преподавателя по дисциплине;
‒ научно-исследовательская работа: изучение проблематики государственной службы и управления в РК и написание научной статьи.
При выработке структуры данной дисциплины и планировании организации занятий важно учитывать последовательность изучения норм законодательства, регулирующего общественные отношения, связанные с поступлением, прохождением и прекращением государственной службы, а также определяющих правовое положение, материальные и социальные гарантии государственных служащих в Республике Казахстан. Иными словами, для лучшего усвоения знаний по курсу данной дисциплины необходимо в ходе занятий осуществлять плавный переход от базовых знаний к конкретным.
В ходе организации учебного процесса нельзя забывать об использовании современных методов правового обучения: работы в системе Интернет. В послании к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Н. А. Назарбаев призвал молодежь Казахстана «учиться, овладевать новыми знаниями, обретать новейшие навыки, умело, и эффективно использовать знания и технологии в повседневной жизни» [3]. Посему нужно прибегнуть к использованию современных технологий на занятиях. В целях реализации институциональной программы «100 конкретных шагов» в нашей стране проводится изменение законодательства, так 23 ноября 2015 года президентом был подписан новый закон о госслужбе. В связи с этим для студентов-юристов имеет большое значение получение информации о данных изменениях из новостных ресурсов. В настоящее время необходимо поощрять и стимулировать у учащихся навыки нахождения и использования информации, найденной в сети. Важным фактором успешной работы юриста-профессионала прежде всего является умение анализировать правовую ситуацию и легко ориентироваться в системе нормативно-правовых актов. Задача высшего учебного заведения, и в частности преподавателя правовых дисциплин, привить данные навыки студентам.
В сети Интернет студенты не всегда могут найти качественную и доступно изложенную информацию и, вследствие этого, возможно формирование искаженных знаний. Роль преподавателя в данном случаем должна заключаться в умении отобрать нужную и значимую информацию по дисциплине, структурировать ее, изложить в форме, доступной для понимания и осмысления учащимися и связать с темой занятия. Также основная задача преподавателя научить студентов-юристов критически подходить к любому информационному материалу, анализировать его, выявлять соответствие новой информации, полученной в сети, действующему законодательству Республики Казахстан. Развитие подобных навыков у учащихся в ходе использования на занятиях данных, найденных в сети Интернет, будет способствовать эффективному формированию компетенций у будущих специалистов.
Дисциплина «Государственная служба и управление» также ориентирована на самостоятельную работу студентов как основу их дальнейшей теоретической и практической деятельности. Она находит свое выражение в подготовке учащимися докладов по вопросам курса дисциплины, решении ситуационных юридических задач, а также возможности выполнения выпускных квалификационных работ по проблемам государственной службы и управления в Республике Казахстан.
Изложенные в настоящей статье методические рекомендации для педагогов, преподающих дисциплину «Государственная служба и управление», будут способствовать эффективному и качественному развитию профессиональных компетенций у студентов юридических специальностей.
Литература:
- Е. А. Певцова. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции. Учебное пособие. — М.: Издательство Международного юридического института, 2010 г. — с. 272
- Базилевич С. В. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий / С. В. Базилевич, Т. Б. Брылова, В. Р. Глухих, Г. Г.Левкин // Наука Красноярья. № 4 (04), 2012. — С. 103–112 / http://scipeople.ru/publication/108493/
- Казахстан 2050. 10 глобальных вызовов. / Казахстан 2050. URL: https://strategy2050.kz/ru/page/global10/ (Дата обращения: 13.03.2016)