Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 28.04.2016

Статья просмотрена: 9593 раза

Библиографическое описание:

Левицкая, Л. В. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса / Л. В. Левицкая, А. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1036-1039. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29104/ (дата обращения: 15.11.2024).



Стресс тяжелее переносится в детском и подростковом возрасте, чем во взрослом. Следовательно, нужно проводить работу по повышению стрессовой устойчивости как можно раньше. Это и является актуальностью данной статьи. Для того, чтобы провести работу с подростками по их адаптации к стрессу, нужно знать специфику его проявления в данном возрасте.

Подростковый возраст является переходным моментом от детства к взрослой жизни. Данный возраст можно назвать одним из самых сложных возрастных этапов в жизни человека. Его границы четко не обозначены. Это связано с тем, что он наступает у каждого в свое время: у кого-то раньше, а у кого-то позже.

Д. Б. Эльконин, исходя из теории о том, что каждому возрастному этапу характерна своя ведущая деятельность, обозначает подростковый возраст как период 11–17 лет. Внутри этого временного отрезка, он выделяет два этапа: средний школьный возраст (11–15 лет) и старший школьный возраст (15–17 лет). Л. И. Божович также считает, что подростковый возраст делится на две фазы: 12–15 лет и 15–17 лет. В периодизации Л. С. Выготского пубертатный период приходится на 14–18 лет. С.Холл полагал, что стадию развития человека от 11 до 14 лет следует относить к подростничеству [3].

Здесь закладываются основные черты характера, стили поведения, привычки, жизненные ориентации и многое другое. Соответственно, от того, насколько положительно личностью будет пройден этот этап, зависит вся дальнейшая взрослая жизнь человека. Одним из факторов, мешающих нормальному (без отклонений) становлению личности, может оказаться перенесенный стресс.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от той, что была на предыдущем этапе, больше не внешними обстоятельствами, а внутренними причинами. Подросток продолжает жить в семье, ходить в школу. Но начинает думать и чувствовать по-другому. Отношения с семьей уходят на второй план, главным становится общение со сверстниками. Здесь родители вынуждены изменить стиль взаимоотношений, чтобы избежать конфликтов и проблем. Но очень редко этот момент проходит для семьи гладко. Здесь, с большой вероятностью, могут возникнуть стрессовые ситуации из-за неправильного поведения матери: авторитарность, упрямство, чрезмерные требования к ребенку, неуверенность в себе. Также могут быть негативные воздействия и со стороны отца: недостаток внимания, агрессия. К стрессовым ситуациям можно отнести также конфликтность в семье по разным причинам (это м. б. споры по поводу воспитания или же выяснение отношений супругов).

Как мы уже начали говорить, в период отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к учению. Так, если в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь для него гораздо больший интерес представляют собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно интимно-личностные взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в подростковом возрасте. Для них важно:

Умение знакомится с теми, кто интересен; Ощущение свободы и спокойствия в кругу друзей, принятия норм и ценностей значимой (приоритетной) группы; Ощущение того, что он — индивидуальность и может высказывать свои мысли и идеи, выражать чувства; Желание, чтобы из взрослость была признана окружающими; Важно, чтобы их форма поведения не принималась как детская; Своим образцом поведения подросток желает видеть — активного, целеустремленного и успешного человека; Склонен к мечтанию и фантазированию [6].

Придавая столь особое значение общению, подростки могут начать игнорировать учебную деятельность, что впоследствии может привести к проблемам в школе и дома, усилению давления на него со стороны старших. В общении со сверстниками, подростки расширяют границы своих знаний, они развиваются в умственном отношении, делясь знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельной. Общаясь «в кругу своих», они постигают разные формы межличностного взаимодействия, учатся рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

Если в детстве особая школа социальных отношений — это игра, то в отрочестве такой школой становится общение. Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на какие-то ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.

Социальная ситуация обладает большим разнообразием условий для провокаций и для испытания подростком самого себя. Взрослые, в силу уже сложившихся ценностей, зачастую даже не могут их представить себе. Подросток сталкивается с множеством проблем, отрицательное воздействие которых приводит к возникновению стрессового состояния. Он очень впечатлителен и любой конфликт может обернуться душевной травмой. Это одна из причин, что подростковые стрессы встречаются очень часто и по разным причинам. Часто наблюдается феномен самопровоцирования стресса, связанного с недовольством своей внешности, как неудовлетворяющей представлениям подростка о привлекательности. Также стресс может быть вызван волнением по поводу первого свидания [3].

Одним из главных источников стресса для подростков является школа. Стремление быть первым и зацикливание на учебе порождает массу проблем психического плана.

Еще один стресс, который развивается почти у каждого подростка, связан с выбором профессии и поступлением в ВУЗ. Поступить в хороший колледж, продолжить обучение в школе или пойти работать — поиск ответов на эти вопросы расходует у них много сил.

Семейный стресс. Причинами такого стресса могут быть: семейные драмы, развод родителей и повторные браки, все это порождает сильнейшие стрессы у пытающихся осознать свое место в жизни подростков.

Общие симптомы стрессового состояния, включают в себя: чувство нервного напряжения и волнение, чувство усталости, постоянное откладывание на потом или пренебрежение обязанностями, постоянные негативные мысли, идеи. В состоянии стресса подростки часто чувствуют себя разбитыми, у них нарушается сон, появляются проблемы с питанием (начинают есть слишком много или мало) [5].

Некоторые симптомы стресса у взрослых, проявляются и у подростков, к можно отнести головные боли и депрессии. Однако есть и отличительные особенности. Подростки, например, медленнее забывают пугающие или негативные воспоминания. Чаще подвержены девиантному поведению. Чтобы уменьшить стресс, они могут начать курить, принимать алкоголь или наркотики. Девушки, как правило, направляют свои тревоги на себя, что часто становится причиной физиологических расстройств: булимии или анорексии. У юношей более высока склонность к участию в преступлениях, проявление агрессии к другим, как попытка сбежать от проблем [4].

Многие болезни имеют свое начало в подростковом и юношеском возрасте, что отчасти вызвано воздействием стрессов. Они могут стать причиной ухудшения физического и психического здоровья. Те, кто не выдерживал стресса, имеют очень низкий иммунитет и чаще болеют. Стресс может перерасти в депрессию. А она, может привести за собой и суицид [1].

Еще одним признаком появления стресса у подростков может быть отдаление от сверстников. Он становится замкнутым, теряет уверенность в собственных силах, формируется заниженная самооценка [2].

Также нами было проведено исследование о взаимосвязи личностных особенностей и уровнем стрессоустойчивости. Использовались 3 методики:опросник Кетелла14PF, Бостонский тест на стрессоустойчивость и рисуночная методика «не дай человеку упасть». Результаты ранговой корреляции Спирмена представлены в таблице № 1:

Отсюда видно, что существует связь между некоторыми качествами личности и уровнем стрессоустойчивости.

Так, например, по результатам корреляции Бостонского теста и Кетелла,уподростков общительных, склонных к сотрудничеству уровень стрессоустойчивости выше, чем у замкнутых.Ууступчивых, подчиняемых, зависимых от других он конечно будет ниже. У импульсивных, живых, легкомысленных уровень стрессовой устойчивости будет выше, чем у осторожных людей, т. к. они легче переключаются на другие виды д-сти, склонны к перемене мест и т. д.

Склонные к чувству вины, депрессивные подростки — больше будут подвержены стрессам, чем невозмутимые, у которых практически отсутствует чувство угрозы и т. д.

Если подростки не научаться справляться со всеми трудностями, если им не помочь сформировать высокий уровень стрессоустойчивости, это может привести к появлению различных аддикций, депрессивных состояний, болезней, вызванных психосоматикой.

Таким образом, подростковый возраст представляет собой переходный моментом от детства к взрослой жизни. Возрастные границы подросткового возраста довольно размыты, другими словами — индивидуальны. Этот возраст является кризисным периодом, во время которого у подростка появляются новые проблемы, меняются отношения с окружающими его людьми. Социальная ситуация развития остается прежней — школа, но происходят изменения в отношениях с окружающими. Главную роль начинают играть не родители и учителя, а сверстники. Ведущая деятельность смещается с учебной на интимно-личностное общение.

Стрессы у подростков связаны со множеством фактором, в том числе и с учебой. У учащихся колледжа добавляются также страхи сдачи диплома, взрослой жизни, дальнейшего самоопределения и т. д. Реакции на стресс у подростков могут быть схожи с реакциями взрослых, но могут и отличаться. Чем младше личность, тем больше будет стрессовых факторов, а значит, подростки гораздо больше подвержены стрессам.

Если подростки не научатся преодолевать стрессовые ситуации, не сформируют достаточный уровень стрессоустойчивости, то в дальнейшем у них будет много трудностей. Может ухудшиться здоровье, появятся вредные аддикции и многое другое.

Литература:

  1. Медведева, Н. И. Психологические защитные механизмы безопасности личности в современных стрессогенных условиях / Н. И. Медведева // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 11 — С. 696–697.
  2. Мельников, В. И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации / В. И. Мельников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — № 1. — 2012. — С. 45–60.
  3. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2014. — 460 с. ISBN 978–5-9916–3166–2
  4. Церковский, А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А. Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2011. — Т. 10. — № 1. — С. 6–19.
  5. Черникова, Е. Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков / Е. Г. Черникова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 4. — С. 169–172.
  6. Чикер В. А., Сольц Е. В., Жезмер Н. М.,Джос П. Стресс и особенности его преодоления российскими подростками // http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2733 (дата обращения:16.12.2015)
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, подросток, стресс, взрослая жизнь, Бостонский тест, ведущая деятельность, отношение, социальная ситуация развития, стрессовая устойчивость, стрессовое состояние.


Похожие статьи

Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения в подростковом возрасте

Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности

Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения в подростковом возрасте

Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности

Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Задать вопрос