Подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 28.04.2016

Статья просмотрена: 2046 раз

Библиографическое описание:

Филиппов, Д. Ю. Подготовка кадров для органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации / Д. Ю. Филиппов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 901-904. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29119/ (дата обращения: 15.11.2024).



Плодотворная, качественная работа всей системы государственных органов в нашей стране зависит от многих факторов, важнейшим из которых является высокий уровень профессионализма и образованности работников той или иной системы органов и учреждений.

Для прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (далее — РФ) к кандидатам предъявляются определенные требования, регламентируемые ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее ФЗ «О прокуратуре РФ») от 17.01.1992 № 2202–1 [2]. Обратимся к требованиям, предъявляемым к кандидатам, поступающим на службу в органы и учреждения прокуратуры РФ.

Специфичность деятельности прокуратуры РФ, высокой гражданской ответственности и профессиональных качеств прокурорских работников предопределяет высокие требования при поступлении на службу, которые можно разделить на три группы [6, с. 105–106]:

– общие — предъявляемые всем работникам прокуратуры;

– специальные — отдельные требования для прокуроров;

– дополнительные — требования для лиц, находящихся в должности прокуроров городов, районов, регионов [6, с. 105–106].

Общие требования, сформулированные в ФЗ «О прокуратуре РФ» сводятся к получению кандидатом высшего профессионального образования в научных и образовательных организациях прокуратуры, а также иных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.

Главным образом, общие требования содержащиеся в ч. 2 ст. 40.1. ФЗ «О прокуратуре РФ», сводятся к тому, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно: «…имеет гражданство иностранного государства; признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности связано с использованием таких сведений; имеет заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению им служебных обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому…» [2, ч. 2 ст. 40.1.].

Специальные требования регламентируются ч. 1 ст. 40.1. ФЗ «О прокуратуре РФ». При этом на должность прокурора города, района или иного уровня могут замещать только граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование по государственно аккредитованной образовательной программе.

В совокупности на занимаемую должность лицо должно обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способно исполнять свои служебные обязанности по состоянию здоровья.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора» от 02.11.2011 г. № 378 (далее — Приказ Генпрокуратуры РФ № 378 от 02.11.2011 г.) четко закреплены положения моральных качеств и психологических свойств личности [5]:

– уровень социальной адаптации;

– интеллектуальный уровень;

– эмоциональная устойчивость;

– коммуникативные качества.

Уровень социальной адаптации предполагает наличие у замещающего должность кандидата социальной и служебной ответственности; высокого уровня правосознания, воспитанности, культуры; честности; чуткости, скромности и нравственной чистоты.

Интеллектуальный блок обобщает черты развитого интеллекта, эрудиции, творческого мышления, понимание сущности и значимости деятельности работников прокуратуры, способность к всестороннему аналитическому мышлению, умение быстро, точно и верно усваивать новые знания, закреплять полученные навыки в профессиональной сфере служебной деятельности.

Эмоциональная устойчивость личности сводится к наличию у кандидата высокой работоспособности, силы воли, уравновешенности, устойчивость к стрессовым ситуациям и психофизическим перегрузкам.

Коммуникативные качества личности работника прокуратуры являются неотъемлемым элементом в профессиональной прокурорской деятельности. К коммуникативным качествам следует отнести умение работника вести официально деловой стиль беседы, способность к установлению и поддержанию отношений в рабочем коллективе, владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, способность всесторонне осуществлять взаимодействие с сотрудниками правоохранительных и иных органов государственного и муниципального контроля. Особенно важными качествами работника прокуратуры по отношению к гражданам и представителям всей системы органов государственной власти являются уважение и тактичность, а также ответственность и исполнительность в служебной деятельности.

По нашему мнению, отсюда следует, что, как кандидат, так и работник прокуратуры обязан обладать наличием высоких моральных качеств, таких как: добросовестность, ответственность, скромность, объективность, гуманность, самокритичность, тактичность, уравновешенность, а также требовательность к работе, себе и другим, уважительное отношение к правам, свободам и интересам человека, к закону как к высшим социальным ценностям.

Обратимся к важнейшему требованию для работника прокуратуры — профессиональные знания. Помощник прокурора обязан знать и ориентироваться на высоком уровне систему нормативного законодательства как федерального, так и местного («…Конституция РФ; международно-правовые договоры РФ; Федеральные конституционные законы; ФЗ; нормативные акты субъекта РФ и местного самоуправления; постановления, определения, разъяснения, решения высших судебных органов; приказы, указания, иные документы генпрокурора РФ; Кодекс этики прокурорского работника; правил ношения, хранения и применения служебного оружия, пропускного, противопожарного режима в здании прокуратуры, ведения делопроизводства, учета и статистической отчетности, порядка работы со сведениями, составляющими государственную тайну, охраняемую законом и др. …») [5].

Вместе с тем, приказом «Об утверждении и введении в действие кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» от 17.03.2010 г. № 114. (ред. от 22.04.2011 г. № 104) регламентируются существенные положения основных правил поведения прокурорского работника во внеслужебной деятельности [4].

Сообразно с этим предусмотрено обучение по подготовке научно-педагогических сотрудников прокуратуры. Обучение осуществляется в аспирантуре в образовательных учреждениях прокуратуры по очной форме. При этом прокурорские работники освобождаются от занимаемой должности на определенный срок и отправляются в командировку для получения соответствующего образования в образовательные учреждения прокуратуры. Причем социальные гарантии (должностной оклад, доплаты за классные чины и выслугу лет) в период обучения прокурорских работников сохраняются. Соответствующий срок обучения засчитывается работнику в выслугу лет. Однако работник при этом, должен в течение месяца возобновить службу в органах прокуратуры. Включаемый срок обучения в выслугу лет дает право на присвоение очередного классного чина, доплаты за соответствующую выслугу, а также назначения пенсии.

Помимо обучения научно-педагогических кадров в аспирантуре, существует целевое направление по профессиональной подготовке работников прокуратуры. При этом, с лицом заключается договор о целевом обучении. Важнейшим, неотъемлемым условием соответствующего договора является то, что после окончания обучения, лица обязаны проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 787 от 08.07.1996 г., целенаправленная, профессиональная подготовка специалистов для прохождения службы в органах прокуратуры осуществляется в Академии Генеральной прокуратуры РФ (Московская государственная юридическая академия), в составе Уральской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права [3].

Срок обучения в данных юридических академиях прокуратуры составляет 4 года (бакалавриат) и 2 года по программе магистратуры, по окончании которых выпускники получают юридическую квалификацию по специальности юриспруденция. В первую очередь проводится отбор граждан РФ, имеющих склонность, а также предрасположенность к прокурорской деятельности, определяется состояние здоровья лиц, а также прохождение обязательного психодиагностического тестирования на профессиональную пригодность к службе.

С каждым кандидатом, претендующим на обучение, назначаются личные приемы (беседы) на которых выясняются мотивы, объясняющие выбор данной профессии. Проверяются и изучаются личные данные лица: документ об образовании; паспорт; характеристики (с места учебы, службы, работы); автобиография; трудовая книжка; военный билет; медицинские справки (в том числе из наркологического и психоневрологического диспансера); иная документация.

При успешном прохождении отбора, лицам выдается направление для допуска к вступительным экзаменам в заранее выбранную академию прокуратуры. В последствии зачисление абитуриентов проводится по результатам вступительных испытаний при прохождении конкурсного отбора. Выпускники, окончившие данные юридические академии прокуратуры, назначаются на должности помощников городских, районных или специализированных прокуроров.

При этом, кадровые отделы органов прокуратуры ведут учет лиц, желающих поступить на службу, завершающих обучение в иных государственных высших учебных заведениях по специальности юриспруденция. Впоследствии, данные лица могут претендовать на работу в качестве общественного помощника.

Обратимся к подготовке кадров для органов и учреждений прокуратуры, проходящей в непрерывном виде (непрерывная подготовка кадров). Соответствующие мероприятия проводятся по специальной индивидуальной программе, включающей занятия группового типа, а также прохождения стажирования в образовательных и научных учреждениях Генпрокуратуры РФ. Вместе с тем непрерывное обучение может происходить в учебно-образовательных центрах и институтах повышения квалификации, где происходит непосредственно практическая работа на семинарах и выступление в научно-практических конференциях различного уровня.

Неотъемлемой служебной обязанностью прокурорских работников и прокуроров является повышение квалификации. Вследствие этого, вопрос о соответствия работника занимаемой должности, его поощрения, продвижения по «служебной лестнице» находит отражение в добросовестном отношении к учебе и повышения общего уровня профессионализма.

Следовательно, основными видами кадровой работы являются:

– разбор (анализ) кадровой работы;

– отбор претендентов, распределение, утверждение и непосредственно обучение кадров;

– аттестационные мероприятия;

– практическая работа с кадровым резервом;

– профессиональная подготовка, повышение квалификации;

– ведение учета, отчетности по работе с сотрудниками;

– ведение канцелярских дел — делопроизводство.

Все перечисленные виды кадровой политики в органах прокуратуры взаимосвязаны между собой, при этом каждый дополняет друг друга, позволяя тем самым открывать новые и развивать существующие подходы, применяемые в кадровой деятельности органов и учреждений прокуратуры.

Таким образом, важными условиями эффективной работы органов и учреждений прокуратуры является институт системы профессиональной подготовки кадров для прокуратуры. Совершенствование нормативного законодательства в данной сфере давно не проводилось, хотя имеет огромное значения для конструктивного функционирования прокуратуры РФ, а также всей системы государственных органов. Вместе с тем, обладание высоким уровнем морально-нравственных и профессиональных качеств личности первостепенно определяет и показывает уровень работы (деятельности) того или иного органа. Кадровая политика по отбору кандидатов на столь важные должности на наш взгляд, должна проводится с высоким уровнем ответственности, всесторонне в профессиональном и морально нравственном аспекте, тщательно и беспристрастно.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.: с изм., внес. Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31, ст. 4398.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202–1-ФЗ: в ред. Федер. Закона от 28 нояб. 2015 г. № 354-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — 20 нояб.; 2015. — 9 дек.
  3. О создании институтов прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии: Постановление Правительства Рос. Федерации 8 июля 1996 г. № 787 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — 15 июля.
  4. Об утверждении и введении в действие кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генпрокуратуры Рос. Федерации от 17 мар. 2010 г. № 114: в ред. Приказа Генпрокуратуры Рос. Федерации от 22 апр. 2011 г. № 104 // Законность — 2010.
  5. Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора: Приказ Генпрокуратуры Рос. Федерации от 2 нояб. 2011 г. № 378 // Законность — 2012.
  6. Друкаров, И. Л. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник [Текст] / И. Л. Друкаров. — 6-е изд., испр. и доп. — Барнаул: Издательство Алт. ун-та, 2010. — 400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, учреждение прокуратуры, занимаемая должность, орган, орган прокуратуры, работник прокуратуры, требование, кадровая политика, кадровая работа, практическая работа.


Похожие статьи

Организация планирования действий органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях

Создание эффективной системы стратегического управления высшим образованием в Республике Казахстан

Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Цели и значение деятельности органов прокуратуры в борьбе с коррупцией

Стратегии развития высшего инженерного образования в Республике Узбекистан

Подготовка инженерно-технических кадров для промышленных предприятий Республики Саха (Якутия) (из опыта работы)

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования

Подходы, связанные с совершенствованием физической подготовки курсантов в системе Федеральной службы исполнения наказания России

Значение формирования, развития и воспроизводства кадров в системе банковского образования

Развитие организаторских способностей студентов высших учебных заведений

Похожие статьи

Организация планирования действий органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях

Создание эффективной системы стратегического управления высшим образованием в Республике Казахстан

Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Цели и значение деятельности органов прокуратуры в борьбе с коррупцией

Стратегии развития высшего инженерного образования в Республике Узбекистан

Подготовка инженерно-технических кадров для промышленных предприятий Республики Саха (Якутия) (из опыта работы)

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования

Подходы, связанные с совершенствованием физической подготовки курсантов в системе Федеральной службы исполнения наказания России

Значение формирования, развития и воспроизводства кадров в системе банковского образования

Развитие организаторских способностей студентов высших учебных заведений

Задать вопрос