В статье дается понятие бедности, ее причины. Раскрыты особенности формирования сельской бедности: низкие доходы, безработица, неблагоустроенное жилье, многодетность, низкое качество образования. Показаны пути снижения сельской бедности.
Ключевые слова: бедность, причины, уровень жизни, кризис, сельское население.
Бедность — одна из самых актуальных и сложных социальных проблем, которая волнует экономистов всего мира, включая Россию. Понятие «бедность» — это характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода [1].
Бедным является человек, доходы которого ниже двух прожиточных минимумов [2]. Однако, в России официально установленной «чертой бедности» является один прожиточный минимум, с чем не согласны большинство россиян. По результатам социологических исследований, 85 % населения России считают, что жизнь бедных семей отличается от жизни остальных прежде всего плохим питанием. Более половины россиян признаком бедности отмечают плохое жилье, невозможность позволить себе купить лекарства и обратиться к хорошему врачу, приобрести приличную одежду и обувь. Также бедность ограничивает доступность здравоохранения и образования, успешную социализацию детей и молодежи. Характерной особенностью высокого уровня бедности в России является низкая заработная плата работающих. Средняя заработная плата в регионах нашей страны скорее выполняет роль социального пособия, она ниже зарплаты развитых стран в 8–10 раз. В 2015г. средняя зарплата россиян в 15 % субъектов РФ была ниже двух прожиточных минимумов, в 37 % субъектов — ниже 25 тыс. руб., т. е. близка к пограничному уровню бедности. К регионам с уровнем зарплаты более 40 тыс. руб. относятся г.Санкт-Петербург (41,3), Тюменская обл. (45,6), Камчатский край (46), Сахалинская обл. (46,6), Якутия (48,6), Магаданская обл. (50,8), Ханты-Мансийский автономный округ (56,3), г.Москва (60,8), Ямало-Ненецкий автономный округ (64,2) [3].
Бедность — это следствие разнообразных и взаимосвязанных причин:
‒ экономические — безработица и неполная занятость, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отраслей;
‒ социально-медицинские — инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости;
‒ демографические — неполные и многодетные семьи;
‒ образовательно-квалификационные — низкий уровень образования и профессиональной подготовки;
‒ политические — военные конфликты, вынужденная миграция;
‒ регионально-географические — неравномерное социально-экономическое развитие регионов;
‒ религиозно-философские и психологические — аскетизм как образ жизни, юродство) [1].
Действующий кризис усугубил и без того сложную ситуацию с доходами населения России, которые постоянно сокращаются из-за девальвации рубля, снижения зарплат, частичной отмены социальных выплат, роста цен прежде всего на продукты питания, на коммунальные и другие услуги. В условиях снижения покупательной способности, сокращения рабочих мест риски бедности и процент бедного населения возрастает. По прогнозам экономистов в 2016г. уровень бедности в России достигнет показателей 2005г., в результате сократится численность среднего класса — оплота стабильности общества.
В России выделяется как наиболее острая проблема — бедность сельского населения. Последствия экономических реформ сказались на сельском населении сильнее, чем на городском, поэтому в российских селах проживает большое количество бедных людей. Основная причина бедности сельского населения России — кризис всех отраслей агропромышленного комплекса на протяжении всего постсоциалистического периода. К началу перестройки более трех четвертей трудоспособного сельского населения России составляли работники колхозов и совхозов. Сельхозпредприятия не только предоставляли рабочие места, но и поддерживали весь комплекс социальных услуг [4]. Системный кризис сельского хозяйства, низкий уровень зарплаты и задержки с выплатой, сельская безработица, передача многих предприятий социальной сферы в муниципальную собственность без должного финансового обеспечения существенно ухудшили качество жизни сельских жителей.
Многие сельхозпредприятия в постсоциалистический период прекратили свое существование, в результате чего в сельской местности резко сократилось количество рабочих мест. Например, число сельхозпредприятий в Псковской области уменьшилось за 23 года на 30 %, а численность работающих в сельском хозяйстве — в 8 раз. В шести районах высок уровень безработицы — более 4 чел. зарегистрированных безработных на одну вакансию [5]. Однако в настоящее время работа на сельскохозяйственных предприятиях остается основной сферой занятости для селян. Средняя же заработная плата в сельском хозяйстве значительно ниже, чем в других отраслях народного хозяйства, что ярко демонстрируется на примере Псковской области (табл.1).
Таблица 1
Среднемесячная зарплата работников сельского инародного хозяйства Псковской области
Годы |
Среднемесячная зарплата, руб. |
Удельный вес зарплаты в сельском хозяйстве к среднерегиональной зарплате, % |
|
сельское хозяйство |
все отрасли |
||
1990 |
166 |
158 |
105 |
1995 |
153,6 |
309,9 |
52 |
2000 |
630 |
1471 |
43 |
2005 |
2755 |
5734 |
48 |
2010 |
8864 |
14498 |
61 |
2013 |
13632 |
19743 |
69 |
2014 |
13440 |
21004 |
64 |
Уровень заработной платы в сельхозпредприятиях несмотря на постоянный рост после 2010г., был ниже прожиточного минимума в 2013г. в 15 из 24 районов области, а в двух районах — менее 4 тыс. руб. в месяц [6]. Необходимо сближение заработной платы сельских и городских жителей.
Косвенным показателем бедности населения является удельный вес граждан, получающих субсидии по оплате коммунальных услуг. Население районов 4 группы смело можно отнести к бедным (рис.1).
Рис. 1. Группировка административных районов Псковской области по удельному весу граждан, пользующихся социальной поддержкой по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в 2013 г., %
Наряду с сельским хозяйством более распространены рабочие места в сельской местности на предприятиях социальной сферы: в образовании, торговле, культуре, связи. К сожалению, заработная плата в них также довольно низкая, а поиски иной работы затруднены отдаленностью многих сельских поселений от рынков труда, служб занятости, ограничены высокой стоимостью проезда к месту поиска работы и месту работы. Личные подсобные хозяйства населения низкотоварны и нацелены в основном на удовлетворение потребностей семьи. Альтернативные виды занятости на сельских территориях — как-то сезонный сбор и продажа ягод и грибов, лов и продажа рыбы, охота, развитие различных ремесел, бытовые услуги, первичная переработка сельхозпродуктов — менее распространены. Для снижения бедности необходимо создавать новые рабочие места в первую очередь в сельском хозяйстве. Целесообразно возрождать сельхозпредприятия в форме госхозов на неиспользуемых сельхозугодьях, которых только в Псковской области более 500 тыс. га.
Низкий уровень доходов сельских жителей провоцирует бедность будущих поколений, ограничивает доступ селян к здравоохранению и образованию, которое дало бы возможность в перспективе получить достойную работу. Качество образовательных услуг, предлагаемых сельской школой, ухудшается по сравнению с городской, что уменьшает шансы сельских детей на продолжение образования после школы. Проблему составляет и стоимость образования. При низком уровне доходов сельских семей тяжелым бременем становится не только плата за учебу, но и содержание детей в городе — плата за общежитие, транспорт, питание.
В сельской местности бедность проявляется также в проживании в неблагоустроенном и ветхом жилье, многие из селян не в состоянии решить проблему улучшения жилищных условий.
На сельских территориях высока доля людей пенсионного возраста. Сокращение реальных доходов пенсионеров повышает риски роста бедности. Это усугубляется еще и низкой индексацией пенсий в 2016г., отменой индексации работающим пенсионерам. Сокращению реальных доходов пенсионеров способствует опережающий ускоренный рост цен на лекарства, продукты, другие социальные услуги.
Бедность проявляется и как сужение жизненных возможностей селян. С каждым годом ухудшается их транспортное обслуживание: сокращается число маршрутов, увеличивается интервал движения. Так, в семи районах Псковской области более 10 % сельского населения проживают в деревнях, не имеющих регулярного транспортного сообщения с районными и городскими центрами.
Меры борьбы по преодолению сельской бедности предусмотрены Федеральной программой «Социальное развитие села до 2013г»., которая нацеливалась на повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, создания условий для улучшения демографической ситуации, расширения рынка труда и обеспечения его привлекательности. В продолжение указанной программы в 2013 г. утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», главной целью которой является создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. В соответствии с этой программой планируется решить жилищную проблему для сельских семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для чего предполагается довести уровень газификации на селе до 61,5 %, обеспечения питьевой водой — до 63 %. На строительство и приобретение жилья в сельской местности предусмотрены социальные выплаты. Предусмотрено также строительство новых школ, фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врачей общей практики, спортивных объектов, культурно-досуговых учреждений. Планируется также создать 31,8 тыс. новых рабочих мест. Общий объем финансирования программы составит более 299 млрд. руб. [7]. Сокращение бедности сельского населения напрямую зависит от эффективности реализации имеющихся программ и стратегий.
Литература:
- https://ru.wikipedia.org.
- Бобков В. Социальная дифференциация — новый ракурс//Человек и труд. 2007, № 6, с.42–45.
- Средняя зарплата по России (по регионам и других странах мира в 2015гг. https://bs-life.ru
- http://www.demoscope.ru.
- Муниципальные районы и городские округа Псковской области — социально-экономические показатели. Стат. Сб. в 2 т/Псковстат — П., 2014. Том 2.-170с.
- Псковский статистический ежегодник: статистический сборник. -Псков: Псковстат, — П., 2014. — 340с.
- http://www.garant.ru.