Каждый субъект экономики в своей финансово-хозяйственной деятельности преследует ряд определенных целей. Основной из них является получение положительного финансового результата, то есть прибыли, в результате производственной деятельности или выполнения определенных работ, оказания услуг. Ни одно предприятие не может существовать, не получая прибыли, иначе деятельность предприятия будет бессмысленна.
В условиях современной рыночной экономики происходит значительное изменение в отношении показателя прибыли. В экономической деятельности предприятия возрастает роль финансовых результатов, поскольку прибыль выступает не только стимулом любой хозяйственной деятельности, но и является основным источником развития любого предприятия. Показатель прибыли характеризует экономический эффект, полученный предприятием в результате его хозяйственной деятельности.
Для определения уровня экономической эффективности любого субъекта экономики исходной позицией является именно показатель прибыли. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности инвестиционной деятельности.
Инвестиционная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции, следовательно, и увеличению объема продаж и прибыли. В этом случае возникает эффект синергии, то есть положительные факторы накладываются один на другой и увеличивают результат. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют инвестиционную активность инвесторов и являются причиной хронического ухудшения финансового состояния предприятия [1].
Роль прибыли в развитии хозяйственной деятельности достаточно высока, поэтому существует необходимость оперативного и стратегического управления ею. Управление прибылью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии [2].
Прибыль выполняет несколько функций в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Нами были рассмотрены три функции:
- Стимулирующая. Данная функция вызвана желанием получить прибыль. Любая коммерческая организация, занимаясь хозяйственной деятельностью, преследует основную цель – получение прибыли. Стимулирующая функция связана с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.
- Распределительная. Связана с формированием прибыли и ее последующим использованием, что позволяет не только выступать источником потребления и материального поощрения работников, но и формировать доходы государства, банковской системы, страховых компаний и т.д.
- Учетная. Данная функция характеризуется тем, что при определении прибыли приходится соизмерять текущие расходы и доходы предприятия: составлять смету затрат, калькуляции себестоимости продукции, контролировать расчеты с покупателями и поставщиками.
Говоря о полученной предприятием прибыли, следует также отметить, что разных пользователей публичной отчетности интересуют различные ее качества. Например, администрацию интересует масса полученной прибыли, ее структура и факторы, воздействующие на ее величину. Собственники больше интересуются величиной чистой прибыли после уплаты налогов.
Чистая прибыль является источником дивидендных выплат и резервом развития финансово-хозяйственной деятельности. Налоговая инспекция заинтересована в получении достоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Поэтому налоговые инспекторы просматривают данные о всех доходах и расходах организации, сопоставляя их с показателями бухгалтерского финансового учета [3].
Так же, важными показателями работы предприятия являются показатели рентабельности, представление на рисунке 1.
Анализируя основные показатели рентабельности, можно определить, в чем причина роста или снижения положительного финансового результата деятельности экономического субъект, и, исходя из этих определений, принять соответствующие решения. Расчет основных показателей рентабельности представлен в таблице 1.
Рис. 1. Основные показатели рентабельности предприятия
Таблица 1
Порядок расчета основных показателей рентабельности
Наименование показателя |
Порядок расчета |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж (%) |
(Прибыль от продаж / Выручка) * 100 |
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения (%) |
(Прибыль до налогообложения / Выручка) * 100 |
Рентабельность основной деятельности (%) |
(Прибыль от продаж / Себестоимость) * 100 |
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (%) |
(Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала) * 100 |
Рентабельность активов по чистой прибыли (%) |
(Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов) * 100 |
Фондорентабельность |
(Прибыль от продаж / Среднегодовая стоимость ОС) * 100 |
Анализ рентабельности предприятия в целом и отдельных направлений его деятельности в сравнении с абсолютными показателями более полно отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Прежде всего это вызвано тем, что рентабельность характеризует полученный эффект по отношению к наличным или потребленным ресурсам.
В заключении можно сделать вывод, что показатели прибыли и рентабельности являются исходной позицией для определения уровня экономической эффективности субъекта экономики. Высокий уровень экономической эффективности является сигналом для инвесторов о целесообразности инвестиционной деятельности. Инвестиционная привлекательность, в свою очередь, способствует развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции, увеличению прибыли. В этом случае возникает эффект синергии, когда положительные факторы накладываются один на другой и увеличивают результат. Низкий уровень экономической эффективности, а тем более убыточность, не стимулируют инвестиционную активность инвесторов и являются причиной хронического ухудшения финансового состояния предприятия.
Литература:
- Горбачева Л.А. «Анализ прибыли и рентабельности», - М.: Экономика, 2007г.
- Банк В. Р. «Финансовый анализ: учеб.пособие» / В.Р. Банк, С. В. Банк. – М.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2011г.
- Бланк И.А. «Управление прибылью», - 3-е изд., перераб. – Киев: Ника-Центр, 2007г.