В данной статье рассматривается проблематика организации бухгалтерского учета в детских садах и бюджетных учреждениях в целом. Раскрывается актуальность данной темы на современном этапе и сущность данной деятельности.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, бюджетная отчетность, бюджетные учреждения, бюджетный учет.
В настоящее время, когда рыночная экономика развивается всё быстрее, в каждую сферу хозяйственной деятельности приходят новые экономические отношения, главным образом меняется налоговая система, а также законы, положения, нормативные акты. Не обошло всё это изменение и бюджетные учреждения, такие, как например, детские сады.
Данная тема является очень актуальной в современном обществе, так как всё больше родителей отправляют своих детей в детские сады, чтобы не потерять свой источник дохода (работу). А для обеспечения должного присмотра и ухода детскому саду просто необходимо грамотно и точно вести бухгалтерский учет. Ведь в противном случае детский сад не сможет нормально функционировать.
Бухгалтерам в процессе работы необходимо применять новые методики, которые помогут им правильно отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документов произошли важные изменения в методике учета основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и кредитования.
Но, несмотря на все трудности ведения бухгалтерского учета в детском саду, на постоянно меняющееся законодательство и налоги, бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации [5, с. 99].
Специфика деятельности бюджетных организаций предполагает использование правил, отличающихся от правил ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях. Несмотря на то, что должностные обязанности главного бухгалтера (бухгалтера) детского сада, а также порядок предоставления финансовой отчетности отвечает тем правилам, которые определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Наравне с коммерческими организациями бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели (результаты) хозяйственной деятельности [4, с.29].
Детский сад представляет собой один из видов некоммерческих организаций. К критериям, по которым детский сад можно отнести к бюджетным организациям относятся следующие показатели:
— бюджетное учреждение формируется для осуществления управленческих, культурных, научно- технических и иных функций некоммерческого характера;
— учредителями и собственниками имущества бюджетного учреждения являются органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
— деятельность учреждения оплачивается полностью или частично за счет средств бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ, муниципального) на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы);
— управление бухгалтерского учета исполнения смет расходов и доходов осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетных организаций и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях [6, c.126].
Все бюджетные организации являются государственными. Это означает, что всё их имущество является собственностью государства. Вместе с тем, имущество в государственных организациях находится на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Юридический статус детского сада определяется учредительными документами (уставом или положением), в них прописано наименование сада, характер деятельности, источники формирования имущества и другие положения.
Главными нормативными документами, используемыми в процессе деятельности детского сада, являются:
— Бюджетный кодекс РФ [1];
— при ведении бухгалтерского учета, исполнения сметы бюджетных доходов и расходов используется рабочий план счетов, утвержденный Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н [2].
—единый план счетов, утвержденный для муниципальных учреждений приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н [3].
Бюджетный бухгалтерский учет — это наиболее емкая учетная информационная система, предназначенная для формирования и обобщения различной экономической информации о фактическом финансовом обеспечении структур государственной власти РФ, субъектов РФ, органов управления государственных внебюджетных фондов, местного самоуправления, бюджетных учреждений в сопоставлении с плановыми показателями.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за финансовой деятельностью детского сада, является Казначейство. Казначейство осуществляет функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения всех бюджетов России, предварительному и текущему контролю ведения операций со средствами федерального бюджета, оно тщательно проверяет каждую операцию, выполненную бухгалтером детского сада. Так при проведении оплаты за покупку определенного продукта специалист Казначейства тщательно изучает сам договор, а затем и счет-фактуру на оплату и только после этого подтверждает оплату [5, с. 69].
За целостное ведение бухгалтерского учета в детском саду полностью отвечает Заведующий. Он также следит за соблюдением действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и сохранностью бухгалтерской документации.
Учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством. При этом строго соблюдается финансово-бюджетная дисциплина и обеспечивается максимальная экономия материальных ценностей и денежных средств. Бухгалтерский учет доходов и расходов учреждения, в зависимости от объема учетной работы, ведется самостоятельным структурным подразделением (бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером [6, с. 45].
Главный бухгалтер подчиняется напрямую заведующему детским садом, полностью несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он также утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии. Распределение неслужебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, т. е. каждый специалист имеет за собой определенный участок работ в зависимости от его основной деятельности.
Бухгалтерский учет в учреждении должен производить систематический контроль за исполнением бюджета доходов и расходов, а также за своевременные расчеты с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей [4, c.134].
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация бухгалтерского учета играет самую важную роль в деятельности детских садов и других бюджетных учреждений. Это обусловлено тем, что без правильного функционирования бухгалтерии ни одно бюджетное учреждение не сможет существовать, так как каждая хозяйственная операция должна подкрепляться определенным документом, без которого не сможет свершиться ни один процесс.
Литература:
- Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (в ред. от 22.10.2014).
- Инструкция по бюджетному учету: утверждена приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н.
- Инструкция по бюджетному учету, план счетов: утверждена приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н.
- Богданова М. М. Учет и отчетность в бюджетных организациях: особенности и правила: учебное пособие.- М.:Феникс, 2012. — № 4. — 199 с.
- Маслова Т. С. Теоретические аспекты организации и методики бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2014. — № 6. — 258 с.
- Мизиковский Е. А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: учебное пособие / Е. А. Мизиковский, Т. С. Маслова. — М.:Магистр; Инфра-М, 2013. — 335 с.
- Смагина А. Ю., Шнайдер О. В. Способы оптимизация налогообложения на малом предприятии путем внедрения системы управленческого учета налоговых расчетов // В сборнике: SCIENCE, TECHNOLOGYANDLIFE — 2014 Proceedingsoftheinternationalscientificconference. Editors V. A. Iljuhina,V. I. Zhukovskij, N. P. Ketova, A. M. Gazaliev, G. S. Mal'. 2015. С. 564–573.
- Медведева Е.В Формирование учетной политики по учету доходов предприятий сферы услуг // Вестник СамГУПС. 2015. Т. 1. № 2 (28). С. 91–94.