The article considers the current state of utilities in the country, the causes of the crisis in the structure of this sector of the economy. Made analysis of the problems revealed at carrying out of reform. The proposed activities aimed at increasing investment attractiveness of enterprises of municipal economy.
Keywords: housing and communal services (HCS), the mechanisms of governance HCS, investment attractiveness, reform.
Благоустройство любого современного поселения (наличие дорог, освещения, вывоз мусора) обеспечивается посредством сформированной многоуровневой системой, именуемой жилищно-коммунальным хозяйством (далее ЖКХ). На предприятиях ЖКХ лежит огромная ответственность за обеспечение населения комфортным жильем, теплом, водоснабжением и водоотведением. Уборка улиц, дворов, проведение ремонтов дорог, парков, учреждений социальной сферы — все это находится в ведении различных отраслей коммунального хозяйства.
Инфраструктура большинства современных городов и городских поселений нашей страны создана во времена советской эпохи. Согласно статистическим данным за пятилетку 1971–1975 гг. ведено в действие 304,1 млн. м² жилья, и темпы строительства жилья сохранялись до 1985 г. Только к 2007 г. среднегодовое количество вводимого жилья подошло к доперестроечному уровню. С 1966 г. на начало 1977 г. протяженность дорог с асфальтобетонным покрытием увеличилось на 70 тыс. км, протяженность магистральных трубопроводов, за тот же период, увеличилась на 24,2 тыс. км [1].
Восстановление экономики государства после гражданской и Второй мировой войн проходило в условиях административно-командной системы управления. Быстрые темпы подъема экономики и социальной сферы были основаны на дешевой рабочей силе, дешевых ресурсах и затратными подходами к планированию. Финансирование предприятий ЖКХ осуществлялось из средств общественного фонда потребления, и прибыли предприятий, на балансе которых стояли жилые дома и объекты социально-культурного назначения (детские сады, клубы, санатории и т. д.). Средства, сформированные с тарифов за услуги ЖКХ, не превышали 4 % расходов идущих на коммунальное хозяйство страны.
В начальный период перехода плановой экономики Российской Федерации к рыночным отношениям, в условиях либерализации цен на товары и энергоресурсы, предприятия жилищно-коммунальной сферы испытали острую нехватку финансовых средств, необходимых для проведения обслуживания инженерных коммуникаций и жилищного фонда. Финансирование шло за счет средств муниципальных бюджетов, в собственности которых находились технические сооружения, жилищный фонд и предприятия ЖКХ. Рост цен на энергоносители, рост производственных издержек, заработной платы, значительно опережали темпы роста средств, собираемых за предоставление коммунальных услуг. Тарифы за услуги ЖКХ были подвержены искусственному занижению, и выступали в роли своего рода амортизатора социальных последствий переходного периода в экономике страны. Поэтому формируемые со сборов за услуги ЖКХ средства, не могли являться основным источником финансирования отраслей коммунального хозяйства. В свою очередь бюджеты большинства муниципальных образований являются дефицитными и датируются из фондов государственной поддержки регионов. Желание вывести бюджеты из ряда дефицитных, привели к сокращению количества отчислений идущих на нужды ЖКХ.
Финансовая ограниченность предприятий коммунального хозяйства не позволяла на должном уровне проводить работы по техническому обслуживанию объектов жилищно-коммунальной сферы. Ремонтные работы, проведенные не в полном объеме, а также несвоевременность их проведения, привели к высокой степени износа основных средств коммунальной инфраструктуры. И как следствие выросло количество аварий на объектах коммунального хозяйства, понизился КПД теплогенерирующих установок, возросли потери тепла при транспортировки теплоносителей, что в совокупности привело к увеличению эксплуатационных расходов инженерных сетей и жилищного фонда.
Неэффективному использованию энергоресурсов способствует отсутствие современных энергосберегающих материалов и технологий в комплексе ЖКХ. Отсутствие или использование устаревшей автоматизации управления технологическими процессами, наличие большого количества трудоемких работ, ведет к увеличению числа обслуживающего персонала и фонда оплаты труда который раскладывается на стоимость услуг.
Высокая степень износа оборудования, использование устаревших технологий, отсутствие автоматизации труда и квалифицированных кадров — основные причины предоставления жилищно-коммунальных услуг низкого качества.
На начальном этапе переходного периода существовала слабая законодательная база, которая должна регламентировать ведение коммерческой деятельности в новых формировавшихся экономических условиях. Ранее созданные механизмы управления коммунальным хозяйством и жилищным фондом, стали непригодны. Ощущалась нехватка подготовленного персонала со знания и опытом работ в условиях рыночной экономики, особенно в категории управленцев.
Сегодня, приоритетными направлениями по созданию экономических и технических условий эффективного функционирования коммунального комплекса, остаются:
– демонополизация рынка предоставления коммунальных услуг;
– совершенствование законодательной базы в области правового регулирования в отношениях государства и частного бизнеса;
– разработка и освоение механизмов воздействия органов власти на предприятия коммунальной сферы независимо от формы собственности, с целью создания достойных условий проживания населения (в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ);
– создание благоприятного инвестиционного климата, располагающего к привлечению финансовых средств, как банковского сектора, так и частных лиц.
Правительством РФ был разработан и принят ряд федеральных законов по реформированию ЖКХ, призванных к повышению деловой активности поставщиков услуг коммунального характера.
Трудности продвижения реформ, определяются отсутствием покупателя в этом рыночном секторе. Из-за ограниченности в выборе, население страны в большей степени являются потребителями услуг, чем осмысленными покупателями. Любая коммерческая деятельность предприятий ЖКХ, направлена на получение прибыли от реализации предоставляемых для частных и юридических лиц услуг. Доходы предприятий жилищно-коммунальной сферы складываются из средств собранных за оплату коммунальных услуг, другими словами тарифные ставки должны являться показателем качества и востребованности предоставляемых услуг. На сегодняшний день не все объекты коммунальной инфраструктуры имеют возможности предоставления индивидуальных услуг. Так, обеспечение многоквартирного дома теплом предполагает его равномерное поквартирное распределение, соответственно его оплата осуществляется по тому же принципу. Но не всех жильцов этого дома удовлетворяет количество предлагаемой услуги, одним, в силу каких-либо причин не хватает тепла (угловые квартиры, плохая система отопления, индивидуальные качества), другим — поступает с избытком. Получается, что не всегда оплата услуг совершается по фактическому их потреблению. Во многих европейских странах такие проблемы решены установкой поквартирных индивидуальных бойлеров [2]. Что позволяет потреблять необходимое количество тепла, и оплату проводить в соответствии с потреблением.
Опыт управления коммунальным хозяйством других стран, в том числе и бывшего «социалистического лагеря», был бы сейчас чрезвычайно полезен для России. Можно выбрать одну из существующих моделей управления, и адаптировать ее для условий нашей страны. Например, в столице Польши Кракове, поставщики коммунальных услуг различных форм собственности объединены в холдинг, а 100 % пакет акций принадлежит мэрии [3]. Потребители коммунальных услуг Великобритании могут регулярно менять своих поставщиков, в зависимости от привлекательности их предложений, так как все компании-операторы на рынке вправе использовать одну и ту же сетевую инфраструктуру (трубы, электросети и т. п.).
Присутствие большего числа поставщиков коммунальных услуг, порождает конкурентную борьбу за покупателя, способствует формированию равновесных цен, отображающих их истинную стоимость. Несовершенство ценообразования наблюдается в стоимости услуг естественных монополистов. Для этого сегмента рынка характерно некоторое завышение тарифов на предоставляемые услуги путем искусственного завышения уровня рентабельности, амортизационных отчислений и отчислений на восстановление основных средств. В борьбе за покупателя поставщики будут вынуждены снижать цены на оказываемые услуги, а свою доходность поддерживать за счет внедрения новых энергосберегающих технологий и оборудования, автоматизации производственных процессов, бережного использования ресурсов.
На 2010 год, по заявлению главы Министерства регионального развития В. Ф. Басаргина, инвестиционная потребность на восстановление основных фондов ЖКХ составляла порядка 6 трлн рублей [4]. Муниципальные бюджеты, а тем более предприятия ЖКХ не располагают такими средствами. Становится очевидным необходимость привлечения инвесторов. Основными проблемами инвестиционной привлекательности коммунального комплекса является отсутствие гарантий возврата вложений и продолжительный период оборачиваемости средств. Инвестиционные проекты ЖКХ имеют долгосрочный период окупаемости. Соответственно инвесторы обеспокоены стабильностью политики государства в отношении собственности объектов коммунальной инфраструктуры.
Низкая инвестиционная активность объясняется нерентабельностью отрасли, здесь получается замкнутый круг, поднять эффективность предприятий возможно при проведении модернизации, смене устаревших технологий, а для проведения этих работ требуются финансовые средства, дефицит которых и испытывает коммунальная сфера. Привлечению частного бизнеса в структуру производства и оказания коммунальных услуг способствует создание благоприятных условий экономического и законодательного характера. Бизнес должен обратиться к отраслям ЖКХ, как к сфере предпринимательской деятельности, совместно с государством и муниципалитетами, разделить трудности и риски проведения реформирования, саму стать инициатором реформ.
На нынешнем этапе перехода к рыночным отношениям идет процесс освоения рычагов косвенного воздействия на субъекты экономических отношений в сфере ЖКХ. Основными функциями по управлению коммунального хозяйства муниципалитета, для органов местной власти, является формирование конкурентных отношений, стимулирование развития коммунальных предприятий различных форм собственности, стратегическое планирование, координация деятельности и контроль.
Повышение личной заинтересованности граждан в содержании жилищного фонда способствует повышению требований к организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги. Большая часть жилищного фонда нашей страны находится в собственности граждан, при этом в частной собственности находится лишь приватизированная квартира, а само здание, лифты, площадки, лестницы и придомовая территория находятся в совместной собственности граждан. В современных экономических условиях механизм управления жилищной сферой основывается на усилении вовлеченности населения в процесс управления своей собственностью. Муниципальным органам власти нужно поощрять создание товариществ собственников жилья, оказывать юридическую и экономическую поддержку их деятельности.
Одним из условий успешной реализации реформ ЖКХ — это поддержание роста доходов населения. Только в этом случае можно ожидать оплату услуг в полном объеме. Если сравнить расходы населения различных стран на оплату коммунальных услуг, то получается, что, проживая в самой богатой природными ресурсами стране, после выплаты за услуги ЖКХ и уплаты подоходного налога «в кармане россиянина остаётся максимальный процент от полученной зарплаты. Но нам душу это всё равно не греет, ведь в абсолютных цифрах остаток выглядит привлекательнее в западных странах» [5]. Сравнение количества предоставляемых услуг, тоже не в нашу пользу. Российские потребители выделяют 15–17 % семейного бюджета на коммунальные услуги. При этом многие живут в кирпичных пятиэтажках возрастом более 15 лет.
В Германии платят порядка 13–15 % от общего семейного бюджета. Немцы живут в панельных домах, да получают ещё и место на общей парковке. Во Франции примерно аналогичный уровень затрат, но в качестве бонуса добавляются охрана, собственный сад, консьерж и всё та же парковка.
В США приходится тратить порядка 12–13 %. Большинство живут в домах, которые имеют паркинг, фитнес-зал, кафе и тому подобные удобства [6].
Доставшееся нам в наследство коммунальное хозяйство советской России, для своего времени было довольно прогрессивным. Увеличение жилищного фонда проводилось не только в крупных индустриальных городах, расположенных ближе к областным центрам, но и на сельских территориях, было проложено большое количество асфальтированных дорог, коммуникаций, построены объекты социальной сферы. На сегодняшний день, содержание этого богатства на средства местных бюджетов становится затруднительным, так как условий для самостоятельного существования отраслей ЖКХ, основанных на принципах самофинансирования, сегодня не создано.
Повышению рентабельности отрасли, будет способствовать реорганизация структуры управления, замена устаревших технологий новыми технологическими схемами позволяющими снизить потребление энергоресурсов, и повысить производительность предприятий коммунальной сферы. Необходимо внедрить экономически обоснованную методику расчета тарифов, с учетом реальной ставки амортизационных отчислений и инвестиционной составляющей.
Частные инвесторы и банковский сектор в состоянии оказать значительную финансовую поддержку коммунальной отрасли при условии наличия нормативно-правовой базы, регламентирующей правовые отношения в сфере оказания коммунальных услуг. Развитию правовых отношений в этой области способствует принятие в 2005 году Федерального Закона «О концессионных соглашениях» ФЗ № 115. Руководствуясь этим законом нужно создать такой механизм взаимоотношений государства и бизнеса, при котором гарантировалось обеспечение населения надлежащими качественным услугами с одной стороны, и своевременность предоставления полного расчета с другой стороны. Необходимо создать систему высокопрофессионального выстраивания договорных отношений, сбалансировать возможные риски, выбрать формы партнерства.
Переход на 100 % оплату ЖКУ, повышение тарифов за последние годы, может стать предпосылкой формирования собственных средств на проведение модернизации предприятий ЖКХ. Однако создание комфортных условий для проживания в нашей стране, невозможно осуществить без увеличения доходов населения. Поэтому рассматривать отрасль ЖКХ в отрыве от общей экономической ситуации, будет не верно. Только комплексное внедрение организационно-технических мероприятий, направленных на оживление макроэкономических отношений, приведет к созданию достойных условий проживания для населения Российской Федерации.
Литература:
- Статистический ежегодник «Народное хозяйство РСФСР за 60 лет». Электронный ресурс: http://www.ereadr.org/book/istorija/160237-narodnoe-xozyajstvo-rsfsr-za-60-let/356 Режим доступа: 22.04.2016
- Электронный ресурс http://www.bsn.ru/news/market/world/28340/ http://www.bsn.ru/news/market/world/28340/ Режим доступа 22.04.2016.
- Электронный ресурс http://www.bsn.ru/news/market/world/28340/ Режим доступа 22.04.2016.
- О фонде содействия реформированию жилищно-коммунальному хозяйству: Федеральный закон от 21.07. 07 № 185ФЗ // Российская газета — 2007.- 27 июля.
- Электронный ресурс http://www.aif.ru/realty/utilities/moy_dom_moya_propast_skolko_platyat_za_zhkh_v_rossii_i_drugih_stranah Режим доступа 22.04.2016.
- Электронный ресурс http://up-gkh.ru/novosti/v_mire1/zarubezhnyj_opyt_zhkh_kak_ustroena_sistema_v_raznyh_stranah/ Режим доступа 22.04.2016.