Сложившиеся экономические условия в современной России, являющиеся рамками для функционирования хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, объективно обуславливают проведение сбалансированной заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния, его платежеспособности и финансовой устойчивости. Анализ финансового состояния предприятия предполагает следующие этапы:
1) Сбор информационной базы анализа.
2) Оценка достоверности информации.
3) Обработка финансовой информации.
4) Анализ структуры бухгалтерской отчетности (вертикальный анализ).
5) Анализ изменения статей бухгалтерской отчетности (горизонтальный анализ).
6) Анализ финансовых коэффициентов.
7) Расчет и оценка интегральных финансовых коэффициентов (многофакторные модели оценки финансового состояния компании, наиболее известной из которых является Z-счет Альтмана).
8) Подготовка заключения о финансовом состоянии предприятия на основе интерпретации обработанных данных.
Под содержанием анализа финансового состояния предприятия понимается его оценка и выявление путей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики [52].
При этом не следует забывать, что анализ финансового состояния предприятия – это исследовательский и оценочный процесс, цель которого заключается в выработке наиболее достоверных предположений и прогнозов о будущих финансовых условиях функционирования организации. В традиционном понимании анализ финансового состояния предприятия представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния организации на основе его бухгалтерской отчетности.
Многие ученые не разделяют понятий «анализ финансового состояния предприятий» и «финансовый анализ».
Финансовый анализ – аналитическая обработка сведений финансового характера, вследствие которой пользователю предоставляются рекомендации, для принятия управленческих решений в отношении данного объекта анализа.
Принято выделять два вида финансового анализа – внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами организации, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния организации. Его цель – обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери.
В таблице 1 представлены основные особенности внутреннего и внешнего анализа.
Таблица 1
Характерные особенности внутреннего и внешнего анализа
№ п/п |
Классификационный признак |
Вид анализа |
|
(внешний) финансовый |
внутренний |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Назначение |
Общая оценка имущественного и финансового состояния |
Поиск резервов снижения затрат и повышения эффективности текущей деятельности |
|
Исполнители и пользователи |
Собственники, участники рынка ценных бумаг, налоговые службы, кредиторы, инвесторы и др. |
Управленческий персонал предприятия (линейные и функциональные руководители и специалисты) |
|
Базовое информационное обеспечение |
Бухгалтерская отчетность |
Регламентированные и нерегламентированные источники информации |
|
Характер представляемой информации |
Общедоступная аналитическая информация |
Детализированная аналитическая информация конфиденциального характера |
|
Степень унификации методики анализа |
Достаточно высокая возможность унификации процедур и алгоритмов |
Индивидуальные разработки |
|
Доминирующий временной аспект анализа |
Ретроспективный и перспективный |
Оперативный |
Главная цель анализа финансового состояния – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы изменения финансового состояния предприятия и его платежеспособность.
Следует обозначить задачи анализа финансового состояния предприятия:
оценка финансового состояния предприятия;
определение влияния факторов на выявленные отклонения по показателям;
прогнозирование финансового состояния предприятия;
подготовка управленческих решений по улучшению финансового состояния предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия – способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, с целью: оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия; оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения; выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации; спрогнозировать положение организации на рынке капиталов.
Главная цель анализа финансового состояния предприятия своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и нахождение резервов улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Анализ финансового состояния предприятия включает вопросы анализа финансового положения, прибыли, реализации продукции и ее себестоимости. Включение именно такого круга вопросов обосновано тем, что решающее влияние на финансовое положение предприятия оказывает прибыль, основными же факторами ее формирования являются объем реализованной продукции, себестоимости и цена [72].
Все эти показатели связаны и взаимообусловлены, объективность оценки зависит от правильности и полноты их комплексного изучения. Чтобы выводы по результатам финансового анализа обеспечивали правильное понимание внутренних связей, взаимозависимости и причин возникновения многообразных факторов, специалисту необходимо глубоко знать общие методологические принципы анализа, важнейшие из которых взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов и их развитие и др.
Надежность, значимость и весомость анализа в значительной степени предопределяются наличием определенной логики в его проведении. В частности, в отношении анализа отчетности эта логика может быть объяснена набором следующих достаточно очевидных утверждений:
- предприятие представляет собой некую форму организации и взаимодействия ресурсов, имеющую целью создание определенного вида товаров и/или услуг;
- экономические возможности фирмы по достижению поставленных перед нею целей обобщенно могут быть охарактеризованы как ее экономический потенциал;
- наиболее объективное отражение экономического потенциала фирмы в терминах финансов представлено ее финансовой отчетностью;
- результативность и эффективность рутинного использования экономического потенциала фирмы проявляются в регулярном генерировании финансового результата;
- результативность и эффективность, в свою очередь, являются основными факторами изменения экономического потенциала фирмы и ее положения на рынках.
Таким образом, экономическое содержание анализа финансового состояния заключается в оценке и прогнозировании финансового состояния предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности.
Литература:
- Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА–М, 2004. – 538с. – (Учебники Экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
- Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов/Н.В.Колчина, Г.Б Поляк, Л.М. Бурмистрова и др.; Под ред. Проф. Н.В. Колчиной. –3-е изд., перераб. и доп.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.– 247с.
- Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2003.–303 с.– (Серия «Высшее образование»).
- Большой экономический словарь [Текст] / под ред. А.Б. Борисова. – М.: Кн. мир, 2004. – 978 с.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник. Гриф МО РФ. – М.: Инфра. –М, 2010 – 656 с.
- Поленова С.Н. Бухгалтерский учет и отчетность в системе US GAAP. Учебное пособие. – М.: – Дашков и К°, 2010. – 316 с.
- Федорова, Г.В. Учет и анализ банкротств. – М.: Омега. –Л, 2010. – 288 с.