In this article was considered notions of the effect and efficiency in relation to the activity of the medical organization, allocated four group of long-term purposes and analyzed their individual characteristics and trends in the context of achieving them.
Keywords: economy of health care, effect, efficiency medical organization.
На современном этапе развития общества основным приоритетным направлением в российской системе здравоохранения является обеспечение эффективной деятельности медицинских организаций. Необходимость достижения этой задачи определена как Федеральными законами («Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ»), так и практически всеми нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения РФ. Вместе с тем, как показывают результаты многочисленных исследований, данная задача далека от решения. Более того, несмотря на опыт западных стран, проблема обеспечения эффективной деятельности медицинских организаций сохраняет свою актуальность. Более того, не смотря на проводимые сегодня реформы в российском здравоохранении, которые направлены на развитие конкурентных отношений между поставщиками медицинских услуг как по государственным программам медицинского страхования, так и по предпринимательской деятельности, большинство руководителей медицинских учреждений, по-прежнему, планируют свою деятельность без учета вопросов экономической эффективности. Неизбежным следствием этого являются необоснованные затраты, неэффективное использование существующих ресурсов, снижение качества обслуживания и, в целом, снижение конкурентоспособности учреждения.
Во многом существующая ситуация обусловлена отсутствием единой системы взглядов по вопросу сущности эффективности деятельности медицинской организации, целей и задач, решаемых в рамках ее анализа и оценки. Разнонаправленность мнений по данному вопросу характерна практически для всех представителей научного сообщества, а также и с точки зрения законодательства, где до сих пор не описаны основные понятия, походы, не выработана единая система показателей.
Прежде всего, необходимо понять основные различия в понятиях «эффект» и «эффективность». Понятие «эффект» подразумевает следствие каких-либо причин. Например, затрачивая экономические ресурсы на лечение больного, врач получает эффект в виде выздоровления либо улучшения состояния пациента. Выделяют прямой и косвенный экономический эффект. Прямой экономический эффект обусловлен улучшением методики или организации того или иного мероприятия, ведущим к его удешевлению. Например, внедрение новых форм организации труда медицинских работников и оказания медицинской помощи ведет к экономии коечного фонда. Применение более дешевых и эффективных методов диагностики и лечения позволяет снизить стоимость лечения больного и стоимость одного койко-дня. Косвенный экономический эффект является следствием медицинского и социального эффекта, т. е. это результат улучшения профилактики и лечения, что в конечном счете ведет к уменьшению затрат за счет экономии средств на борьбу с заболеваниями и к снижению экономического ущерба в связи с утратой трудоспособности и смертностью. Следует различать экономический фактический и ожидаемый эффект. При планировании того или иного мероприятия мы имеем дело с ожидаемым эффектом. При ретроспективной оценке результатов рассчитывается фактический эффект [3].
Под понятием «эффективность» обычно подразумевается степень достижения конкретных результатов в соотношении с затратами. В широком смысле под эффективностью понимают комплексную характеристику потенциальных и реальных результатов функционирования системы, учитывающую степень соответствия этих результатов главным целям системы [1]. В данном понятии обращает на себя внимание целевой характер эффективности. Следовательно, эффективность любой деятельности можно оценить через достижение цели. С учетом современных социально-экономических условий цель деятельности медицинского учреждения можно определить как обеспечение населения качественной медицинской помощью в условиях ограниченного бюджетного финансирования и жесткой необходимости нахождения внебюджетных источников денежных средств на рынке платной медицинской помощи. С учетом данной цели специфика оценки эффективности деятельности проявляется в ее направленности на достижение медицинской и экономической результативности. При этом медицинская результативность определяет достижение желаемого эффекта для пациента в процессе лечения (получения медицинских услуг). Экономическая эффективность определяется, как известно, соотношением затрат и полученного результата. Представляется целесообразным дифференцировать последний показатель на медико-экономическую эффективность, определяющую затраты на получение конкретного лечебного результата и собственно экономическую эффективность как результат деловой активности, выражаемой в величине полученной прибыли во внебюджетном секторе.
Таким образом, оценка эффективности деятельности сводится к оценке трех ее составляющих: медицинской эффективности, медико-экономической эффективности (стоимость достижения медицинского результата) и собственно экономической эффективности (результат коммерческой деятельности).
Медицинскую эффективность можно определить как синоним качества медицинской помощи. В международной практике под качеством медицинской помощи понимают совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии [2].
Фактически определение индикаторов качества сводится к разработке унифицированных стандартов качества, включающие в себя требования к материально- технической базе, медицинскому оснащению, технологиям лечения, и так далее.
Важность медико-экономической эффективности в современных социально-экономических условия обусловлена тем, что рационализация затрат является необходимым требованием к медицинскому менеджменту. Каким объемом финансовых и человеческих ресурсов достигаются качественные медицинские показатели, становится для руководителей медицинских учреждений все более важным фактором при составлении и реализации текущих и перспективных планов. При этом для менеджмента медицинских учреждений важна детализация затрат, а именно: оплата труда основного и вспомогательного персонала, расходы на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы, амортизационные начисления.
Коммерческая деятельность государственного учреждения не является самоцелью и исторически была разрешена в качестве временной меры для компенсации дефицита бюджетного финансирования. Однако в современных условиях на доходы от предоставления платных медицинских услуг населению и организациям приходится все большая доля в совокупных финансовых поступлениях государственного медицинского учреждения.
Вместе с тем, как считает Егорова И. А. [1; 2] рассматривать деятельность медицинских учреждений с чисто коммерческих позиций не корректно с учетом их юридического статуса и сформулированной уставной цели. Представляется целесообразным при анализе деловой активности учреждения акцентировать внимание на эффективность использования в целях получения коммерческих доходов от имеющихся ресурсов, то есть человеческих ресурсов и основных фондов. Кроме того, ключевым показателем, при планировании деятельности является себестоимость оказываемой услуги.
С учетом этого коммерческую эффективность можно характеризовать тремя показателями: фондоотдачей, эффективностью использования людских ресурсов и средней себестоимостью одного посещения врача.
Для более детальной оценки коммерческой эффективности ряд авторов [5, 6] предлагают использовать такие показатели как: соотношение источников финансирования в общей структуре финансовых поступлений, рентабельность услуги, затраты на 1 кв. метр занимаемой площади, затраты на оплату труда и начисления в расчете на услугу. Для принятия управленческих решений значимой является оценка данных показателей в динамике.
Ключевой задачей совершенствования системы оценки эффективности деятельности медицинской организации является перевод стратегии ее развития в плоскость конкретных целей, задач, инициатив и показателей, при этом значительный акцент делается на интеллектуальные активы организации.
Можно выделить четыре ключевые перспективные цели:
- финансовая составляющая;
- клиентская составляющая;
- составляющая внутренних бизнес-процессов;
- составляющая обучения и роста.
Финансовая составляющая для большинства компаний обеспечивает взаимосвязь всех четырех составляющих. В качестве целей могут выступать рост доходности, увеличение производительности и сокращение издержек, управление рисками и использование активов и так далее. Примерами финансовых показателей могут служить операционная прибыль, рентабельность и так далее.
Клиентская составляющая измеряет результаты деятельности бизнес-единиц на целевых сегментах клиентов и на рынке. Клиентская составляющая должна включать специфические ценности, которые компания предлагает через свои продукты и услуги, и позволяющие обеспечить лояльность и удовлетворенность клиентов. В группу ключевых показателей входят прибыльность клиента, лояльность клиента, объем и доля целевого сегмента рынка и так далее. Включает в себя и оценку удовлетворенности пациента качеством медицинских услуг, что предоставляет возможность получить сведения, характеризующие качество медицинской помощи с точки зрения процесса предоставления услуг.
Составляющая внутренних бизнес-процессов фокусируется на тех бизнес-процессах которые позволяют увеличить ценность для клиентов и снизить затраты, что позволит улучшить финансовые результаты деятельности. Перспектива внутренних бизнес-процессов позволяет, с одной стороны, улучшить существующие бизнес-процессы, а с другой стороны, — позволяет более эффективно разрабатывать новые процессы и показатели, которые в будущем повлияют на удовлетворенность клиентов и финансовые результаты деятельности.
Составляющая обучения и роста объединяет в себе цели, определенные в финансовой, клиентской и внутренней составляющих, и зависит от возможностей компании, связанных с обучением и развитием персонала. Группа показателей, ориентированная на работников компании (сохранение кадрового состава, лояльность персонала, удовлетворенность работой, эффективность) позволяет оценить результативность инвестиций в обучение и развитие персонала, информационные системы, процессы, связывающие индивидуальные и корпоративные цели и задачи.
Таким образом, разработка единого методического похода к оценке эффективности деятельности медицинских учреждений позволит создать систему планирования и мониторинга результативности бюджетных и внебюджетных расходов на основе количественных и качественных индикаторов. Однако, основной проблемой, мешающей успешному развитию этого направления, является недостаточная теоретическая проработка вопросов определения сущности эффективности
Литература:
- Егорова И. А. Методика оценки эффективности деятельности поликлиник УДП РФ / И. А. Егорова, В. П. Коровкин, С. П. Миронов // Кремлевская медицина. М., 2014. — № 2. — С. 24.
- Егорова И. А. Проблемы оценки эффективности деятельности медицинской организации / И. А. Егорова, О. А. Патокина, К. А. Голубина // Кремлевская медицина. 2009. — № 1. — С. 78.
- Сагалов А. И. Специфика экономического анализа эффективности деятельности учреждений здравоохранения // Экономические науки. — № 2(87). — 2012. С. 104–109.
- Стратегия развития здравоохранения на 2015–2030г.г.-http: // www.medpak22.ru/docs/strategy.pdf
- Доютова М. В. Организационно-методические подходы к совершенствованию оказания амбулаторно-поликлинической помощи // Медицинский альманах. 2012. № 1. С. 17–20.
- Редюков А. В. Экономическая эффективность здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2006. № 2. С. 12–18.