Моделирование авиапотоков на примере АО «Международный аэропорт Сочи»
Ермолаева Анастасия Александровна, студент
Кубанский государственный университет
В статье сделана попытка оценки деятельности аэропортов, в частности, на примере, влияние задержек рейсов на изменение пассажиропотока АО «Международный аэропорт Сочи».
Ключевые слова: aвиаперевозки, задержки рейсов, авиапотоки.
Большую долю в транспортной сфере на данный период времени занимает авиатранспорт. Этот вид транспорта, не смотря на накладываемые ограничения и высокую стоимость, пользуется большим спросом у населения, так как в современном мире, прежде всего, ценится экономия времени, комфорт и безопасность. Кроме авиакомпаний, осуществляющих перевозку пассажиров, в формирование выбора данного вида транспорта не малую роль играет и сам аэропорт. Аэропорт осуществляет все подготовительные мероприятия: контроль и обслуживание воздушного судна, встреча и досмотр пассажиров, обеспечение комфортного ожидания посадки на борт и отправления. От комплекса данных мероприятий зависит дальнейшая безопасность и комфорт перелета пассажиров.
Для оценки деятельности аэропортов Российской Федерации необходимо прежде всего рассмотреть данные о количестве пассажиров, обслуживаемых аэропортом. Первые строчки рейтинга аэропортов по количеству пассажиропотока занимают аэропорты Москвы, обслуживающие в общей сложности более 70 млн пассажиров в год. (Таблица 1)
Таблица 1
Рейтинг аэропортов России по пассажиропотоку
Место |
Аэропорт |
Город |
Пассажиропоток, млн человек |
1. |
Домодедово |
Москва |
33,04 |
2. |
Шереметьево |
Москва |
31,57 |
3. |
Пулково |
Санкт-Петербург |
14,26 |
4. |
Внуково |
Москва |
12,73 |
5. |
Кольцово |
Екатеринбург |
4,526 |
6. |
Толмачёво |
Новосибирск |
3,957 |
7. |
Пашковский |
Краснодар |
3,4 |
8. |
Сочи |
Сочи |
3,1 |
9. |
Симферополь |
Симферополь |
2,8 |
10. |
Уфа |
Уфа |
2,381 |
АО «Международный аэропорт Сочи» (аэропорт) входит в десятку лидирующих аэропортов России по пассажиропотоку на внутренних воздушных линиях и занимает восьмую строчку с количеством пассажиропотока более 3 млн человек в год. Регулярные и чартерные рейсы из АО «Международный аэропорт Сочи» выполняют 40 авиакомпаний, а маршрутная сеть включает 60 внутренних и зарубежных направлений. (официальный сайт Международного аэропорта Сочи-http://basel.aero/sochi/)
Рис. 1. Оценка функционирования аэропорта пассажирами
Руководство аэропорта заинтересованно в обеспечение качественных перевозок, предоставило автору необходимую для исследования эмпирическую базу, на основании которой были проведены исследования в кластере анализа авиапотока пассажиров и задерживаемых рейсов. С целью изучения мнения пассажиров и провожающих посетителей о функционировании аэропорта был проведен социальный опрос, результаты которого представлены на рисунке 1.
Из полученных данных следует, что более 80 % респондентов довольны функционированием аэропорта и считают его очень развитым и комфортным.
Для выбора инструментария моделирования проведен анализ научных работ в сфере повышения качества жизни населения современных ученых, таких как, Е. Н. Калайдин [2], Е. И. Шохин, Г. И. Фощан, М. М. Нагучев [4] и др.
Проведенные автором исследования причин задержек вылетов и их влияние на желание пассажиров летать рейсами из АО «Международный аэропорт Сочи» показало, что наибольшая часть задержек осуществляется по внешним причинам, не зависящих от работы менеджеров аэропорта, а внутренние причины можно разделить на объективные и субъективные. Стандартные методы оценки рисков отличаются высокой волатильностью, поэтому некоторые авторы рекомендуют использование методов многофакторного эконометрического моделирования [9, с. 40]. Наличие качественных факторов не мешает провести попытку оценить количественно их размеры. С этой целью была проведена корреляция зависимости между количеством пассажиров на рейсах и задержками вылетов воздушных судов аэропорта. Анализ корреляции показал, что можно проводить регрессионный анализ, то есть искать зависимость, например, в виде линейной модели.
Анализ исходной информации показал высокую корреляцию нежелания пассажиров совершать перелеты авиакомпаниями, у которых чаще всего рейсы осуществляются с задержками. Для повышения конкурентоспособности АО «Международный аэропорт Сочи» нами предлагается руководству аэропорта проводить следующие мероприятия:
- Повышение прозрачности и управляемости деятельности компании на всех уровнях.
- Снижение времени и издержек, повышение качества и эффективности бизнес-процессов.
- Возможности для комплексного развития компании. Описание бизнес-процессов является этапом комплексного проекта по развитию деятельности компании. На основе описанных бизнес-процессов можно: проводить их дальнейшую оптимизацию; проектировать новые бизнес-процессы; оптимизировать организационную структуру; построить систему менеджмента качества (СМК) по стандартам ISO 9000 совершенствовать системы управления (информационную систему, управление финансами, стратегическое управление и т. д.).
- Повышение эффективности работы персонала и руководителей, а также уменьшение зависимости от персонала.
- Финансовый результат [3].
Литература:
- Ергин С. М. Альтернатива стратегического развития регионов, не связанная с международной конкуренцией // Бизнес информ. 2013. № 9. С. 132–136.
- Калайдин Е. Н. Качество жизни: проблемы и перспективы XXI века / Астратова Г. А., Пронин А. А., Черепанов В. С., Тотчасова Е. И., Мехренцев А. В., Хрущева М. И., Залесов С. В., Леонгардт В. А., Пачикова Л. П., Стариков Е. Н., Хрущев К. В., Шпак Н. А., АзаренокВ.А., Астратова Г. В., Белан С. В., Бурнашева Э. П., Вураско А. В., Герц Э. Ф., Голиков Э. Ф., Груздев В. В. и др. коллективная монография / под редакцией Г. А. Астратовой; Уральский государственный лесотехнический университет. Екатеринбург, 2013.
- Калайдин Е. Н., Калайдина Г. В. Природа неустойчивости рыночных механизмов // В сборнике: Феномен рыночного хозяйства: от источников до наших дней. Материалы III-ой международной научно-практической конференции. / Под ред. д. экон. н., проф. Ядгарова Я. С., Сидорова В. А. и др. Краснодар. 2015.с. 198–202
- Нагучев М. М., Плаван Т. К. Модернизация организационной структуры предприятий малого бизнеса в сфере туризма с использованием средств ARISEXSPRESS // Молодой ученый. 2015. № 24 (104). С. 513–517.
- Сайбель Н. Ю., Видякина Н. А. Оценка продовольственной безопасности России // TerraEconomicus. 2008. T. 6. № 4–2. С. 107–109.
- Сидоров В. А. Социалистическая система хозяйствования: экономическая аномалия или прорывной способ производства // Современная экономическая мысль. 2013. № 2. С 5–21.
- Спирина С. Г., Нагучев М. М. Проблемы внедрения территорий опережающего развития: от свободных экономических зон к финансовой устойчивости этих территорий // В сборнике: Актуальные проблемы экономической теории и практики. Сборник научных трудов. Под редакцией В. А. Сидорова. Краснодар, 2015. С. 225–232.
- Спирина С. Г. Финансовая устойчивость экономики региона в призме мировых финансовых кризисов // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. 2014. № 1 (29). С 19.
- Спирина С. Г., Тонян Р. К. Цикличность в моделировании финансовых рисков территорий опережающего развития// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 48 (282). С.35–49.