Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 29.04.2016

Статья просмотрена: 1532 раза

Библиографическое описание:

Тищенко, М. В. Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости / М. В. Тищенко, С. В. Демченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1011-1014. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29243/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье исследуется связь между степенью одиночества и активностью интернет — пользования среди студентов 3 курса социально-гуманитарного факультета Кубанского Государственного Технологического Университета (г. Краснодар). Представлен сравнительный анализ между двумя группами студентов, имеющих разный уровень одиночества.

Ключевые слова: интернет-зависимость, виртуальное общение, Интернет, социальные сети, одиночество

В последние годы можно все чаще встретить «экологичных» наркоманов. Под этим термином мы имеем в виду лиц, страдающих различного рода эмоциональной зависимостью, в то число входит и интернет-зависимость. В настоящее время актуальность исследования проблемы интернет-зависимости становится все более очевидной, в первую очередь в связи с ежедневным ростом количества интернет-пользователей в России и по всему миру в целом.

Ни для кого не секрет, что в жизни современного общества огромную роль играет компьютер и Интернет. Мировая сеть проникла во все сферы и области человеческой деятельности.

Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже 3,2 миллиарда пользователей интернета по всему миру, он становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему. Если говорить о России, то, несмотря на отставание от развитых стран, развитие российского сегмента сети Интернет также идет достаточно значительными темпами, и по объемам информационного наполнения, и по расширению аудитории.

Компьютерная сеть Интернет получила широкое распространение. На первый взгляд, кажется, что интернет — это отличный инструмент жизнедеятельности общества, где, не отрываясь от монитора, ты можешь зарабатывать деньги, узнавать о последних новостях всего мира, общаться с людьми из разных концов света, передавать определенный объем информации на большие расстояния и многое другое. Но в это же время наряду с множественными плюсами интернета, можно выделить ряд пагубных воздействий на человека. Немалое количество людей, пользующихся интернетом, навсегда застревают в так же называемой «Всемирной паутине», и уже не воспринимают реальность, а живут в вымышленном, виртуальном мире, который теперь стал для них «родным домом».

Интернет является наиболее мощным и прогрессивным средством массовой коммуникации, так как он обладает глобальными масштабами использования. Аудитория перестает быть только получателем сообщений, а при этом сама может принять участие в расширении информационного пространства. Интернет-зависимость имеет несколько видов в зависимости от причин её возникновения. Одной из часто встречаемых причин является потребность в постоянном общении. Распространённая форма интернет-зависимости (чаты, социальные сети, форумы). Такими интернет-зависимыми являются люди с коммуникативными проблемами. Неумение общаться заставляет их уходить в виртуальность. Эти люди пытаются социализироваться за счёт интернет-знакомств. Второй фактор зависимости от интернета — невозможность самовыражения в реальном мире.

В связи с вышесказанным мы задались целью — выявить корреляцию между степенью одиночества молодежи и активностью интернет-пользования. Мы исходили из того, что существует прямая зависимость между степенью одиночества человека и тем, сколько времени он проводит в сети Интернет, а именно — чем сильнее студент испытывает чувство одиночества, тем более продолжительное время он находится в Интернете.

Для проверки поставленной цели данного исследования был выбран метод анкетирования. В социологическом исследовании приняли участие студенты Кубанского Государственного Технологического Университета (г. Краснодар) третьего курса социально-гуманитарного факультета в возрасте от 19 до 23 лет. Общая выборка составила 40 человек (28 женщин и 12 мужчин).

Для выявления степени одиночества студентов был использован диагностический тест — опросник. Данная шкала субъективного ощущения одиночества предложена тремя авторами: Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном. Предлагался ряд утверждений, каждое их которых необходимо было последовательно рассмотреть и оценить с точки зрения частоты проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответа: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Данная методика показала, что у большинства студентов (65 %) низкий уровень одиночества. У меньшей доли опрошенных (35 %) наблюдался средний показатель одиночества. Однако ни у одного респондента не был выявлен высокий или максимальный уровень одиночества.

В ходе проведенного анкетирования было установлено, что абсолютно у каждого студента есть выход в интернет, а также то, что 90 % молодежи пользуются безлимитным интернетом. Следствием данного факта является то, что студенты могут постоянно находиться в сети, ведь у них нет никаких ограничений для пользования интернетом.

Далее была проведена работа, связанная со сравнительным анализом ответов респондентов, у которых наблюдался разный уровень одиночества. Респонденты были разделены на две группы. Первую группу составляют студенты, у которых низкий уровень одиночества, вторую — средний. На вопрос: «Сколько времени Вы находитесь в сети?» ответы распределись следующим образом: больший процент респондентов, которые постоянно находятся в сети или вовсе не следят за временем, составляют студенты с низким уровнем одиночества в сравнении с респондентами со средним уровнем одиночества (73 % против 56 % соответственно). Далее студентам задавался вопрос: «Замечали ли Вы, что проводите в интернете больше времени, чем планировали?». Абсолютное большинство респондентов в обеих группах заметили, что проводят много времени в Интернете, однако 50 % студентов, которые испытывают реже чувство одиночества, отметили, что они находятся в интернете, сколько захочется, им безразлично время. Примерно одинаково распределись голоса респондентов, утверждающих, что им легко выйти из социальных сетей, и при этом они редко испытывают депрессию, нервозность, не имея возможности общения в сети.

Большинство опрошенных респондентов имеют аккаунт в таких социальных сетях как: VKontakte, Instagram, Twitter. Так же все студенты пользуются приложением для передачи сообщений WhatsАpp. Студенты считают, что преимуществами виртуального общения являются кратковременность передачи сообщений, а также глобальность (большое количество людей в разных концах мира могут поддерживать связь друг с другом). Так же, преобладающий процент студентов (85 %) считают, что виртуальное общение постепенно стало вытеснять реальное.

Большинство студентов со средним уровнем одиночества имеют по 3–5 «виртуальных» друзей, с которыми они регулярно активно общаются (71 %), и 29 % имеют более 5 «виртуальных» друзей. В группе же с низким уровнем одиночества более 5 друзей в интернете имеют лишь 23 %. От 3х до 5–46 % и по 2 друга 31 %. При этом в обеих группах утверждают, что могут свободно завести новое знакомство, как в реальной жизни, так и в интернете. Так же абсолютное большинство, как в первой группе с низким уровнем одиночества (85 %), так и во второй (71 %) считают, что в реальной жизни у них больше друзей, чем в социальных сетях.

Все студенты из группы со средним уровнем одиночества знакомились через интернет. В группе с низким уровнем знакомились через интернет большинство студентов, 15 % из них вовсе не использовали интернет для знакомства. Далее студентам, которые использовали интернет для знакомства, задавался вопрос: «Встречались ли Вы с этими людьми»? Из первой группы 31 % никогда не встречались с людьми, с которыми познакомились в интернете. А студенты, которые встречались со своими виртуальными собеседниками, после больше никогда не общались (46 %). Остальные же остались в дружеских и приятельских отношениях (по 23 %) и всего 8 % в гражданском браке. Во второй группе все 100 % хотя бы раз встречались с «виртуальными» друзьями, из которых абсолютное большинство осталось в дружеских отношениях со своими партнерами.

Итак, можно заметить, что разницы в ответах в группах с низким и средним уровнем одиночества практически не наблюдается. Большинство студентов используют интернет для общения, а так же для нового знакомства. А в современном быстроменяющемся мире использование интернета весьма практично, доступно, масштабно. Это позволяет студентам не только заниматься своими делами, но и общаться со своими друзьями одновременно.

В целом, можно заключить, что уровень одиночества, выявленный у студентов, не влияет на времяпрепровождение в социальных сетях. При низком уровне одиночества они проводят в интернете все свое свободное время, что противоречит нашим предположениям. Следовательно, гипотеза не была доказана.

Таким образом, существует только косвенная зависимость между степенью одиночества человека и тем, сколько времени он проводит в сети интернет. При этом нужно учитывать множество факторов, такие как пол, возраст, характер, образование, сфера деятельности и другое.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень одиночества, интернет, студент, большинство студентов, группа, сеть, виртуальное общение, время, друг, Кубанский Государственный Технологический Университет.


Похожие статьи

Феномен субъективного переживания одиночества цифровым поколением

В статье рассмотрены возможные психологические особенности субъективного переживания одиночества цифровым поколением и основные причины его возникновения. Представлены результаты эмпирического исследования уровня субъективного переживания одиночества...

Особенности восприятия виртуальной реальности студентами с разным уровнем интернет-зависимости

В данной работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости среди студентов в контексте восприятия интернет-пространства и использования смартфонов. Анализируется взаимосвязь между симптомами интернет-зависимости и желанием студентов уде...

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Особенности конфликтного поведения современных подростков

Статья посвящена обсуждению особенностей конфликтного поведения современных подростков. В ней отдельно рассматривается значимость общения в социальных сетях и потребность подростков в интернете. А также в статье описаны причины конфликтов подростков ...

Социально-психологические факторы формирования интернет-зависимости у подростков

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования Интернет зависимости у подростков. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, индивидуально-психологических особенностей подростков, способствующих формиров...

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Современные представления о факторах, способствующих формированию интернет-зависимости

В данной статье рассмотрена проблема Интернет-зависимости. Автор уделяет главное внимание факторам её формирования. Проанализированы личностные особенности людей зависимых от Интернета. Отмечается важность борьбы с данным явлением.

Проблема одиночества в социальных сетях

Среди стремительно развивающегося сегмента сети Интернет, которое занимают социальные сети, при всех достоинствах данного сервиса, автор рассматривает проблему одиночества, отчуждения в социальных сетях, возникающих благодаря упрощенным возможностям ...

Интернет и проблемы воспитания подростков

Задача данной статьи проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение подростков. В статье исследуются пути вовлечения и зависимости молодежи влиянию различных интернет-сайтов, а также изучаются возможные пути избав...

Абьюзивные отношения в молодежной среде

В статье авторы анализируют результаты опроса 108 молодых людей в возрасте 16–18 лет по выявлению абьюзивных отношений и тех проблем, с которыми они при этом сталкиваются.

Похожие статьи

Феномен субъективного переживания одиночества цифровым поколением

В статье рассмотрены возможные психологические особенности субъективного переживания одиночества цифровым поколением и основные причины его возникновения. Представлены результаты эмпирического исследования уровня субъективного переживания одиночества...

Особенности восприятия виртуальной реальности студентами с разным уровнем интернет-зависимости

В данной работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости среди студентов в контексте восприятия интернет-пространства и использования смартфонов. Анализируется взаимосвязь между симптомами интернет-зависимости и желанием студентов уде...

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Особенности конфликтного поведения современных подростков

Статья посвящена обсуждению особенностей конфликтного поведения современных подростков. В ней отдельно рассматривается значимость общения в социальных сетях и потребность подростков в интернете. А также в статье описаны причины конфликтов подростков ...

Социально-психологические факторы формирования интернет-зависимости у подростков

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования Интернет зависимости у подростков. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, индивидуально-психологических особенностей подростков, способствующих формиров...

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Современные представления о факторах, способствующих формированию интернет-зависимости

В данной статье рассмотрена проблема Интернет-зависимости. Автор уделяет главное внимание факторам её формирования. Проанализированы личностные особенности людей зависимых от Интернета. Отмечается важность борьбы с данным явлением.

Проблема одиночества в социальных сетях

Среди стремительно развивающегося сегмента сети Интернет, которое занимают социальные сети, при всех достоинствах данного сервиса, автор рассматривает проблему одиночества, отчуждения в социальных сетях, возникающих благодаря упрощенным возможностям ...

Интернет и проблемы воспитания подростков

Задача данной статьи проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение подростков. В статье исследуются пути вовлечения и зависимости молодежи влиянию различных интернет-сайтов, а также изучаются возможные пути избав...

Абьюзивные отношения в молодежной среде

В статье авторы анализируют результаты опроса 108 молодых людей в возрасте 16–18 лет по выявлению абьюзивных отношений и тех проблем, с которыми они при этом сталкиваются.

Задать вопрос