Дебиторская задолженность является типичным видом оборотных активов большинства отечественных предприятий. Однако в условиях нестабильной рыночной экономики необходимо особенно тщательно контролировать ее уровень. В статье предлагается комплекс мер по управлению дебиторской задолженностью экономического субъекта.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, резервы по сомнительным долгам, финансовое состояние.
В настоящее время практически ни один хозяйствующий субъект не функционирует без дебиторской задолженности. Ее состав может быть различным. В таблице 1 представлена структура дебиторской задолженности предприятия пищевой промышленности — ОАО «Брянский молочный комбинат».
Таблица 1
Состав иструктура дебиторской задолженности ОАО «Брянский молочный комбинат» (по состоянию на конец года) [6]
Категория дебиторов |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
1. Покупатели и заказчики |
108359 |
67,6 |
133157 |
79,1 |
151442 |
79,3 |
2. Прочие дебиторы |
51907 |
32,4 |
35162 |
20,9 |
39476 |
20,7 |
Итого |
160266 |
100,0 |
168319 |
100,0 |
190918 |
100,0 |
В частности, наибольший удельный вес традиционно занимает дебиторская задолженность покупателей и заказчиков. Причем ее доля ежегодно увеличивалась.
В таблице 2 отражена структура дебиторской задолженности предприятия легкой промышленности — ОАО «Экстра-шов».
Таблица 2
Состав иструктура дебиторской задолженности ОАО «Экстра-шов» (по состоянию на конец года) [6]
Категория дебиторов |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
1. Покупатели и заказчики |
942 |
77,6 |
1347 |
85,3 |
2174 |
91,9 |
2. Бюджет |
0 |
0 |
110 |
7,0 |
110 |
4,6 |
3. Внебюджетные фонды |
138 |
11,4 |
115 |
7,2 |
82 |
3,5 |
4. Подотчетные лица |
2 |
0,1 |
8 |
0,5 |
0 |
0 |
5. Прочие дебиторы |
132 |
10,9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
1214 |
100,0 |
1580 |
100,0 |
2366 |
100,0 |
Так, состав его дебиторской задолженности был несколько шире: долги возникали со стороны государства (при возмещении НДС, начислении пособий за счет средств Фонда социального страхования России), при расчетах с подотчетными лицами и как обычно — при взаимоотношениях с покупателями и заказчиками, прочими дебиторами. Однако наибольший удельный вес (с ежегодным темпом прироста) снова занимала дебиторская задолженность покупателей и заказчиков ОАО «Экстра-шов».
В таблице 3 представлена структура дебиторской задолженности предприятия розничной торговли — ОАО «Унеча».
Таблица 3
Состав иструктура дебиторской задолженности ОАО «Унеча» (по состоянию на конец года) [6]
Категория дебиторов |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
|||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
1. Покупатели и заказчики |
0 |
0 |
163 |
84,0 |
150 |
79,8 |
2. Внебюджетные фонды |
0 |
0 |
0 |
0 |
13 |
6,9 |
3. Подотчетные лица |
43 |
100,0 |
31 |
16,0 |
25 |
13,3 |
Итого |
43 |
100,0 |
194 |
100,0 |
188 |
100,0 |
В связи с отраслевой спецификой размер дебиторской задолженности в ОАО «Унеча» — невелик. В 2013 г. единственными дебиторами были подотчетные лица. Однако в 2014–2015 гг. наибольшую долю в структуре дебиторской задолженности составила задолженность покупателей и заказчиков.
Следовательно, у многих экономических субъектов дебиторская задолженность возникает, как правило, при продаже товаров (работ, услуг) покупателям и заказчикам на условиях отсрочки платежа. Этот факт дает дополнительные возможности для обеих сторон:
− для покупателя — это возможность бесплатно использовать дополнительные оборотные средства;
− для поставщика — это способ привлечь покупателей и возможность расширить рынок сбыта товаров (работ, услуг).
Однако нестабильность экономической ситуации в России приводит к увеличению рисков при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг с отсрочкой платежа, что негативно отражается на уровне финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта [1, с. 259]. Рассмотрим основные причины роста дебиторской задолженности в условиях кризиса и способы, с помощью которых предприятие может на них влиять.
Основные группы причин, приводящих к росту дебиторской задолженности, обусловлены действием:
− внешних факторов;
− внутренних факторов.
К внешним (макроэкономическим) причинам относятся:
− повышение ставок на кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные, что в конечном итоге, затрудняет расчеты между компаниями, так как они начинают придерживаться принципа — лучше заплатить пени по договору, чем брать кредит на оплату (если пени ниже процентов по кредиту);
− высокий уровень инфляции в стране: при высокой инфляции многие компании не спешат гасить свои долги, руководствуясь принципом — чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма (опять-таки, если штрафы по договору — не высокие).
Предприятие имеет слабое влияние на возникновение и проявление внешних факторов, но может менять свою маркетинговую политику с их учетом. Например, хозяйствующий субъект может:
− проанализировать возможности выхода на новые рынки сбыта;
− использовать межнишевые пространства, смежные рынки;
− изменить вид выпускаемой продукции (работ, услуг).
На проявление внутренних факторов компания-кредитор имеет максимальное влияние, так как их возникновение связано с организацией ее внутренних процессов. Работа с этой группой причин включает в себя такие методы как:
− отказ от «слабых» клиентов (у которых систематически возникают просроченные долги);
− определение 20 % «золотых» клиентов, которые дают 80 % просроченной дебиторской задолженности, проведение с каждым индивидуальной работы по выявлению причин возникновения просроченной дебиторской задолженности, возможностям её снижения и предотвращения появления в будущем;
− введение системы предотвращения и контроля дебиторской задолженности, включающей в себя планирование допустимого размера дебиторской задолженности, в целом, по организации, оценку финансового положения каждого контрагента до заключения договора, контроль размера дебиторской задолженности, анализ причин возникновения дебиторской задолженности и ее просрочки;
− отказ от наращивания размера дебиторской задолженности до полной оплаты предыдущего долга; как вариант, можно определить размер кредитного лимита для каждого покупателя и автоматически включать его в стоп-лист при превышении кредитного лимита — отказывать в отгрузке до погашения задолженности;
− наращивание юридических гарантий в ситуации просрочки платежа (пени, штрафы за просрочку оплаты, прекращение отгрузок в случае превышения лимита задолженности и т. д.);
− разработка системы скидок при досрочной уплате клиентом дебиторской задолженности (спонтанное финансирование);
− использование юридических ноу-хау, таких как альтернатива залогу, «кольцевые сделки», угроза банкротства;
− ведение постоянной работы со штатным персоналом: наращивание личных компетенций менеджеров по продажам, совершенствование организационной культуры, управление рисками и так далее.
Во многом способы работы с дебиторской задолженностью зависят и от специфики деятельности организации. Для оптовой торговли продуктами питания подойдут стоп-листы, а для разовой поставки дорогой техники подойдет тщательная оценка финансового положения контрагента до заключения договора.
Оперативный контроль исполнения платежной дисциплины покупателей и заказчиков возможен при грамотной организации аналитического учета расчетов с ними. В частности, к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» необходимо открывать субсчета: 62/1 «Срочная дебиторская задолженность», 62/2 «Просроченная дебиторская задолженность». А к субсчету 62/2 можно открывать субсчета второго порядка в зависимости от длительности просроченных долгов [3, с. 340].
При возникновении сомнительных долгов в финансовом и налоговом учете (в рамках общей системы налогообложения) целесообразно формировать соответствующие резервы. Во-первых, финансовая отчетность будет являться более достоверной (ведь в ней дебиторская задолженность отражается за вычетом резервов по сомнительным долгам). Во-вторых, при расчетах с бюджетом по налогу на прибыль организаций предприятие может поучить бесплатную отсрочку [5, с. 335].
Для сокращения дебиторской задолженности со стороны бюджета при возмещении НДС необходимо пользоваться банковскими гарантиями. В таком случае происходит возврат суммы НДС в чрезвычайно короткие сроки: в течение трех рабочих дней, вместо четырех месяцев при обычном порядке возмещения [4, с. 36].
Кроме того, дебиторская задолженность со стороны государства формируется в случае переплаты налогов, сборов. Обычно такая переплата может возникнуть при расчетах с бюджетом по налогу на прибыль организаций. Поэтому при исчислении авансовых платежей по данному налогу необходимо активно использовать различные варианты налоговой минимизации [2, с. 284].
Следовательно, процесс управления дебиторской задолженностью будет наиболее эффективным, если его осуществлять на основе комплексного подхода. При этом важную информационную базу должны составлять данные бухгалтерского учета.
Литература:
- Мишина М. Ю., Полякова О. Н. Прогнозирование финансовой устойчивости промышленных предприятий Брянской области // Вестник Брянского государственного университета. 2014.№ 3. С. 258–263.
- Кузнецова О. Н. Минимизация налогов и обязательных страховых взносов для субъектов малого бизнеса // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3. С. 283–285.
- Кузнецова О. Н., Мишина М. Ю.Бухгалтерский учет и анализ: перспективы для малого бизнеса // Вестник Брянского государственного университета. 2015.№ 2. С. 338–342.
- Кузнецова О. Н. Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее оптимизации // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3. С. 34–37.
- Кузнецова О. Н.Система бухгалтерского учета резервов на предприятии: финансовые и налоговые последствия // Молодой ученый. 2013.№ 5. С. 334–337.
- Сервер раскрытия информации «Интерфакс»: https://www.e-disclosure.ru/ (дата обращения: 24.04.2016).