Психолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе группы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 01.05.2016

Статья просмотрена: 2076 раз

Библиографическое описание:

Сердюк, Н. В. Психолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе группы / Н. В. Сердюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1186-1188. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29252/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается проблема воспитания культуры общения у детей подготовительной к школе группы, выделены предпосылки воспитания культуры общения и психолого-педагогические условия воспитания культуры поведения.

Ключевые слова: культура общения, дошкольник, предпосылки культуры поведения, психолого-педагогические условия.

Одной из актуальных задач дошкольного образования является формирование гармоничной личности ребенка, при этом готовность к эффективному общению с другими людьми выступает необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Формирование культуры общения является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире.

Проблемой воспитания культуры общения у старших дошкольников занимались такие ученые как С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Л. Ф. Островская и др. [5,6,7].

С. В. Петерина определяет культуру общения ребенка как совокупность норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, владение формами вежливого обращения, умения вступать в контакт и поддерживать его, учитывать особенности других людей [5].

Возраст 6–7 лет является благоприятным периодом для развития культуры общения детей. Психологическими предпосылками воспитания культуры общения в подготовительной группе выступают следующие возрастные особенности усвоение моральных чувств и нравственных представлений; развитие новых форм общения со взрослым и со сверстниками; усвоение норм поведения и общения; развитие коллективного характера деятельности.

Проблема воспитания культуры общения у старших дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность ее очевидна, поскольку именно в культуре общения заложены этические инстанции, нормы и правила общения в социуме, выступающие базой для зарождения индивидуальных вариантов отношения к себе и к другому, основных нравственных качеств личности.

Содержанием работы по воспитанию культуры общения у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является:

‒ обучение детей выполнению норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,

‒ использование соответствующего словарного запаса и форм обращения в зависимости от ситуации общения;

‒ обучение вежливому поведению в общественных местах;

‒ формирование умения не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

Процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста вызывает необходимость подбора и внедрения в воспитательный процесс особых педагогических условий.

Н. Колпакова считает, что одним из основных педагогических условий, которого должны придерживаться воспитатели в ходе воспитания культуры общения у старших дошкольников выступает построение содержания работы, с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности. При этом, воспитателям важно помнить, что данная работа также должна быть направлена на:

‒ закрепление уже знакомых правил общения;

‒ ознакомление детей с новыми, еще не усвоенными ими правилами культуры общения;

‒ расширение возможной для детей сферы их применения [4].

Согласно исследованиям С. В. Петериной, И. Н. Курочкиной, Л. Ф. Островской в старшей группе содержание процесса воспитания культуры общения следует включать обучение детей:

‒ умению держаться естественно в ситуациях общения;

‒ смотреть в лицо партнеру по общению;

‒ умению отвечать на вопросы и самому их формулировать;

‒ ждать окончания разговора, вести себя сдержанно;

‒ следить за своей позой, жестами, мимикой во время разговора [5,6,7].

В дополнение к этому содержанию, С. В. Петерина утверждает, что у детей 6–7 лет также необходимо формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам общения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений [7].

Немаловажным педагогическим условием является использование разнообразных методов и приемов в процессе воспитания культуры общения у старших дошкольников.

В частности, Л. Ф. Островская говорят о том, что в данном процессе воспитатель может использовать следующие методы:

‒ прослушивание произведений художественной литературы;

‒ этические беседы;

‒ коллективные игры в их многообразии;

‒ создание проблемных ситуаций;

‒ просмотр мультфильмов [6].

Сюжетно-ролевую игру как один из наиболее эффективных методов воспитания культуры общения у старших дошкольников называют Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова [2].

С. В. Петерина, также ставит на первое место игровые методы в процессе воспитания культуры общения у детей. При этом, она рекомендует воспитателям включать в воспитательный процесс коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею [7].

По мнению Л.Дубиной для эффективного воспитания культуры общения у старших дошкольников воспитателям следует использовать методику вспомогательных средств общения. Эти вспомогательные средства должны быть направлены на работу по двум направлениям:

‒ обучение старших дошкольников навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций;

‒ активизацию отдельных видов неречевого общения.

В качестве таких вспомогательных средств автор называет:

‒ мимику в рисунках (изображение лиц, выражающих разные эмоции);

‒ пантомимику в рисунках (изображение эмоций, настроения в позах);

‒ свободное и тематическое рисование;

‒ музыкальное сопровождение [3].

Значимым педагогическим условием воспитания культуры общения у старших дошкольников, как указывает Е. О. Смирнова, выступает учет воспитателем в ходе работы возможных трудностей, которые могут возникать у детей во время общения, присущих им форм поведения в разных ситуациях общения для того, чтобы оказывать профессиональную помощь детям по мере необходимости [8].

И. В. Курочкина считает, что для воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста важное значение имеет осуществление данного процесса в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Важно, чтобы в процессе активизации у старших дошкольников стремления к общению воспитатели поддерживали попытки детей самостоятельно организовывать игры друг с другом, а также помогали тем детям, у которых не наблюдается стремления завязывать контакты со сверстниками, и детям, которые являются зачинщиками конфликтов, при этом, предварительно, выяснив причины тех или иных трудностей общения у данных детей [5].

Для формирования у старших дошкольников навыков коллективизма возможно организовывать совместную деятельность детей, в ходе выполнения которой они смогут почувствовать удовлетворение от соучастия в общем деле, установить отношения на основе доброжелательности. Переполненные впечатлениями от совместной деятельности, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Таким образом, общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Выполнение совместных видов деятельности способствует тому, что дети попадают в условия, когда необходимо строить диалог, договариваться, делать что-то вместе, распределять обязанности и т. д. Все это вызывает побуждение поделиться впечатлениями, что-то уточнить, а также способствует формированию у старших дошкольников таких умений как:

‒ внимательно относиться к сверстникам;

‒ выслушивать сверстников, высказывать свою точку зрения, идеи;

‒ согласовывать свои действия с действиями сверстников;

‒ строить диалог, договариваться.

Использование в процессе воспитания культуры общения ведущего вида деятельности дошкольного периода детства — игры, также является одним из педагогических условий, поскольку именно игра предоставляет детям возможности закрепить полученные знания о нормах и правилах общения в ходе проигрывания различных ситуаций общения. Для старших дошкольников характерна сюжетно-ролевая игра.

По мнению Т. В. Антоновой, именно сюжетно-ролевые игры предлагают целый ряд возможностей для коллективного обсуждения, рефлексивного мышления и совместного решения проблем. Сообща старшие дошкольники договариваются о взаимоприемлемых условиях и сюжетных линиях игры и совместно вырабатывают ее структуру [1].

Немаловажным педагогическим условием является пример взрослых в процессе их общения с детьми, особенности их стиля общения. Для этого можно организовывать прием в группе различных гостей (заведующей, медсестры и т. д.). Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.

Таким образом, анализ литературы показывает, что основными педагогическими условиями воспитания культуры общения у старших дошкольников выступают: создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, развитие коммуникативных навыков и умений; накопление и обогащение знаний детей о культуре общения и формах ее проявления; перенос усвоенных знаний и правил общения в речевую и др. виды деятельности.

Литература:

  1. Антонова Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2010. 23 с.
  2. Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: Просвещение, 2010. 79 с.
  3. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С. 26–36.
  4. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 12–15.
  5. Курочкина И. В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М.: Владос, 2013. 224с.
  6. Островская Л. Ф. Поведение — результат воспитания. Учебное пособие. Дошкольное воспитание — 5-е издание. — М.: Просвещение, 2011. 120с.
  7. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2011. 96 с.
  8. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. М.: Мозаика-синтез, 2012. 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правило общения, ребенок, дошкольник, процесс воспитания культуры общения, воспитание культуры общения, культура общения, проблема воспитания культуры общения, ситуация общения, воспитательный процесс, педагогическое условие.


Ключевые слова

психолого-педагогические условия, дошкольник, культура общения, предпосылки культуры поведения, психолого-педагогические условия.

Похожие статьи

Педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска»

В статье рассмотрены основные положения организации целостного педагогического процесса по обеспечению успешной социальной адаптации подростков «группы риска».

Особенности культуры общения у детей подготовительной к школе группы

В статье представлены результаты изучения особенностей и уровня развития культуры общения у детей подготовительной к школе группы.

Формирование коммуникативной культуры у трудных подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием культуры общения у трудных подростков во внеучебной деятельности. В статье коммуникативный тренинг рассматривается как средство формирования коммуникативной культуры у тру...

Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...

Прогностические аспекты повышения у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре

В статье рассматривается роль формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре студентов, социально-экономическая функция физического воспитания в средней и высшей школе.

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...

Проблемы и перспективы подготовки студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников

В статье раскрыты три группы проблем, затрудняющих подготовку студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников: 1) отсутствие достаточного позитивного опыта выполнять сообща социально значимую деятельность у большинства сту...

Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспи...

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели

В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приво...

Похожие статьи

Педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска»

В статье рассмотрены основные положения организации целостного педагогического процесса по обеспечению успешной социальной адаптации подростков «группы риска».

Особенности культуры общения у детей подготовительной к школе группы

В статье представлены результаты изучения особенностей и уровня развития культуры общения у детей подготовительной к школе группы.

Формирование коммуникативной культуры у трудных подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием культуры общения у трудных подростков во внеучебной деятельности. В статье коммуникативный тренинг рассматривается как средство формирования коммуникативной культуры у тру...

Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...

Прогностические аспекты повышения у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре

В статье рассматривается роль формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре студентов, социально-экономическая функция физического воспитания в средней и высшей школе.

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...

Проблемы и перспективы подготовки студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников

В статье раскрыты три группы проблем, затрудняющих подготовку студентов, будущих педагогов, к духовно-нравственному воспитанию школьников: 1) отсутствие достаточного позитивного опыта выполнять сообща социально значимую деятельность у большинства сту...

Педагогическое моделирование процесса формирования нравственной культуры будущего юриста

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры будущих юристов. Педагогическая модель формирования этической культуры будущих юристов включает когнитивную, потребностно-мотивационную и поведенческую сферы студентов. Использование воспи...

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели

В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приво...

Задать вопрос