В статье представлены результаты изучения особенностей и уровня развития культуры общения у детей подготовительной к школе группы.
Ключевые слова: культура общения, правила общения, речевой этикет, дошкольный возраст.
Проблема воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста на сегодняшний день выступает как одна из наиболее актуальных. Это обусловлено тем, что современное общество требует воспитания такого поколения, которое занимает активную позицию, проявляет самостоятельность, владеет культурой общения, правилами взаимодействия, принятыми в обществе.
Целью исследования являлось изучение особенностей и уровней развития культуры общения у детей подготовительной к школе группы.
Задачами выступали:
- Определить критерии и методики исследования.
- Разработать критерии и изучить планы воспитательной работы с детьми.
- Провести диагностику и распределить детей по уровням развития культуры общения и выделение его особенностей.
- Проанализировать результаты.
Исследование проводилось на базе ДОУ № 229 ОАО «РЖД» Республика Бурития г. Бабушкин Кабанский район. В исследовании приняли две группы детей старшего дошкольного возраста в количестве по 25 человек в каждой.
Методиками диагностики являлись:
- Изучение планов воспитательной работы с детьми.
Цель: изучить организацию работы воспитателями по развитию культуры общения у детей 6–7 лет.
Для проведения диагностики культуры общения детей 6–7 лет мы использовали комплексную методику Т. В. Сенько, состоящую из ряда заданий:
- Задание.
Цель: выявить общее представление старших дошкольников о правилах общения, о вежливости.
- Задание.
Цель: выявить, имеются ли в пассивном словаре старших дошкольников формулы речевого этикета, понимают ли они их, используют ли в собственной речи адекватно ситуации общения.
- Задание.
Цель: определить уровень сформированности умения у старших дошкольников подбирать адекватную ситуации формулу речевого этикета.
- Задание.
Цель: выявить уровень сформированности умения контролировать свое поведение и речь в соответствии с нормами речевой культуры, слушать и слышать собеседника и отношение к неэтичным выражениям собеседника [2].
Анализ планов воспитательной работы показал, что педагоги, как в контрольной, так и экспериментальной группе специальные задачи, связанные с формированием культуры общения у детей не ставят.
Нерегулярно педагоги используют разные методы и приемы, способствующие формированию культуры общения: работу с художественной литературой, упражнения, игры, сюжетно-ролевые игры.
В контрольной группе также были указаны произведения художественной литературы, способствующие развитию культуры общения, этюды, игры-драматизации. Использование данных методов и приемов работы было направлено на воспитание культуры поведения детей в целом, культура общения в планах воспитательной работы не выделялась. Разнообразия форм работы нет.
Частота проведения мероприятий по формированию культуры общения в воспитательных планах составляла примерно один раз в две недели.
Среди мероприятий с родителями, направленных на развития культуры общения можно отметить только оформление стендовой информации о воспитании вежливости, правилах этикета у детей. Других форм выявлено в планах не было.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленной работы по развитию именно культуры общения в данных группах не проводится.
С помощью задания № 1 мы оценили уровень сформированности у детей 6–7 лет представлений о правилах общения и о вежливости.
К высокому уровню сформированности представлений о правилах общения и вежливости мы отнесли в экспериментальной группе 16 %, в контрольной группе 20 %. К этому уровню дети 6–7 лет были отнесены потому, что они смогли дать полные развёрнутые ответы на вопросы, раскрыть своё понимание вежливости, перечислить вежливые слова, объяснить значимость вежливых слов в общении.
К среднему уровню мы отнесли в экспериментальной группе 48 % детей, в контрольной группе 44 % детей. Эти дошкольники были отнесены к среднему уровню сформированности представлений о правилах общения и вежливости потому, что ответы на вопросы у детей данной группы являлись недостаточно развёрнутыми, раскрывая сущность понятия «вежливость», они акцентировали внимание на существенных и несущественных признаках, при перечислении вежливых слов они в основном перечисляли слова, связанные с приветствием, прощанием и выражением благодарности. Объяснить, почему вежливые слова называются «волшебными», данные дети могли с помощью взрослого.
К низкому уровню сформированности представлений о правилах общения и вежливости мы отнесли в экспериментальной группе 36 % детей, а в контрольной группе также 36 % детей. Эти дошкольники были отнесены нами к низкому уровню в связи с тем, что при ответах на вопросы они испытывали значительные затруднения, нуждались в помощи взрослого в виде наводящих вопросов. Они не смогли объяснить, какого человека называют вежливым, не смогли перечислить достаточного количества вежливых слов, лишь только самые элементарные. Также дети не смогли обозначить значение вежливости в общении.
Полученные результаты по данной методике показывают, что уровень сформированности представлений о правилах общения и вежливости у детей подготовительной к школе группы не одинаков. Характерными особенностями представлений о правилах общения и вежливости у детей 6–7 лет выступают недостаточная сформированность самого понятия «вежливость», трудности в определении характеристик вежливого человека, недостаточный запас слов, используемых как формы вежливого обращения и недостаточное понимание значения вежливости в общении.
Результаты диагностики уровня сформированности речевого этикета у детей 6–7 лет показали, что к высокому уровню сформированности речевого этикета отнесены 20 % в экспериментальной группе и 24 % детей в контрольной группе. Эти дошкольники были отнесены к высокому уровню в связи с тем, что они смогли выделить практически все слова, относящиеся к формам вежливого обращения, которые предлагались взрослым. Это свидетельствует о том, что дети не только знают данные слова, но и понимают их назначение и особенности их использования в процессе общения.
К среднему уровню сформированности речевого этикета мы отнесли 40 % детей в экспериментальной группе и 40 % детей в контрольной группе. Дошкольники были отнесены к среднему уровню сформированности речевого этикета на основании того, что в процессе вычленения форм вежливого обращения эти дети допустили некоторые ошибки и выделили меньшее количество слов, чем дошкольники с высоким уровнем. Эти результаты указывают на то, что дошкольники со средним уровнем сформированности речевого этикета обладают недостаточным запасом в словаре форм вежливого обращения и соответственно характеризуются недостаточным пониманием особенностей использования тех или иных форм вежливого обращения в контексте предлагаемых ситуаций.
К низкому уровню сформированности речевого этикета мы отнесли 40 % детей в экспериментальной группе и 36 % детей в контрольной группе. Эти дошкольники были отнесены нами к низкому уровню развития речевого этикета, потому что они смогли вычленить из предлагаемых взрослым ситуаций лишь небольшое количество форм вежливого обращения, в среднем около 3–4 слов, касающихся приветствия и прощания. Данные результаты указывают на ограниченность представлений детей о формах вежливого обращения.
Обобщая результаты по данной методике, мы можем сделать вывод о том, что для детей подготовительной к школе группе характерны недостаточный запас слов, отражающих формы вежливого обращения и ограниченность понимания ситуаций, в которых данные формы вежливого обращения могут быть использованы.
Далее мы проанализировали сформированность у детей подготовительной к школе группы умения подбирать форму общения адекватную ситуацию.
К высокому уровню мы отнесли 16 % детей в экспериментальной группе и 20 % детей в контрольной группе. Эти дошкольники были отнесены нами к высокому уровню в связи с тем, что они правильно подбирали формулу культуры общения в соответствии ситуации, использовали слова вежливого обращения по назначению, понимали содержание данной ситуации и легко в ней ориентировались.
К среднему уровню отнесли 44 % детей в экспериментальной группе и 48 % детей в контрольной группе. Эти дошкольники были включены в группу со средним уровнем, потому что у них отмечались некоторые затруднения при самостоятельном подборе адекватной ситуации к формуле речевого этикета, дети иногда нуждались в наводящих вопросах взрослого, не сразу ориентировались в ситуации, нуждались в некотором времени для обдумывания ситуации для того чтобы подобрать правильную формулу культуры общения.
К низкому уровню сформированности данного умения нами отнесены 40 % детей в экспериментальной группе и 32 % детей в контрольной группе. Дошкольники были отнесены нами к низкому уровню в связи с тем, что они не могли самостоятельно справиться с заданием, проанализировать ситуацию и подобрать адекватную формулу общения, не использовали формулы вежливого обращения, затруднялись и выполняли задание только с помощью взрослого.
Результаты по данной методике показали, что для детей подготовительной к школе группы характерны такие особенности как недостаточно сформированные умения анализировать коммуникативную ситуацию и правильно подбирать адекватную ситуации формулу коммуникативного общения с использованием разных слов вежливого обращения. С помощью наблюдения мы оценили сформированность у детей умения контролировать своё поведение и речь в общении, слушать собеседника, выражать своё отношение к неэтическим формам высказываний.
К высокому уровню сформированности данных умений нами были отнесены 16 % детей в экспериментальной группе и 20 % детей в контрольной группе. Эти дошкольники были отнесены нами к высокому уровню, потому что у них сформировано умение вступать в общение со сверстником, обращаться к сверстнику первым, поддерживать беседу, высказывать своё мнение, во взаимодействии с другими детьми эти дошкольники проявляют доброжелательность, спокойствие, уважительное отношение, эмоциональный настрой на собеседника у них положительный, в случае проявления неэтичных выражений у собеседника эти дети реагировали критическим отношением.
К среднему уровню были отнесены 40 % детей экспериментальной группы и 44 % детей контрольной группы. Эти дошкольники были отнесены к среднему уровню, потому что они самостоятельно вступали в общение со сверстником, проявляли умение поддерживать разговор, но не всегда были терпеливы и доброжелательны по отношении к сверстнику, не всегда ориентировались на ситуацию общения, проявляя нетерпение, импульсивность. Отношение к неэтическим формам высказываний у этих детей было нейтральное.
К низкому уровню мы отнесли 44 % детей в экспериментальной группе и 36 % детей в контрольной группе. Эти дошкольники в общении со сверстниками не всегда самостоятельно вступали в общение, часто инициаторами общения становились сверстники, у них отмечалась несформированность умения поддерживать беседу, ориентироваться на сверстника, использовать формы вежливого обращения, в общении со сверстниками эти дошкольники могли проявлять раздражительность, импульсивность, агрессивность. Кроме того, сами дети в общении допускали неэтичные выражения в собственной речи по отношению к собеседнику.
Обобщив результаты по данным методикам, мы определили уровень развития культуры общения.
Высокий уровень развития культуры общения у детей характеризуется тем, что они имеют чёткие устойчивые представления о том, что такое вежливость, какие бывают правила общения, в их словарном запасе используются формы речевого этикета, которые используются адекватно ситуации взаимодействия, они проявляют инициативу в организации общения, их речь эмоционально окрашена, они знают и употребляют формы речевого этикета, проявляют нетерпимость к неэтичным выражениям собеседника.
Средний уровень культуры общения характеризуется тем, что дети имеют недостаточно чётки представления о сущности понятия «вежливость», о правилах культуры общения, в речи ими употребляется ограниченный набор слов речевого этикета и не всегда он соответствует ситуации общения. Также эти дошкольники не всегда проявляют умение слушать и слышать собеседника, а также контролировать своё поведение, их речь характеризуется недостаточной интонационной выразительностью, отношение к неэтичным выражениям у них в большей степени нейтральное и в собственной речи они также иногда могут допускать эти выражения.
Низкий уровень характеризуется тем, что у дошкольников слабо сформированы представления о том, что такое вежливость, правила культуры общения, эти дети в речи самостоятельно редко используют слова речевого этикета, только при напоминании взрослого, они не придерживаются норм культуры общения, проявляют несдержанность, навязывают своё мнение, их речь интонационно не выразительна, они не выражают неприятия к неэтичным выражениям собеседника и сами допускают их в речи.
Согласно полученным результатам, мы видим, что у большинства детей уровень развития культуры общения находится на среднем и низком уровне.
Обобщая результаты исследования, мы можем констатировать, что культура общения у детей подготовительной к школе группы характеризуется наличием недостаточно четких представлений о том, что такое вежливость, о правилах культуры общения, употреблением в речи только элементарных слов речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности), недостаточно умелым и адекватным употреблением формул речевой культуры общения, неумением контролировать свое поведение и речь в соответствии с нормами культуры общения, недостаточной интонационной выразительностью речи.
Литература:
- Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. М: ФЛИНТА, 2009. 304 с.
- Сенько Т. В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации. СПб, 2011. 348 с.