Данная статья посвящена обзору ценностей личности в управленческой деятельности, которые занимают значимое место в профессиональной деятельности. Правильная ценностная регуляция в управлении позволяет добиться плодотворной работы.
Ключевые слова: ценности,ценности личности, ценностная регуляция, ценности в управлении.
Ценности личности рассматривают многие общественные науки. С точки зрения социологии, ценности личности заключаются в человеческом факторе, который занимает главное место в системе управления.
Понятие ценности является основой кантианского, феноменологического, интеракционистского и других направлений философии. И. Кант рассматривал понятие ценности как требования к воле; цели, поставленные человеком; значимость личностных факторов. Ценности могут быть как абсолютными, так и относительными: в основе моральных ценностей лежит разум и воля человека, относительные же ценности ориентированы на потребности, желания и стремления человека. Субъективные ценности понимаются в нормативных представлениях: установки, оценки, запреты. [3]
В социальной психологии понятие ценности понимает в себе идеалы, интересы, убеждения, ценности, формируемые усвоением социального опыта.
Д. А. Леонтьев сформулировал «представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую: 1) общественных идеалах — выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т. д., и т. п. по бесконечной спирали». [5]
Г. М. Андреева отмечает «хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно обозначить некоторые принципы. Важнейшим их них является признание различной значимости разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т. п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений». [1]
Американский психолог М. Рокич в своей работе «Природа человеческих ценностей» утверждает, что социология — наука, изучающая человека в его сопоставлении с культурой и обществом, — есть наука о ценностях человека и общества. Ценности в социологии обозначаются как основополагающие нравственные и этические нормы, которые выполняют регулятивную и прогностическую функции одновременно. Они обеспечивают целостность социальных систем через нормативное регулирование и коррекцию процессов, происходящих в обществе, перспектив развития личности и человеческого поведения.
Т. Парсонс рассматривает ценности как высшие принципы, которые обеспечивают согласие как малых общественных групп, так и во всем обществе в целом, формируя модель социальной системы, где акт человеческого взаимодействия является клеточкой этой системы.
В общем смысле ценности понимаются как «социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п». [2]
Классификация ценностей зависит от различных оснований: материальные, нравственные, духовные, религиозные — по сферам общественной жизни; экономические, политические — по предметному содержания; традиционные, либеральные, общечеловеческие — по уровню социокультурной системы и т. д. [3]
Ценности не существуют самостоятельно, вступая во взаимодействия, они всегда образуют целостную систему. Нравственные ценности, которые определяют желаемый способ взаимоотношений между людьми, — фундамент системы. Система ценностей является основой культуры, которой придают значимость большинство граждан. Без неё невозможно функционирование и стабильность любой социально системы. Группе людей, обществу, культуре присуща своя система ценностей. Внутри общества определенными различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, общественных групп, поколений. Существует вероятность конфликтов внутри общества, в котором соприкасаются несколько систем ценностей, поэтому конфликты могут и должны регулироваться базовыми ценностями. Всякая система ценностей имеет свою иерархию, которая обеспечивает постоянность, неповторимость развития общества. В устойчивых обществах ценностные разногласия решаются в рамках культуры.
Понятие «ценность» образует понятие «ценностные ориентации». Ценностные ориентации предполагают связь ценностей и личности (группы личностей), которая создает психологию личности и определяет социологию среды, где она существует.
Ценностные ориентации в социальной психологии используется в значении идеологического, политического, эстетического и морального основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней, а также в значении способа разделения объектов по их значимости. Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения социального опыта и находятся в целях, идеалах и убеждениях личности.
Н. А. Леонтьев утверждает, что ценностные ориентации — «ведущий мотив-цель» и он «возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом. Такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни». [4]
Ценностные ориентации, как и ценности, не существуют отдельно друг от друга, они организованы в целостную иерархическую систему. Система ценностных ориентаций — совокупность ценностных ориентаций, упорядоченных по степени их важности.
В изучении ценностей и ценностных ориентаций условно выделяется пять направлений и соответствующих им теорий: натуралистический психологизм, трансцендентализм, социологизм, культурно-исторический релятивизм, персоналистический онтологизм. [3]
Представители натуралистического психологизма видели источник ценностей и ценностных ориентаций в биологических и психологически объясненных потребностях человека. Ценности, в свою очередь, представляли как объективный фактор реальности, который удовлетворяет потребности людей.
Сторонники трансцендентализма говорили о важности разграничении ценностей и благ, обеспечивающие ценности непреходящим общечеловеческим смыслом. Такие ценности как добро, истина, красота являются целями, а не средствами для достижения определенных целей. Ценности понимаются как идеальное бытие, которое соотносится с трансцендентальным сознанием со значением абсолютных норм.
Представители персоналистического отнологизма утверждали, что тип личности определяется собственной ей иерархией ценностей, образующей онтологическую основу личности.
Представители культурно-исторического релятивизма несли идею ценностного плюрализма — возможности существования множественности равноправных ценностных систем, культур, которые познаются с помощью исторического метода.
Приверженцы социологизма рассматривал понятие ценностей, соотнося с понятием нормы. Социальное действие воспринималось как норма. Ценность — как средство для определения социальных связей, нормативный стандарт социального поведения личности.
Социология рассматривает ценности как элементы социальной системы, общественного сознания и культуры, исследуя распространенность конкретных ценностных ориентаций в массовом сознании и их мотивационное воздействие на поведение людей.
Ценности соотносятся с тремя различными группами явлений: общественные идеалы как обобщенное представление о различных сферах социума; предметная характеристика идеалов в действиях — труды конкретных людей; мотивационный состав личности — побуждение к материальной реализации в своей деятельности общественных идеалов. [6]
Роль ценностей в управлении огромна. Ценности выполняют различные функции: они регулируют взаимодействия и отношения людей, находят применение в качестве фундаментальных норм, которые обеспечивают целостность общества. Ценности являются и нормами. Они служат мотивом действия и поведения людей. Индивид стремится к достижению ценностей и ориентируется на них.
Таким образом, понятие ценности является базовой составляющей при анализе социальных процессов и определенных культурных явлений в философии. Ценностные ориентации — важнейший элемент внутренней структуры личности. Они формируются и закрепляются жизненным опытом личности в процессе и результате социализации и социальной адаптации, что обеспечивает целостность структуры. Ценности — это действенный регулятор поведения индивидуума и группы в социальном управлении. В ценностях заключены жизненные принципы, которые определяют как цели, так и способы достижения поставленных целей.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология.- М., 2006. — С. 188.
- Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. М., 2007. — С. 360.
- Елишев С. О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации»//Вестник Московского университета- 2010. — № 3. — С. 75–76
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.- [Электронный ресурс] — URL: http://ltb.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt
- Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповой сознании: виды, детерминанты и изменения во времени.- [Электронный ресурс] — URL: http://www.follow.ru/article/344/
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — [Электронный ресурс] — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=14507