The article deals with the process of organizing traffic in cultural property, the choice of optimal transport routes, containers and warehouses.
Keywords: international logistics; cultural value; Museum art; temporary export; customs clearance; transport; packaging; stock
Эпоха промышленной революции принесла обществу множество новых возможностей, в том числе развитие транспорта дало возможность публичного представления достижений страны в областях культуры, искусства, науки и техники путем проведения международных выставок. Так, 1-го мая 1851 года, в Лондоне была проведена первая всемирная универсальная выставка, в которой, помимо Англии приняли участия такие государства, как Франция, Испания, Россия и многие другие [1].
На сегодняшний день, международные выставки музейного искусства уже не являются чем-то необычным, а наоборот — успешно проводятся на протяжении многих лет в большинстве стран мира. Важно отметить, что сам процесс организации международных перевозок культурных ценностей не только является одним из самых сложных с точки зрения таможенного оформления, временных, сервисных и финансовых затрат, требований к таре, хранению, страхованию, правовому сопровождению перевозимых предметов искусства, но и сопровождается большим количеством рисков. Несмотря на это эффективность проведения подобных выставок как для страны- организатора, так и для стран-партнеров очень высока. Это выражается в наглядном оживлении экономики, более того многие страны рассматривают международные выставки, как наиболее быстрый и эффективный путь повышения собственного престижа в мире [2]. В дополнение можно указать, что проведение международных выставок является совершенным методом сохранения и прославления культурного наследия народов и стран.
Определение икатегории культурных ценностей
Для дальнейшего анализа процесса международной перевозки выставок музейного искусства необходимо определить, что именно требуется перевозить. В данном случае объектом перевозки будут выступать культурные ценности различных категорий. Под культурной ценностью понимают предмет религиозного или светского характера имеющий значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [3]. Выделяют следующие категории культурных ценностей [4]:
‒ Исторические ценности.
‒ Археологические предметы [5].
‒ Художественные ценности (Картины и рисунки ручной работы; Оригинальные скульптурные произведения; Оригинальные художественные композиции; Старинные книги, Старинные рукописи, Монеты, Ордена и т. д.).
‒ Другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Также необходимо отметить, что существует особая категория ценностей, не подлежащих к вывозу, так как они либо относятся в соответствии с действующим Законодательством к “особо ценным”, либо внесены в охранные списки и реестры Государства.
Организация международной перевозки культурных ценностей. Вслучае, когда речь идет об организации международной выставки музеями, архивами или иными государственными хранилищами, подразумевается временный вывоз или ввоз культурных ценностей. Из этого следуют правила подготовки необходимой документации, официально оформленные в Законе Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Таможенное оформление. Первый этап подготовки к перевозке — проведение обязательной экспертизы без которой, дальнейшие действия не могут быть осуществлены. После того, как результаты экспертизы получены, они вместе с ходатайством о временном вывозе подаются в государственные органы, определенные настоящим Законом. Важно отметить, что решение о временном вывозе культурной ценности может быть принято только с согласия Министерства культуры Российской Федерации, Государственной архивной службы России или соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, ходатайствующее о временном вывозе культурных ценностей.
После официального приема ходатайства, в течении 3ех месяцев будет оглашено решение. Затем, в случае если получено разрешение на перевозку, оформляется свидетельство на право временного вывоза культурной ценности. Этот документ и будет служить основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границы [4].
Выбор транспорта, тары искладов. Выбор транспорта для перевозки культурных ценностей напрямую зависит от маршрута и от категории перевозимых грузов. Ниже проведена сравнительная характеристика транспорта [6,7]. В качестве характеристики груза было взято понятие “хрупкий”, поскольку все перевозки культурных ценностей требуют особо бережного и аккуратного обращения.
Перевозка хрупких грузов
Вид транспорта |
Преимущества |
Недостатки |
1. Автомобильный |
Независимость от погодных условий; Сравнительно высокая скорость доставки |
Высокая стоимость перевозки на дальние расстояния; Зависимость от состояния дорог (дабы снизить риск повреждения “хрупкого” груза необходимо полагаться не только на тару) |
2. Железнодорожный |
Надежность;Сравнительно высокая скорость доставки; Высокая провозная способность;Независимость от погодных условий. |
Необходимость использования дополнительных видов транспорта от ж/д станции до складов/места назначения |
3. Морской |
Высокая провозная способность |
Зависимость от погодных условий Необходимость использования дополнительных видов транспорта от порта до складов/места назначения |
4. Речной |
Высокая провозная способность; Низкие затраты на организацию перевозок |
Дальность перевозки (из-за извилистости рек) Необходимость использования дополнительных видов транспорта от порта до складов/места назначения |
5. Воздушный |
Высокая скорость доставки |
Высокая стоимость перевозки; Зависимость от погодных условий Необходимость использования дополнительных видов транспорта от аэропорта до складов/места назначения |
Проанализировав данные таблицы и принимая во внимание необходимость снизить затраты непосредственно на перевозку, поскольку страхование культурных ценностей требует немалых затрат, а также необходимость точно рассчитать временные затраты на перевозку, так как для оформления свидетельства о временной перевозке культурных ценностей необходимо указать точные даты их вывоза и ввоза можно сделать вывод, что наиболее эффективным видом транспорта для грузов данной специфики будет Железнодорожный. (Выбор может быть изменен в зависимости от маршрута). При перемещении ценностей между государствами через границы государств следует использовать международные транспортные коридоры, эффективные технологии и методы трансграничной логистики, а также потенциальные возможности международных товаропроводящих сетей [8–10].
Выбирая тару, необходимо также ориентироваться на специфику перевозимого груза. В данном случае оптимальным вариантом будут авиационные контейнеры. Они являются самым надежным видом упаковки груза и используются в основном на пассажирских самолетах. Ответственность за его упаковку берет грузоотправитель. У таких контейнеров должны присутствовать специальные карманы для сопроводительных документов. Основание такого контейнера выполнено с учетом транспортировочного перемещения и использования наземных механизированных приспособлений для поднятия. Авиационный контейнер рассчитан на температурный режим от -60 до + 60 градусов по Цельсию, что идеально подходит для перевозки культурных ценностей, хранение которых требует соблюдение особого температурного режима. Перевозка грузов, упаковка такого рода, является самым надежным, поскольку люки контейнеров оснащены быстродействующими затворами. После загрузки люк пломбируется, таким образом гарантируя полную неприкосновенность и сохранность содержимого.
В качестве оптимального склада следует ориентироваться на обязательное наличие возможности регулирования температурного режима, наличие систем вентиляции и кондиционирования, качественной системы безопасности, приветствуется наличие собственных погрузочно-разгрузочных конструкций. Под вышеуказанные требования подходят склады классов B+; A; A+.
Данная работа выполнена в соответствии с планами научных школ кафедры логистики ГУУ, г. Москва [11].
Литература:
- Волшебство в Хрустальном дворце: (150 лет со дня открытия первой Всемирной выставки достижений науки и культуры) // Знаменательные даты. 2001: Универсальный иллюстрированный календарь... — Ульяновск, 2001.- С 203.
- Быстров Ю. Выставки — инструмент маркетинга / Ю. Быстров, Е. Молчановский, В. Секерин // Маркетинг.- 2005.- № 3.- С. 64–71.
- Закон РФ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ // СЗ РФ.1996. № 22. ст. 2591.
- Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями от 2 ноября 2004 г.)
- Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
- Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б. А.; Родкина Т. А.; Волочиенко В. А.; Заичкин Н. И.; Межевов А. Д.; Федоров Л. С.; Вайн В. М.; Воронов В. И.; Водянова В. В.; Гапонова М. А.; Ермаков И. А.; Ефимова В. В.; Кравченко М. В.; Серова С. Ю.; Серышев Р. В.; Филиппов Е. Е.; Пузанова И. А.; Учирова М. Ю.; Рудая И. Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
- Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б. А., Вайн В. М., Водянова В. В., Воронов В. И., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Заичкин Н. И., Кравченко М. В., Пузанова И. А., Родкина Т. А., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Федоров Л. С. Учебное пособие / Москва, 2014.
- Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20–28.
- Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана [текст]: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент» — 080200 / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2013. -173 с.
- Ермаков И.А, Филиппов Е.Е, Белова С. С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71–75.