До середины прошлого века, дети и подростки проводили много свободного время вместе с взрослыми, наблюдая за их привычками и — деятельностью.Таким образом, они приобретали необходимые навыки и умения, помогающие им в дальнейшей социализации.Родители, старшие братья и сестры, близкие, отношения межу членами семьи были очень важным фактором подражания для детей и подростков.После промышленной революции и роста технологий все изменилось.К сожалению, изменилось не только качество жизни людей, но существенно отразилось на их социальном поведении.Наиболее сильное воздействие оказывают средства массовой информации.
Известно, что телевидение появилось в Соединенных Штатах Америки в 40-ыхгодах.Сегодня телевидение составляет неотъемлемую часть жизни для практически всех людей, являясь важной частью их жизни, независимо от их финансового, социального и культурного уровня.
Революционные изменения в «мире телевидения», произошедшие в конце 80-х. Они привели к серьезным изменениям в процессе социальной интеграции, в качестве повседневной жизни, следовательно, и в привычках, нравах и поведении подростков, как получателей информации.Кроме того, молодые люди очарованы сочетанием творчества и технологий, применяемых на телевидении. Хотя порой, на взгляд состоявшегося человека, весьма условного и посредственного качества.Для многих молодых людей деятельность в средствах массовой информации — и особенно на телевидении–это верхняя ступень их карьерных устремлений.Телевидение имеет высокий психологический и образовательный потенциал.Таким образом, складывается мнение, что «телевидение является столь же великим изобретением, как и письмо».
- Будущее телевидения ителевизионной рекламы.
Телевидение преобразовалось сегодня из «фактора культуры» в «фактор экономики и политики».Люди и общество в будущем будут всё больше подвергаться воздействию СМИ и рекламы, чем раньше.Телевидение становится все более «эталонной моделью» для прогресса и положительного развития личности. Многие события свидетельствуют о том, что в будущем будет не меньше, а значительно больше рекламы и рекламных сообщений в «мировой и повседневной культуры», как результат больше новых программ финансируемых рекламодателями, рекламных трюков.
Проблема с телевидением началось, когда оно оставило свою воспитательную и развивающую функцию и приобрело коммерческий и пропагандистский характер. Сегодня негативные аспекты перевешивают.
Но давайте посмотрим кратко, какие негативные последствия оказывает телевидение на подрастающее поколение.
- Телевидение остается СМИ №1
Хотя молодые люди используют много и различных средств массовой информации (интернет, радио, пресса, и т. д.), остается тем временем, телевидение под первым номером. Опрос в профессиональном учебном заведении, показал, молодые люди проводят свое свободное время в основном перед телевизором, таким образом, едва ли находя время для других видов досуга, таких как спорт или встречи с друзьями.Следующая статистика показывает предпочтительный досуг и времяпрепровождение 15–19-летнего российского подростка:
– Телевидение 78 %
– Компьютеры / Видео Игры56 %
– чтение (книги, газеты и т. п.) 29 %
– Радио 29 %
– гулять на улице28 %
– Спорт 24 %
– Чтение (книги) 21 %
В следующей таблице показано время ежедневного просмотра телевизора различных возрастных групп.
|
Продолжительность просмотра (мин.) |
Общие сведения |
127 |
15–16лет |
145 |
17–18лет |
129 |
19–20лет |
109 |
В среднем наши подростки и молодёжь, два года своей жизни день и ночь смотрят телевизор и причём с таким вниманием, которому учителя могут только позавидовать.
Влияние телевидения очень большое и последствия могут быть очень опасны.Когда дети смотрят телевизор в течение нескольких часов, они упускают возможность участвовать в других мероприятиях, которые могут быть очень важны для их личного развития в долгосрочной перспективе.
- Телевидение инасилие
Многие исследования, которые имели место в Соединенных Штатах Америки в 90-х, пришли к выводу, что у подростков, которые много смотрят телевизор, увеличивается агрессия и нарушается развитие.Все это опасно, но есть что-то, что еще более опасно: ложь.Дети смотрят на телевидение в качестве достоверного источника информации.Но это не всегда так.Телевизионные трансляции часто ошибочные, ложные и несут заведомо недостоверную информацию, которая не имеет ничего общего с реальностью.Телевизионная реальность становится единственной реальной действительность.
Большая научно-исследовательская работа, которую провели ЮНЕСКО и Утрехтский университет ещё в далёком 1997 году, в таких странах как Ангола, Аргентина, Армения, Бразилия, Канада, Коста-Рика, Хорватия, Египет, Германия, Индия, Япония, Мавритания, Нидерланды, Перу, Филиппины, Катар, Южная Африка, Испания, Того и Украина, показала, что телевидение порождает не только насилие, но также приводит к:
– повышенной тревоге;
– нарастающей десоциализации;
– повышению глобальной культуры агрессии;
– скудности речи;
– снижению грамотности в чтении;
– увеличению неграмотности;
– нежеланию читать;
– отсутствию политической воли, чтобы принять участие в жизни государства;
– политической апатии.
«Американская академия педиатрии» пишет в докладе 2000 года [1]:
– американский подросток «потребляет» — вольно или невольно — в возрасте до 12 лет 8000 убийств и до своего 18-летия 200000 сцены насилия;
– Сцен насилия в выходные в 10 раз больше, чем за неделю. Есть 3–5 сцены насилия каждый час в любой обычный день и от 40 до 50 сцены насилия в час в субботу и воскресенье;
– Насилие по ТВ особенно опасно для детей в возрасте до 8 лет, потому, что они не способны различить вымысел и фантазию от реальности.Сцены насилия могут травмировать этих детей;
– Телевидение часто не показывает результаты насилия.Это можно наблюдать в некоторых мультсериалах.Таким образом, дети учатся тому, что насильственные преступления не влекут никаких или же имеют минимальные последствия.
Насилие на телевидении приводит к:
– повышению агрессии и антисоциальному поведению;
– увеличению страха самому оказаться жертвой насилия;
– отсутствию сострадания к жертвам насилия;
– повышению желания насилия в реальной жизни.
Исследования показали, что длительное «потребление» насилия, ведёт к изменению поведения на уровне подсознания, а так же все это не может не сказаться на психике, а значит, у поклонника сериалов и телепередач может развиваться склонность к насилию. Как следствие, это ведёт к антисоциальному поведению, снижению эмпатии, деградации нравственного уровня развития, политическому радикализму, в частности правому экстремизму.
Телевидение оказывает такое огромное влияние на детей и молодых людей, потому что институты, которые должны реализовывать молодёжную политику государства, не охватывают в полном объёме молодёжь, как социальный пласт.
Семья и школа являются факторами, которые могут контролировать это влияние.Но, часто они не проявляют никакого интереса, или же не могут вовремя вмешаться. Детям ничего не остаётся, как самостоятельно попытаться понять медиапространство, а через него и окружающий мир.
Телевидение не в состоянии привить ребёнку общечеловеческие ценности, правила социального поведения, а также другие важные аспекты развития личности или научить их, как они должны взрослеть.Оно предлагает развлечения и развлечения иногда хорошие, местами познавательные.Оно также может передавать информацию, и это позитивная сторона.Тем не менее, телевидение это не та среда, которая передаёт молодым людям всё необходимое для нравственного развития личности.Это мы должны признать, и вмешаться в этот вопрос.
- Медиаграмотность является ключевой компетенцией винформационном пространстве.
Проблемы современного индустриально- информационного общества нельзя решить лишь научно-техническими средствами, они должны быть рассмотрены с социально-культурной позиции.Увеличивающиеся предложения средств массовой информации на рынке развлечений и медиапривычки несовершеннолетних с одной стороны, их политическая воля и способность интегрироваться в демократической системе с другой стороны, находятся во взаимозависимости и хрупком балансе.
Не только перед школьным образованием, педагогикой и дидактикой стоит задача противостоять «СМИ революции» и «рекламному буму». Продвижение «медиаграмотности» является центральной задачей средств массовой информации и информационного сообщества, для обеспечения самоорганизации способности людей и функционирования общества и экономики в будущем.
Развитие телевидения — и его воздействие–на социальное и политическое поведение, на данном этапе ощутимей, чем раньше.Демократическое общество должно опираться не только на формирование практических, профессиональных навыков, но и способствовать «политической и идеологической компетентности» своих «граждан, а не перекладывать эти функции, оставляя их на совести «свободного рынка».
Литература:
- Американская академия педиатрии (1998), Три года исследование документов о природе телевизионного насилия, Вашингтон 1998.