Выявление наиболее продуктивных способов словообразования программистских и IT – терминов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ботнарь, О. Ю. Выявление наиболее продуктивных способов словообразования программистских и IT – терминов / О. Ю. Ботнарь, Д. О. Ермакова, В. Н. Алёщенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.4 (113.4). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29346/ (дата обращения: 17.10.2024).



Процесс развития компьютерной науки и техники столь стремителен, что язык постоянно пополняется новыми терминами, постепенно освобождаясь от устаревших и часто изменяя значения уже сложившихся терминов.Появление новых слов в языке называется словообразованием. Существует несколько определений словообразования, и наиболее общим определением являетсяобразование новых слов при помощи приставок, сложения оснований или слов, суффиксов, конверсии, изменения ударения, чередования звуков.А.И.Смирницкий, О.С.Ахманова, К.А.Левковская, В.В.Колесов дают следующее определение – «Словообразование – раздел лексикологии: словопроизводство является главным источником пополнения словарного состава языка, а словообразовательные морфемы (корни, приставки, суффиксы) входят в состав основы слова, оформляющей лексическое значение слова (и др.)» [1].

Для выявления наиболее продуктивных способов словообразования программистских и IT-терминов нами был проанализирован англо-русский и русско-английский словарь компьютерной лексики, в котором зафиксировано около 14 тыс. слов [2].

В английском языке выделяют такие способы образования слов как префиксация и суффиксация, словосложение, конверсия, аббревиация, усечение, сокращение, изменение ударения, чередования звуков, телескопные слова (словослияние).

В ходе работы нами были рассмотрены следующие способы словообразования

  1. Префиксация (англ. prefixion)– это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения приставки. Присоединение происходит к целому производящему слову, поэтому данный способ словообразования действует только в рамках одной части речи [3]. Приставка является значимой частью слова и имеет сильное влияние на лексическое значение слова, но не меняет его. В английском языке сильно развито как именное префиксальное образование слов, так и глагольное.

Таблица 1

Примеры префиксации в образовании программистских и IT- терминах

Префикс

Значение

Пример

Перевод

Кол-во слов

Un-

отрицание, противоположное значение

unrecoverableerror

критическая, ошибка

3

Dis-

disadvantage

недостаток

2

De-

decode

раскодировать

2

Anti-

antivirus

антивирус

1

Non-

non-executive

невыполнимый

1

Im-

imbalance

несоответствие

1

In-

inactive

неактивный

4

Il-

illogical

нелогичный

1

Ir-

irrational

иррациональный

1

A-

abate

уменьшать

1

Over-

очень, чрезмерно, сверх

overestimate

переоценивать

1

Super-

supervision

контроль

1

Ultra-

ultra-large

сверхбольшой

1

Post-

после

postscriptum

постскриптум

1

Co-

взаимно

cohere

быть связаным

5

Pre-

перед

pregame

доигровой

3

Auto-

автоматический

autofill

автозаполнение

4

Sub-

под

subsystem

подсистема

3

Semi-

полу-, половина

semiconductor

полупроводник

6

Re-

заново

reboot

перезагружать

6

Multi-

много, мульти-

multicolor

многоцветность

2

Нами было проанализировано 50 слов, образованных при помощи префиксации. Следует отметить, что приставки в английском языке могут объединяться в группы, имеющие схожий оттенок значения. К наиболее продуктивным приставкам относятся re- (в значении «заново»), semi- («полу», «наполовину»), co- («взаимно», «совместно»),in – (отрицание, противоположное значение),auto–(автоматический).

2. Суффиксация(англ. suffixion)один из основных способов словообразования, при котором производимое слово образуется при присоединении к производящей основе суффикса, однако, существуют редкие случаи, когда суффикс присоединяется к целому слову, а не к основе. При суффиксации могу наблюдаться морфологические явления, такие как усечение производящей основы, чередование фонем, наложение морфов и интерфиксация. Также производящее и производимое слово могут относиться к одной части речи, а могут быть разными частями речи.

Таблица 2

Примеры суффиксации в образовании программистских и IT- терминах

Суффикс

Значение

Пример

Перевод

Кол-во слов

-ify

(от прил.) производить в действие или сделать(ся) таким, как обозначено основой

bogotify

дезорганизовать

8

-ate

подвергать воздействию

boilerplate

болванка

9

-ize/-ise

выполнять действие, связанное с исходным словом

modernize/ise

модернизировать

11

-cy/acy

состояние, качество

inaccuracy

Погрешность

неточность

7

-ee

лицо, на которое направлено действие

addressee

адресат

4

-ence/

-ency

процесс или результат действия, состояние, качество

transparency

прозрачность

13

-er/or/ar

лицо, совершающее действие

controller

контроллер

26

-ese

национальность, род занятий

hackerese

язык хакеров, программистский жаргон

13

-hood

состояние, степень отношений

masterhood

мастерство, высокая степень умения

3

-ibility

состояние, качество

reachability

достижимость

7

-ing

действие в процессе

encoding

кодирование

18

-ion/tion

действие, процесс

robotization

автоматизация

17

-ism

качество; общественное, политическое, научное движение

monochromaticism

монохромность

11

-ment

действие, результат действия

replacement

замещение

8

-less

отсутствие

cordless

беспроводной

13

-ship

состояние, положение; связь между людьми

authorship

авторство

6

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что в ходе работы нами было проанализировано 174 слова, образованных при помощи суффиксации, однако, следует отметить, что при образовании программистских терминов используются не все суффиксы словообразования. Наиболее употребимыми суффиксами в данной выборке являются суффикс лица, совершающего действие / профессии (--er/or/ar), суффикс процесса действия (-ing).

3. Словосложение – это объединение двух слов или основ. Эти получившиеся слова пишутся либо слитно, либо через дефис [5]. В программистской терминологии достаточно большое количество слов образовано при помощи словосложения, при анализе словаря нами было обнаружено 54 слова (network – сеть,broadcast - трансляция, keyboard – клавиатура, mainframe – базовый блок, clipboard – буфер обмена).

4. Следующим важным способом словообразования терминов является аббревиация – сокращение, изложение слов начальными буквами. Нами было отобрано 49 аббревиатур, среди которыхPC – Personal Computer (персональный компьютер), GPS – Global Position System (общая система позиционирования), DNA – Direct Network Attach (сеть прямой дистрибуции) и др.

В ходе выборки из словаря нами было отобрано 327 слов, образованных различными способами словообразования, среди которых префиксация, суффиксация, словосложение и аббревиация. При помощи префиксации было образовано 15,2% от общей выборки, при помощи суффиксации – 53% слов, при помощи словосложения – 16,5% слов и при помощи аббревиации – 14,9% слов. Согласно полученным данным мы можем сделать вывод о том, что суффиксация по сравнения с другими проанализированными нами способами словообразования является наиболее продуктивной в образовании программистских и IT-терминах. Знание значение корня слова и наличие представления о лексическом значении, который несет в себе приставка или суффикс, дает нам возможность понять незнакомые слова при переводе, а также самостоятельно образовывать необходимые производные слова. Знание способов словообразования остается важным аспектом при изучении любого языка. В английском языке данный раздел языка является особо важным, так как он тесно связан с такими разделами языка как грамматика, лексика и морфология.

Литература:

  1. Теоретические проблемы русского словообразования [ Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http://old.kpfu.ru/f10/publications/2007/nikolaev/teoret.pdf
  2. Мизинина И.Н., Мизинина А.И. Англо-русский и русско-английский словарь компьютерной лексики. — М.: ОЛМА-Пресс Образование, 2004. — 694 с.
  3. Префиксация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lingvotech.com/prefixac
  4. Способы образования слов в английском языке[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://study-english.info/wordbuilding.php
  5. Словообразование в английском языке: значения приставок и суффиксов[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://langformula.ru/slovoobrazovanie-v-anglijskom-yazyke/
  6. Шидловская. С.Н. Английское словообразование = EnglishWordFormation: пособие для подготовки к централизованному тестированию и экзамену/ С.Н. Шидловская. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 432с.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, английский язык, способ словообразования, часть речи, DNA, GPS, изменение ударения, лексическое значение слова, помощь префиксации, противоположное значение.


Похожие статьи

Выявление наиболее продуктивного способа словообразования туристских терминов

Внедрение современных методов автоматизированного тезауруса в учебно-информационный процесс

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей

Модель организации поисковой активности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

Партисипативный подход как одна из составляющих теоретико-методического инструментария формирования медиакомпетенции студентов вузов

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Составление модульных разветвленных рабочих программ дисциплин как условие для оптимального проектирования индивидуального образовательного маршрута студентов

Теоретические предпосылки исследования словообразовательной креативности в медийном дискурсе

Специфика и виды информационно-рекламных источников в профориентационной работе вузов

Похожие статьи

Выявление наиболее продуктивного способа словообразования туристских терминов

Внедрение современных методов автоматизированного тезауруса в учебно-информационный процесс

Возможность моделирования дефиниций категории «воспитание» в структуре изучения ее феноменологических особенностей

Модель организации поисковой активности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

Партисипативный подход как одна из составляющих теоретико-методического инструментария формирования медиакомпетенции студентов вузов

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Составление модульных разветвленных рабочих программ дисциплин как условие для оптимального проектирования индивидуального образовательного маршрута студентов

Теоретические предпосылки исследования словообразовательной креативности в медийном дискурсе

Специфика и виды информационно-рекламных источников в профориентационной работе вузов

Задать вопрос