Влияние социальных сетей на мировоззрение студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Реснянская, М. А. Влияние социальных сетей на мировоззрение студентов / М. А. Реснянская, С. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.4 (113.4). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29349/ (дата обращения: 17.10.2024).



Интернет прочно вошёл в жизнь современной молодёжи. Сегодня многие пользователи уделяют огромное значение популярным социальным сетям. Подобные веб-сайты имеют много сторонников, но и немало противников. Каждые, из которых приводят массу доводов в пользу своей точки зрения.Особенно виртуальный мир является на данный момент привлекательным в глазах молодых людей. В социальных сетях они могут не только делиться своимиэмоциями и переживаниями, вступать в группы по интересам, но также здесь есть возможность самовыражения и знакомства с новыми людьми и т.д. Также стоит отметить, что важной особенностью посещения социальных сообществ молодыми людьми является общение с друзьями, знакомыми и родственниками; знакомство со своими сверстниками, потребность в самовыражении собственнойличности. Пользователи находят здесь моральную отдушину, закрываясь от внешнего мира. Например, в настоящее время в России за 2015 год социальную сеть «Вконтакте» ежедневно посещает более 54,6 млн. пользователей, «Одноклассники» – 40 млн. пользователей, в «Facebook» заходят 24,2 млн. человек [1].

Существуют не только преимущества социальных сетей, ноесть и недостатки. Чаще всего Интернет сообщества заменяют реальное общение виртуальным. Многие люди даже приукрашивают свои личные качества во время знакомства в социальных сетях. Человек закрываясь от проблем внешнего мира, погружается в виртуальный мир. Этот феномен называется «одиночество в толпе». То есть, человек не общаясь с реальными людьми, постоянно находится наедине с компьютером, что не может не сказаться на психике. Он начинает отказываться от любимых увлечений, появляются пропуски в университете, теряется много свободного времени, которое могло быть использовано на что-то более полезное, например, на занятие спортом, на живое общение с друзьями, семьёй. Это влечет за собой зависимость, которая может оказать влияние на психологическое и физическое здоровье молодых людей.

Под влиянием окружающей среды, в процессе воспитания происходит социализация молодого человека, формируется его мировоззрение [5]. В мире всё более усиливающее влияние оказывают средства массовой информации, особенно интернет. Несформировавшееся мировоззрение молодого человека испытывает на себя два мощных потока позитивной и негативной информации.

В социальные сети ежедневно выкладываетсяогромное количество видео, музыки, фильмов, среди которых можно встретить редкие и ценные образцы на любой вкус. Кроме того, молодежь, которая занимается различной творческой деятельностью, способна отыскать себе круг людей по своим интересам с целью совершенствования и развития своего мастерства.

К числу отрицательных последствий на мировоззрениеподростков можно отнести упрощенное общение. Бездушные смайлики заменяют эмоции и чувства, теряется живое общение, появляются различные молодежные слэнги; сокращаются слова, где пропадает вся красочность слов. Также большим минусом будет являться то, что интернет, и в частности социальные сети, наводнили пестрящие надписи, слоганы, картинки и фильмы, пропагандирующие пошлость, глупость и насилие. Молодые люди, каждый день сталкиваются с множеством грубой и нецензурной информации. То есть, на подсознательном уровне программируется аморальное и жестокое поведение, которое становится естественным. У молодежи формируются в сознании фальшивые ценности, границы совести, доброты, порядочности и чести сужаются или отходят на второй план [2]. Многих людей агитируют в различные сообщества, секты, клубы самоубийц. Из-за этого многие семьи теряют своих близких, в особенности детей. Это вполне благополучные дети из хороших семей. Но каждая ссора с близким человеком или непонимание своего ребенка родителями является ранимой частью для человека. Поэтому участники этих сект и клубов толкают людей, находящихся в сложной ситуации, к смерти или предлагают вступить в их сообщество. Десятки сайтов предлагают отчаявшимся в жизни людям подробные инструкции по способам самоубийства как быстро и безболезненно убить себя. Например, те люди, которые уже пытались убить себя, подробно рассказывают и делятся своим опытом. Также можно в таких клубах найти себе партнера для совершения самоубийства. Все участники анонимны, кода кто-то из них перестает выходить на связь, то уже никто не знает, жив или мертв этот человек. Участники же других сект, например связанных с религией, также вербуют молодых людей присоединиться к ним, якобы им там будет намного лучше, уводят их от семьи, навязывают им свое мнение и ценности. Многие люди, завербованные такими сектами, отдают им все свои деньги, квартиры, вплоть до того, что остаются ни с чем.

Таким образом, в современных условиях необходимы меры в рамках проводимой государственной молодежной политики по развитию духа патриотизма, возвращению высоких культурных и духовных ценностей, повышению значимости семьи и т.д. Оченьважно предпринимать такие меры, которые будут предотвращать появление компьютерной зависимости у молодых людей, способствующие формированию ценностного отношения к своему здоровью. Если не будут приниматься перечисленные меры, то зависимость людей может превратиться в манию[3].

В рамках обозначенной проблемы авторами было проведено социологическое исследование на тему: «Влияние социальных сетей на мировоззрение студентов» на примерефилиала Владивостокского Государственного университета экономики и сервиса г. Артём.

В исследовании приняли участие студенты 1–3курсов в возрасте от 18 до 21года. Для исследования была использованаанкета, которая состояла из 15 вопросов. Количество опрошенныхстудентов – 63 человека. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство студентов (82%) посещают социальные сети от одного до нескольких раз в день, 16% опрошенных посещают 2-3 раза в неделю и 2% - один раз в неделю.

Главными мотивами для использования социальных сетей студентами являются поиск новых друзей и общение с ними,прослушивание музыки и просмотрновостей. Интересен тот факт, что лишь 23% студентов посещают интернет при подготовке к домашним заданиям по изучаемым предметам, это приводит к выводу, что познавательная активность современной молодежи, нацеленная на учебный процесс, значительно снижается. Большинство (64%) опрошенных признают, что использование социальных сетей помогает им в общении с друзьями, знакомыми, в личной жизни, в поиске групп по интересам; 22% опрошенных утверждают, что социальные сети не повлияли на их образ жизни; и лишь 8% признали, что социальные сети отнимают почти все свободное время; а у 6% появилась зависимость от посещения социальных сетей. Также 32% студентов ответили, что смогли бы отказаться от посещения социальных сетей, а 68% не представляют без них свою жизнь.На взгляд авторов объясняется это в первую очередь социально-психологическими факторами, препятствующими в обыкновенном житейском общении, такими как стеснительность, переходящая в замкнутость, неприятие собственной личности другими сверстниками, проблемные отношения внутри семьи, разочарование в окружающем мире, непонимание и отвержение навязанных ценностей т.д. Вместе с тем, 59% респондентов предпочли общению в интернете реальное общение с друзьями, знакомыми и родственниками, при этом 32% выбрали общение в интернете и 9%- затрудняются с выбором. Оценивая влияние информационного потока на мировоззрение студентов, 47% респондентов считают, что интернет формируют позитивные ценности, при этом 29% указывают на формирование негативных ценностей и 24% отмечают нейтральные тенденции. Абсолютно доверяют источнику информации лишь 11% опрошенных. Просмотр определенных сайтов и порталов не только не вызывает доверие молодежи, но и формирует ощущение реальной угрозы – так считают 73% респондентов, предлагают ввести ограничения на вход в определенные сайты – 48%, и разработать защитный законодательный механизм – 23%. Однако при этом за свободное интернет-пространство высказалось 16% респондентов.

Подводя итог, важно заметить, что благодаря общению молодые люди получают неоценимый жизненный опыт, способствующий формированию межличностных отношений. Вместе с тем, в случае, если опыт реального или виртуального общения носит негативный характер, перерастая из доброжелательных отношений в конфликты или вражду (а таких случаев в интернет-сетях тоже немало), общение может стать причиной отрицательных изменений в поведении, формировании неадекватной самооценки. Возникновению трудностей в различных ситуациях взаимодействия.

Литература:

  1. Самые популярные сети в России 2015 // Pro SMM. URL: http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2015/ (дата обращения: 02.03.2015)
  2. Чем опасны социальные сети // Вконтакте. URL: http://yavkontakte.ru/chem-opasny-socialnye-seti.html
  3. Как справиться с компьютерной зависимостью // Либрусек. URL: http://loksakeskus.org/wp-content/uploads/2013/11/Kniga-o-zavisimosti.pdf
  4. Польза и вред социальных сетей // Авер. URL: http://aver.ru/interesno/polza-i-vred-socialnyh-setey/
  5. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество
    Голикова С.В., Горева О.М., Гурьянова И.В., Кабахидзе К.Л., Козлова Н.С., Купряшкин И.В., Лепешев Д.В., Осипова Л.Б., Пустошинская О.С., Пушкина И.М., Царева Н.А., Шестак О.И., Шилова Н.Н. - Новосибирск, 2014. Книга 22. – 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сеть, виртуальный мир, внешний мир, живое общение, интернет, молодой человек, общение, реальное общение, свободное время, современная молодежь.


Задать вопрос