Особенности девиантной социализации несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мамедова, А. М. Особенности девиантной социализации несовершеннолетних / А. М. Мамедова, М. В. Кенсаринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.4 (113.4). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29365/ (дата обращения: 18.12.2024).



В условиях социальной нестабильности поведение людей часто находится вне ординарных рамок, имеет тенденцию к отклонению от стандартов и становится все менее предсказуемым. Такое поведение может рассматриваться как потенциальная угроза социальному порядку. Молодежная среда, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Личность еще не достаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил [7]. Тревожным сигналом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющийся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения [3, с. 5]. Девиа́нтное или отклоняющееся поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, распространённых и устоявшихся норм в сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя [4].

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией. Она охватывает все процессы: обучения и воспитания, приобщения к культурным ценностям при помощи этого личность приобретает социальную природу и способность к взаимодействию с социумом [2]. Нейл Дж. Смелзер выдающийся американский социолог, определил три фактора для успешной социализации: ожидания, изменения поведения и стремление для соответствия этим ожиданием. Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои. Проявлением этих сбоев и является негативное или девиантное поведение.

Социализация это сложный и объемный процесс, который находится на стыке таких наук как педагогических, психологических, политологических, биологических, криминологических. И у каждой из данных наук есть свои направления в решении проблемы социализации личности. Девиантное поведение современной молодежи становится актуальной социально-педагогической и психологической проблемой нашего общества. Все больше научных деятелей рассматривают причины девиантного поведения с различных точек зрения: Попов В.А., Паатов М.Э., Шульга М.Л., Соколова С.Л., Санникова А.Л., Редькина Л.В., Белобородова Н.С и др. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически,человеккак существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её [7]. Достаточно сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, а именно в период с 13 и до 17 лет в связи с тем, что происходят физиологические изменения в организме, а также в сознании человека. Повышается уровень психологического развития человека, меняется не только содержание, но и формы дружеских, любовных и враждебных связей. На подростка огромное влияние оказывает микро и макро среда, а так же различные социальные институты.

Агенты социализации – это социальные институты, отдельные группы и люди, способствующие социализации личности человека. Первый агент социализации и на наш взгляд самый важный это семья. Часто подростки неудовлетворенны взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы "отцов и детей", которая заключается в большом разрыве между поколениями. Люди даже с небольшой разницей в возрасте редко имеют одинаковые взгляды на жизнь, а тем более родители и дети. Данная ситуация проявляется в нестабильности положения ребенка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, должного внимания к ребёнку, злоупотребление алкоголем со стороны родителей и грубое отношение к детям. Влияние на взаимоотношения в семье оказывает культ жестокости, который существует в нашем обществе. Физическое насилие по отношению к детям в семье может привести к серьезным нарушением физического, а также психического здоровья и отставания в возрастном развитии. Главная причина жестокого обращения с детьми алкоголизм родителей, а также нерешенные социально-бытовые проблемы взрослых, дети становятся помехой в решении проблем. Все большее количество детей растет в неполных семьях. По статистическим данным количество разводов в России составило:2010 год – 153 тысячи; 2011год – 669 тысяч; 2012 год – 642 тысячи; 2013 год – 667971тысяч; 2014 год – 669780 тысяч. Многие семьи «со спокойной душой» перекладывают воспитание детей на школу или на пожилых бабушек и дедушек. Увеличивается количество неблагополучных семей, где не только не занимаются воспитанием ребенка, но даже не создают ему элементарных условий для жизни и обучения. Другая причина девиантного поведения подростка в семье это гиперопека или чрезвычайная забота о детях, которая выражается в стремлении родителей окружать ребёнка повышенным вниманием и защитить его от мнимой опасности.

Вторым немало важным агентом социализации является школа. Согласно исследованию ВОЗ в России на каждые 100 тысяч смертей молодых людей приходится 16 случаев когда дети убивают детей. Буллинг – это эмоциональное и физическое школьное насилие. Психологи говорят о том что, очень часто приходится слышать от детей следующее «Одноклассник заставляет меня делать за него уроки и угрожает расправой»; «Сосед по парте после уроков в раздевалке бьёт меня, а я не умею драться»; «Девочки дразнят меня из-за немодной одежды, а мальчишки затаскивают в туалет и пристают»; «Я в этом классе новенькая, и никто из одноклассников хочет со мной дружить»; «Учительница при всём классе прочитала мою переписку с одноклассницей, и теперь все над нами смеются»; «Во время урока учительница бьёт меня по рукам линейкой, если я пишу не красиво». Участились в последнее время и случаи обращения за медицинской помощью детей- подростков с телесными повреждениями, нанесенными сверстниками.

К сожалению, от жестокого обращения не застрахован ни один ребёнок, но длительные наблюдения экспертов позволили определить группу риска, критерии которые помогают выявить детей, наиболее склонных оказаться жертвой школьного насилия. В первую очередь это дети с заболеваниями, для которых характерны физические недостатки, функциональные расстройства. Например, дети со сниженным слухом, с нарушением движений, что часто встречается при детском церебральном параличе, курносый нос, оттопыренные уши также могут стать причиной насмешек.

Следующий агент социализации это друзья и дворовые компании. Практически целый день подросток общается со своими сверстниками впитывая все события окружающей среды, и с увлечение играет в опасную игру, которая называется свобода. Авторитетом для подростка становятся не родители, а его ровесники, а иногда и личности старшей возрастной категории с которыми ему престижнее дружить. Подростки впитывает все события окружающей среды. Попадая в асоциальные группы, подросток начинает проявлять негативизм к окружающим, что впоследствии проявляется в девиантном поведении.

Средства массовой коммуникации и информации – воздействуют особенно на молодежь. Социальные роли, правила поведения и нормы усваиваются на основе кино, телевидения, радио, прессы, фильмов и пользование интернет пространством. Особую роль среди СМИ играет телевидение. Считается, что влияние телевидения на детей также велико как и семьи. Установлено, что дети в возрасте от 2 до 11 лет смотрят телепрограммы более 27 часов в неделю.По мнению некоторых исследователей, средства массовой информации лишь подкрепляют идеи, завоевавшие популярность – люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают, в первую очередь, те факты, которые подтверждают их мысли.По мнению других исследователей, телепередачи и другие средства массовой коммуникации оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряют девиантные формы поведения [5].

Девиантное поведение несовершеннолетних проявляются в различных формах: от повышенной конфликтности до совершения правонарушений. Растет уровень подростковой преступности:кражи и грабежи, употребления алкоголя и наркотиков.В основном подростки совершают имущественные преступления, но ипреступления связанные с употреблением токсических веществ инаркотиков.

Исследование факторов подростковых девиаций их влияния на возникновение и рост поведенческих отклонений в подростковой среде, а также состояния преступности несовершеннолетних позволяет сделать вывод что, отклоняющееся поведение подростков эта острая проблема современного российского общества, поскольку социальная девиация подрастающего поколения объективно препятствует общественной стабилизации, повышению уровня жизни и создает реальные возможности закрепления у подростков в будущем отклоняющихся форм поведения.

Литература:

1. Агенты социализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/agenty-socializacii.html( дата обращения 3. 09.2015).

2. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество
Голикова С.В., Горева О.М., Гурьянова И.В., Кабахидзе К.Л., Козлова Н.С., Купряшкин И.В., Лепешев Д.В., Осипова Л.Б., Пустошинская О.С., Пушкина И.М., Царева Н.А., Шестак О.И., Шилова Н.Н. - Новосибирск, 2014. Книга 22. – 248 с.

3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. М.,2001. 160 с.

4. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением : учеб.–метод. пособие /Под ред. М.И. Рожкова.М.,2001. 240 с.

5. Девиантное поведение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 13. 02. 2016).

6. Отклоняющееся поведение подростков как социальная проблема современного российского общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/otklonyayushcheesya-povedenie-podrostkov-kak-sotsialnaya-problema-sovremennogo-rossiiskogo(дата обращения 23. 3. 2016).

7. Социализация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 4.02.1016).

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, ребенок, агент социализации, подросток, процесс социализации, семья, жестокое обращение, массовая коммуникация, окружающая среда, Россия.


Задать вопрос