В статье рассматриваются вопросы, касающиеся ключевых проблем современных отечественных технопарковых структур, в первую очередь бизнес-инкубаторов и технопарков. Приведен анализ исследования ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»), выявлены необходимые мероприятия по совершенствованию инновационных процессов в России.
Российская Федерация установила переход к инновационному пути развития как стратегическую цель государственной политики в области развития науки и технологий, достижение которой является необходимым условием дальнейшей модернизации экономики и обеспечения конкурентоспособности отечественного производства. С 2006 г. на территории России действует комплексная правительственная программа«Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которую координирует министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Она была рассчитана на реализацию в течение 2006–2014 гг. и проходила в несколько этапов: от подготовки базовой инфраструктуры и привлечения ведущих мировых высокотехнологичных компаний для размещения своих производств в технопарках до непосредственного вывода технопарковых структур на проектную мощность с целью обеспечения модернизации отечественной экономики [1]. Первые итоги программы были представлены уже в 2014 г. на первом всероссийском Слете технопарков. В 2015 году по данным Минкомсвязи РФ на третий квартал было 12 построенных технопарков, введено в эксплуатацию 475 тыс. кв.м. площади и 843 компании-резидента технопарков, создано 19,5 тыс. высокопроизводительных рабочих мест в компаниях-резидентах. Суммарный объем выручки составил более 40 млрд. рублей [4].
Важную роль в развитии и регулировании инновационной экономики страны играет ОАО «Российская венчурная компания», созданная распоряжением Правительства РФ в 2006 г. Организация представляет собой государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в области построения национальной инновационной системы [2]. Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло двадцати двух (включая 2 фонда в зарубежной юрисдикции), их суммарный размер — 33 млрд. руб. Число одобренных к инвестированию фондами ОАО «РВК» инновационных компаний в 2016 году достигло 197. Совокупный объем одобренных к инвестированию средств — 17,9 млрд. руб. [3].
В 2014 г. ОАО «РВК» опубликовала результаты исследования, проведенного совместно с международной аудиторской компанией EY (ООО «Эрнст энд Янг») для анализа текущей ситуации в отечественной системе бизнес-инкубаторов и технопарков, путем проведения опросов и глубинных интервью руководителей, представителей, резидентов и инвесторов технопарковых структур России. В рамках анализа были охвачены все федеральные округа России, значительная часть спектра муниципальных образований (от городов-миллионников до небольших поселений). Кроме того, учитывались объекты исследования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, частные, а также созданные в рамках ВУЗов. Среди актуальных проблем, выявленных в ходе исследования, наиболее острыми являются проблемы, связанные с образованием и кадрами, инфраструктурой, спросом и инвестициями [3].
Первая группа проблем связана с тем, что и бизнес — инкубаторам, и технопаркам приходится оказывать значительную часть образовательных услуг исключительно силами своих сотрудников, которые, по вполне объективным причинам, не имеют достаточного опыта предпринимательской деятельности и знания философии эффективного менеджмента. Эксперты «РВК» отмечают также серьезный дефицит технических специалистов практически всех уровней квалификации и их высокую стоимость, которая, очевидно, ограничивает количество новых стартапов и возможности инкубаторов и технопарков в отношении найма обучающего персонала. В связи с этим, возникают трудности в установлении бизнес-контактов с иностранными инвесторами, что препятствует дальнейшему выходу предприятий на международный рынок. Среди предложенных мероприятий по решению указанной проблемы лидирующее место занимает идея о необходимости постоянного повышения квалификации персонала, с использованием как существующих разнообразных образовательных программ, так и передового международного опыта. Российским бизнес-инкубаторам целесообразно привлекать англоязычных специалистов, организовывать лекции, стажировки за рубеж при взаимодействии с иностранными ВУЗами. Необходимо также создание центров молодежного инновационного творчества, которые позволят поднять интерес школьников и студентов к техническому творчеству, привлекая их к решению реальных бизнес задач с использованием современного оборудования.
Следующий блок проблем в области отечественных технопарковых структур касается инфраструктуры. Решения, предлагаемые экспертами ОАО «РВК», касаются построения целенаправленного контакта с ведущими производителями программного обеспечения, которые могут в рамках своих мер поддержки предпринимательства предоставить необходимое программное обеспечение со скидкой. В качестве меры, которая в некоторой степени могла бы решить трудности, связанные с недостатком высокотехнологичного оборудования, лабораторных и производственных площадей в одних объектах и недозагрузки в других, высказывается идея о создании информационной системы высокотехнологичной инфраструктуры. Она позволяла бы резидентам находить необходимое им оборудование или помещения с минимальными затратами. Еще одной функцией такой программы станет эффективное распределение существующих ресурсов технопарковой структуры в целях роста бизнеса компаний-резидентов. По итогам анализа было также сформулировано предложение по созданию на территории бизнес-инкубаторов и технопарков частных инжиниринговых центров. Кроме всего прочего, экспертам представляется исключительно важным процесс выделения общественных зон и их последующее оснащение в соответствии с базовыми принципами создания комфортного и уютного пространства для проведения неформальных встреч.
Третье направление, на которое необходимо обратить внимание — низкий спрос на инновационную продукцию со стороны крупных и средних российских предприятий. Власти большинства регионов России не оказывают значительной поддержки резидентам инкубаторов и технопарков, что, в свою очередь, не мотивирует потенциальных заказчиков к сотрудничеству с руководством технопарковых структур. Предприниматели тратят свои основные силы на решение популярных и обсуждаемых вопросов, а в это время, задачи, действительно требующие решения, остаются без внимания (ввиду недостатка информации о реальных задачах).
Возможным решением может стать организация специальных мероприятий для общения резидентов с потенциальными покупателями их инновационных решений и, в целом, популяризация среди крупных российских компаний преимуществ сотрудничества с резидентами инкубаторов/технопарков по сравнению с компаниями, работающими за пределами таких структур. Для плодотворного развития бизнеса на глобальном рынке российские технопарковые структуры должны предоставлять своим резидентам возможности выхода на партнерские отношения с зарубежными объектами инновационной отрасли. Важнейшим инструментом для решения данной группы проблем может стать создание на федеральном уровне современной системы отслеживания и определения актуальных задач в различных отраслях промышленности. Такая система будет осуществлять постоянный мониторинг отечественных и мировых направлений развития в сфере высоких технологий с тем, чтобы повысить международный потенциал российских компаний.
Заключительная группа проблем современных технопарковых структур в России связана с недостатком инвестиций на ранних стадиях развития компаний. Инвесторы и венчурные фонды предпочитают вкладывать средства на более поздней стадии развития проекта, для того чтобы уменьшить возможные риски. В тоже время число предоставляемых грантов крайне мало и их размеры очень лимитированы. Трудность заключается в отсутствии опытного инвестора, который бы осуществлял направленную постоянную поддержку стартапа. Сегодня многие инвесторы просто не понимают специфики деятельности молодых компаний и ждут гарантированного быстрого дохода от своих вложений. Значительная их доля привыкла воспринимать компании-резиденты инкубаторов и технопарков как слабые компании, находящиеся в полной финансовой и технической зависимости от поддержки технопарковой структуры и грантов. Аналитики «РВК» предлагают создать региональные фонды и фонды при технопарковых структурах с использованием государственных средств, для того чтобы финансировать проекты на начальной стадии их формирования. Возможно также совместное инвестирование надежных резидентов с частными инвесторами (бизнес-ангелами), для снижения инвестиционных рисков. Высока вероятность того, что привлечение частных инвесторов может повысить эффективность капиталовложений за счет участия успешных предпринимателей в компаниях-объектах инвестиций. Бесспорно, необходимо ознакомить потенциальных бизнес-ангелов с особенностями создания и ведения инновационного бизнеса (например, использовать возможности онлайн — обучения). По мнению экспертов, эффективнее всего организовать данный образовательный процесс на федеральном уровне для максимально полного контроля качества. Для систематизации всех ресурсов, необходимых для финансовой поддержки инновационных проектов, целесообразно иметь в штате сотрудников бизнес-инкубатора/технопарка координатора по работе с органами власти. Наконец, следует в ближайшей перспективе сосредоточить внимание на создании системы ключевых показателей эффективности технопарков и инкубаторов, основанной на показателях успешности резидентов. Перечисленные меры позволят стимулировать руководство структур к более тщательному отбору проектов, привлечению необходимых экспертов, поиску возможностей предоставления качественных услуг, а также к реальному, а не формальному созданию такой системы поддержки, которая будет систематически содействовать развитию привлекательных для инвестирования компаний.
Анализ проведенного исследования установил, что для бизнес-инкубаторов и технопарков России существует комплекс ключевых проблем по ряду рассмотренных показателей, в том числе системного характера. Тем не менее, предложенные экспертами стратегические решения могут в будущем помочь преодолеть существующие сегодня барьеры для максимально эффективной работы отечественных технопарковых структур.
Литература:
- Комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [Одобрена распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 № 328-р] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
- Бебешко, И.Ю., Тихонова, М. В. Технопарковые структуры как элемент национальной инновационной системы // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 3.
- Проблемы и решения: технопарки и бизнес-инкубаторы России URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/201403
- Реализации комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» URL::http://community.sk.ru/foundation/events/november2014/technoparks_meeting/m/file/11112