В современном обществе одной из главных проблем является эффективность функционирования администраций муниципальных образований. По причине того, что современное демократическое государство не может справиться с поставленными задачами без эффективного функционирования органов местного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность в рамках вверенных им территории, что соответствует действующему принципу федерализма.
На сегодняшний день проблема эффективности органов местного самоуправления изучена не достаточно четко. Этим вопросом озадачены многие учёные, ведь проблема эффективности управления на местном уровне всегда была актуальна для Российской Федерации.
Согласно тексту «Европейской хартии»: «Местное самоуправление составляет основу любого демократического общества» [1, с. 22].
Исследователи данного вопроса определяют, что администрация муниципального образования — это исполнительный орган местного самоуправления в муниципальном образовании. По мнению исследователя Т. М. Бялкиной, если рассматривать органы местного самоуправления не как властный институт, а как общественный, то можно увидеть переплетение понятий объект и субъект управления [2, с 13].
В контексте сказанного, субъектом управления выступает само общество (население), которое одновременно является объектом, управляя самим собой, решая вопросы местного значения. Вышесказанное и обусловливает двойственный характер местного самоуправления.
С одной стороны — это система управления муниципальной собственностью, руководствующаяся законами и другими нормативно-правовыми актами, а с другой неотъемлемая часть гражданского общества, призванная решать проблемы населения территории.
Целью местного самоуправления является создание прочной связи между государством и социумом, путём:
− муниципальных выборов;
− сходов и собраний граждан;
− прямого обращения граждан в органы местного самоуправления;
− публичных слушаний;
− местных референдумов [3, c. 20].
В настоящее время, доверие населения органам местного самоуправления резко уменьшилось. Результатом дефицита, стало не эффективное функционирование органов местного самоуправления.
Главным показателем взаимодействия местной власти и гражданского общества является уровень доверия. Именно он определяет, насколько эффективно органы местного самоуправления справляются со своими задачами. Согласно федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», деятельность органов местного самоуправления подлежит оценке эффективности.
Оценка эффективности поможет усовершенствовать методы осуществления власти. Несмотря на закон, любая методика повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, может интегрироваться в современные условия. Общество постоянно развивается, а вместе с ним и растут потребности граждан [4, c. 23].
Большинство просьб населения связано с такими вопросами как:
− замена ветхого жилья;
− приобретение земельных участков;
− улучшение коммунального обслуживания;
− поддержка малообеспеченного населения;
− благоустройство территорий.
Важно чтобы эти потребности были учтены, а не стали очередной формой отчётности.
Часто программы по эффективности власти воспринимаются обществом достаточно предосудительно. Главной задачей органов местного самоуправления, является создание устойчивой системы управления, которая поможет добиться поставленных целей и обеспечить доверие населения.
При оценке деятельности органов местного самоуправления далеко не все показатели точно отражают их работу. Не маловажную роль играют и внешние факторы:
− рост предпринимательской деятельности;
− жилищно-коммунальные услуги;
− медицинские услуги;
− географическое положение регионов.
К примеру, важным и всеобъемлющим является вопрос о росте предпринимательства в современной России. Развитие этой важной экономической деятельности зависит от выделяемых бюджетных средств органами местного самоуправления. Несомненно, основой предпринимательства является индивидуальная инициатива, но развитие этой деятельности невозможно без поддержки государства. Также тесно связаны и другие показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления: жилищно-коммунальные услуги, медицина и многие другие. Вводимые реформы призваны повысить комфортность проживания граждан [5, c. 36].
В заключении хотелось бы отметить, что оценка эффективности не только даст возможность скоординировать работу местного самоуправления, но и предоставит качественные услуги по улучшению жизни населения. Оперируя такими методами как анализ и прогнозирование, становится очевидным, что система местной власти не стоит на месте, а наоборот изменяется в лучшую сторону. Конечно, сразу устранить все недостатки публичной власти не удастся, но первые шаги к достижению этой цели уже сделаны и, если придерживаться заданной стратегии, в конечном итоге удастся создать отлаженную систему местного самоуправления.
Литература:
- Антипова В. Г. Развитие информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления / В. Г. Антипова. — М.: Знание, 2010. — 252 с.
- Михалёва И. В. Пути реализации современных демократических политических процессов России как показатели перспективы развития / И. В. Михалёва // Правовая политика и правовая жизнь. — 2010. — № 3. — С. 13–19.
- Барциц И. Н. Критерии эффективности государственного управления и глобальное управленческое пространство / И. Н. Барциц // Государство и право. — 2010. — № 3. — 20 с.
- Васильев В. И. Местное самоуправление и государственная власть // В. И Васильев // Вестник государственной службы. — 2011. — № 11. — С. 23–28.
- Михалёва И. В. Сложности и пути развития современных политических процессов РФ с учётом особенностей региональной политики / И. В. Михалёва // Правовая политика и правовая жизнь. — 2011. — № 4. — С.35–39.