Музейная педагогика в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 5725 раз

Библиографическое описание:

Митриковская, М. С. Музейная педагогика в школе / М. С. Митриковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1154-1157. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29452/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова:музейная педагогика, школьный музей, виртуальный музей, виртуальная экскурсия, мини-музей.

Музейная педагогика — наука, сформировавшаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии. Музейная педагогика — одно из наиболее значимых направлений общей педагогики.

За время существования этой науки возникли различные трактовки определения «музейная педагогика»:

‒ музейная педагогика — это наука о воспитании средствами музея, а музейная дидактика — посредническая миссия музея (А. Кунтс, В. Хильгерс) [4, с.105];

‒ музейная педагогика — пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук и исследующая образовательно-воспитательные цели общества применительно к специфическим формам музейной коммуникации (К. Патцвал, И. Аве) [4, с.105];

‒ музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему (М. Ю. Юхневич) [4, с. 106];

‒ музейная педагогика — это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Данное определение рассматривается применительно к художественному музею (Б. А. Столяров) [4, с.106];

‒ музейная педагогика — область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействии на различные категории посетителей, взаимодействия музеев с образовательными учреждениями [3, с.56].

Взаимодействие школы и музея в работах Б. А. Столярова определяется двумя взаимодействующими блокам [4, с.125]:

1) школа в пространстве музея. Этот блок включает в себя образовательные мероприятия (экскурсии, циклы занятий в музейной аудитории и на экспозиции), на которых учащиеся постигают смыслы культуры и искусства на музейной экспозиции — по плану, заданному музеем с учетом тематики школьного образования, или в ходе занятий, строящихся на базе собственно музейных образовательных методик;

2) музейная педагогика в школе. Данный блок включает в себя лекционную работу в школе, а также отдельные опыты ведения факультативных учебных курсов подготовленными преподавателями или сотрудниками музея.

Проанализировав научную литературу по изучаемому нами вопросу, мы выделили несколько типов музеев в школе:

1. Школьный музей.Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны, где учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов.

Классифицируют различные жанры школьных музеев, критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс [6]:

1) музей-экспозиция (выставка).Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации;

2) музей-мастерская (студия).Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности;

3) музей-лаборатория.Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование;

4) музей-клуб, музей-театр.Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Оно органично включается в работы школьного театра, становиться основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа;

5) музей — адаптационный центр.Это музей с четко выявленной социально-психологической задачей — создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея — психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии. Важно, чтобы работа музея велась по специально отработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей специфику аудитории;

6) музей — экскурсионное бюро.Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот «продукт» образовательным учреждениям своего района;

7) музей-игротека.Это музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная — изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций театрализованные занятия с младшими школьниками, группами продленного дня, а также предлагает выездные представления близлежащим детским садам и школам. Необходимым условием деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки;

8) музей-ярмарка — одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он может взять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной учащимися в мастерских своей или окрестных школ. При организации торговых ярмарок, выездных акций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников появляется возможность попробовать себя в таких актуальных ролях, как коммерческий агент или специалист по маркетингу. Это определяет перспективу создания подобных музеев в школах, ориентированных на обучение подобным профессиям.

2. Виртуальный школьный музей. Виртуальный музей — это созданный в сети оригинальный сайт, не имеющий своего аналога в реальности и представляющий любую тематику, если по ней находятся реальные материалы, имеющие свое физическое или идейное воплощение в реальном мире [2].

Виртуальный музей — это большой проект, над которым работают учащиеся и педагоги, и существует в электронном виде на электронных носителях. Виртуальный музей призван объединить преимущества традиционного музея с преимуществами информационных технологий для успешного учебно-воспитательного процесса.

Нами был создан виртуальный музей «Путешествие к истокам» (http://meinemuseum.jimdo.com/), включающий следующие разделы: «Кто в кукол не играл…», «Красна птица переем, а человек умением», «Встречают по одежке...», «С песней и труд спорится», содержащий информацию о различных музеях России, о русских народных игрушках, о первых русских печатных учебниках, о русском народном костюме и его элементах. Также на сайте указаны ссылки на дополнительную литературу, ссылки на необычные виртуальные музеи. Используя материал виртуального музея «Путешествие к истокам», мы разработали и провели серию внеклассных занятий (темы: «Быт русского народа», «История рубля», «Русский народный костюм») в 3 «б» классе МАОУ Лицей № 34 г. Тюмени в форме виртуальных экскурсий.

В работах Е. Ф. Козина виртуальная экскурсия — это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места широкой общественности — будь то страна, город национальный парк, музей и т. д. [2].

У Г. Н. Аквилева виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т. д. [2].

Е. В. Александрова считает, что виртуальная экскурсия — это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей [2].

Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Обязательно в конце экскурсии подводятся итоги. Это может быть и беседа, и мини-сочинение, и конкурс рисунков и пр. В нашей работе после каждой экскурсии предполагалось выполнить творческое задание, например, совершив виртуальное путешествие в мир народного костюма, учащиеся должны были создать наряд современного школьника с элементами русского народного костюма (орнамент, детали) в технике аппликация.

3. Мини-музей. Часть слова «мини» отражает как возраст детей, для которых он предназначен, так и размеры экспозиции, ограниченность его тематики. В создании музея участвуют педагоги, родители и учащиеся. Также нужно отметить, что в отличие от обычного музея, где ребенок занимает чаще всего пассивную позицию слушателя, мини-музей выступает как зона творчества для детей, ребенок становится активным участником оформления экспозиции, экспонаты такого музея не только можно трогать, но и нужно.

На базе МАОУ Лицей № 34 г. Тюмени нами был создан мини-музей «Время» для учащихся 3 «б» класса для уроков математики (раздел: «Доли», темы уроков: «Единицы измерения времени: минуты», «Единицы измерения времени: секунды»), включающий в себя: историческую справку о часах, их видах, оформленную в виде статей с иллюстрациями; действующие модели шахматных, механических и песочных часов; созданные совместно с детьми и их родителями модели огненных часов, водяных часов; творческие задания и задачи.

F:\_my_pictures\20151123-008.jpeg

Рис.1. Мини-музей «Время»

Литература:

  1. Бондаренко Т. Н. Мини-музеи как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»// http://festival.1september.ru/articles/640575/
  2. Корнеева А. А. Виртуальная экскурсия как метод обучения в начальной школе//Образовательный портал PRODLENKA.ORG// http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/molodomu-uchitelju/150455-virtualnaja-jekskursija-kak-metod-obuchenija-.html
  3. Манденбура Е. П., Шеховская Н. Л. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — № 6, том 9. — с. 54–62.
  4. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/ М.: Высш. шк. — 2004–216 с.
  5. Юнина Е. А. Виртуальная экскурсия в начальной школе//Социальная сеть работников образования nsportal.ru//http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2011/10/22/virtualnaya-ekskursiya-v-nachalnoy-shkole
  6. Методические рекомендации по организации и паспортизации школьного музея// «Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения»//http://oductik.moy.su/index/muzejnaja_dejatelnost/0–104
Основные термины (генерируются автоматически): музейная педагогика, виртуальный музей, музей, виртуальная экскурсия, стык музееведения, школа, экспозиционное пространство, подобный музей, русский народный костюм, учебный процесс.


Похожие статьи

Педагогическая фасилитация в условиях дистанционного образования

Терминология «педагогические условия»

Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве и художественной педагогике

Педагогический вуз: кого он готовит?

В статье говорится о задачах педагогического образования, о подготовке будущего учителя, о профориентационной работе педагогического вуза.

Урок как основная форма организации обучения в современной школе

Автор статьи предпринимает попытку, ориентируясь на современные изменяющиеся жизненные ориентиры, рассмотреть структуру сегодняшнего урока, определить его классификацию, а также роль учителя в реализации образовательного этапа.

Вербализация концепта «щедрость» в английской языковой картине мира

Применение имитационных виртуальных тренажёров в процессе профессионального обучения

Сущность педагогических инноваций в системе образования

В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.

К задаче распознавания образов без учителя в технической диагностике

Образ космоса в русском национальном сознании

образ, образ космоса, образы космического пространства, космическое пространство, русская национальная картина мира, обыденное сознание, пословица, поговорка, загадка, приметы, фразеологизм, идиома, коллективное познание мирозданья.

Похожие статьи

Педагогическая фасилитация в условиях дистанционного образования

Терминология «педагогические условия»

Взаимосвязь инновационных процессов в искусстве и художественной педагогике

Педагогический вуз: кого он готовит?

В статье говорится о задачах педагогического образования, о подготовке будущего учителя, о профориентационной работе педагогического вуза.

Урок как основная форма организации обучения в современной школе

Автор статьи предпринимает попытку, ориентируясь на современные изменяющиеся жизненные ориентиры, рассмотреть структуру сегодняшнего урока, определить его классификацию, а также роль учителя в реализации образовательного этапа.

Вербализация концепта «щедрость» в английской языковой картине мира

Применение имитационных виртуальных тренажёров в процессе профессионального обучения

Сущность педагогических инноваций в системе образования

В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.

К задаче распознавания образов без учителя в технической диагностике

Образ космоса в русском национальном сознании

образ, образ космоса, образы космического пространства, космическое пространство, русская национальная картина мира, обыденное сознание, пословица, поговорка, загадка, приметы, фразеологизм, идиома, коллективное познание мирозданья.

Задать вопрос