В статье определяется содержание правовой подготовки будущего учителя в рамках изучения дисциплины «Право в сфере образования». Особое внимание обращается на требования, предъявляемые Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» к правовым знаниям и умениям современного педагога.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, правовая подготовка будущего учителя, право в сфере образования
Современная система педагогического образования подвергается значительной трансформации, основу для которой заложил принятый Профессиональный стандарт педагога. Характеризуя общепедагогическую функцию учителя, стандарт устанавливает, что педагог должен знать нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, Конвенцию о правах ребенка, трудовое законодательство и др. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения определяют профессиональные характеристики (компетенции), которыми должен обладать современный квалифицированный специалист. Так одной из общекультурных компетенций современного у учителя является способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности. Поэтому введение курса «Право в сфере образования» в систему подготовки будущих педагогов является актуальным и необходимым. Эта дисциплина входит в блок дисциплин базовой части направления подготовки «Педагогическое образование». В соответствии с современными требованиями этот курс должен реализовывать положения как Профессионального стандарта педагога, так и требования ФГОС ВО.
Изучая курс «Право в сфере образования», студенты должны уяснить, что правовая грамотность — одна из необходимых составляющих высококвалифицированного педагога. Без знания норм права в целом, системы управления образованием, нормативно-правового обеспечения образования, прав ребенка невозможно качественно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность.
В Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого дисциплина «Право в сфере образования» введена в учебные планы всех профилей направления подготовки «Педагогическое образование». Кроме того, преподавание дисциплины было апробировано в ходе реализации работ по Государственному контракту от 15 мая 2014 г. № Ф-92.055 «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия».
В содержании курса выделено 9 блоков, которые отражают требования к знаниям и трудовым умениям, предъявляемым Профстандартом педагога. В частности это:
– система законодательства об образовании в РФ,
– государственное управление в системе образования; порядок обращения в государственные органы,
– нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений,
– противодействие коррупции в сфере образования,
– открытое правительство и единое открытое образовательное пространство,
– особенности регулирования трудовых отношений педагогических и иных работников образовательных учреждений,
– правовые основы охраны труда и требования к безопасности образовательной среды,
– гражданское право и образование,
– права ребенка и формы их правовой защиты в российском и зарубежном законодательстве.
Содержание первой темы строится на основе изучения Конституции РФ, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции), Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы», Профессионального стандарта «Педагог». Эти системообразующие нормативно-правовые акты определяют права и обязанности участников образовательного процесса, основные требования к реализации образовательных программ; составляют основу для реализации кадровой политики и управления персоналом при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Кроме того согласно Профессиональному стандарту педагога учитель должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации
Реалии современного общества таковы, что реализация и защита прав любого гражданина, в том числе учителя, обучающегося и его родителей невозможна без конструктивного диалога с властью. Поэтому педагог должен обладать знаниями о полномочиях органов образования федерального, регионального и муниципального уровней, порядке лицензирования и аккредитации образовательных организаций. Необходимо особое внимание на региональный и муниципальный уровень управления образованием, в частности: какие органы государственной и муниципальной власти в сфере управления образованием существуют субъекте Федерации и муниципалитете, кто их возглавляет, каковы их полномочия, круг вопросов, находящихся в их ведении, по каким вопросам при необходимости можно в них обращаться. Современному педагогу важно знать, какие требования предъявляются к образовательному учреждению и конкретному учителю для выполнения аккредитационных показателей в целом. Целесообразно рассмотреть право граждан на обращение в органы государственной власти и его порядок, особенности составления письменных и электронных обращений, а также изучить соответствующий раздел на сайте федерального и регионального Министерства образования. Это позволяет выявить актуальные проблемы в области образования страны и региона, способствует формированию гражданской позиции учителя.
При изучении темы «Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций» необходимо в первую очередь обратить внимание на основные документы регламентирующие деятельность образовательных организаций: учредительные документы ОО, локальные акты, федеральные государственные стандарты общего образования, требования к основным образовательным программам и их структурным компонентам и др. Особое внимание следует уделить вопросу о нормативно-правовом регулировании проведения мероприятий за пределами территории образовательного учреждения, так как Профессиональный стандарт педагога в качестве необходимых знаний при реализации воспитательной функции выделяет знание нормативных правовых, руководящих и инструктивных документов, регулирующих организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций).
Изучение темы «Противодействие коррупции в сфере образования» продиктовано требованиями времени, так как сфера образования на сегодняшний день признается некоторыми специалистами одной из самых коррумпированных. В связи с этим будущий учитель должен знать понятие коррупции, нормативно-правовые акты по противодействию коррупции и способы предотвращения коррумпированного поведения в образовании. Изучение данных вопросов способствует формированию правомерного поведения педагога, развитию у него правовой культуры.
Сегодня в Российской Федерации активно идет работа по формированию открытого образовательного пространства. Поэтому актуальность темы «Открытое правительство и единое открытое образовательное пространство» не вызывает сомнений. Знакомство с системой электронного правительства, порталом открытых данных региона позволит будущим педагогам усвоить актуальные способы получения информации об образовательном пространстве субъекта Российской Федерации, овладеть методами работы с порталом, что имеет важное значение для будущей профессиональной деятельности. Изучение темы способствует подготовке студентов к быстрому поиску информации о различных ОО через единое открытое образовательное пространство, а также формирует представление об электронной школе.
Остальные темы, предлагаемые для изучения, направлены на повышение правовой грамотности будущего педагога в области трудового, гражданского, ювенального права.
Тема «Особенности регулирования трудовых отношений педагогических и иных работников образовательных организаций» направлена на изучение разделов трудового кодекса РФ по вопросам заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками, регулирования рабочего времени и времени отдыха. Кроме того целесообразно изучить нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие порядок аттестации учителей, оплату труда современного учителя. Для качественного усвоения темы необходимо привлекать материалы судебной практики по данной проблематике, решать правовые ситуации-задачи.
При изучении темы «Правовые основы охраны труда и требования безопасности образовательной среды» особое внимание следует обратить на изучение вопроса по государственному контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, сформировать представление о деятельности Государственной инспекции по труду. Важно, чтобы будущие учителя знали порядок обращения в данный орган и круг вопросов, относящийся к его ведению, так как в современных условиях, к сожалению, нередки случаи нарушения прав работников, в том числе педагогов. Кроме того, неотъемлемым элементом содержание данного раздела является изучение правовых основ безопасности обучающихся в учебном процессе.
Тема «Гражданское право и образование» носит в большей степени прикладной характер. Одним из ключевых вопросов здесь является изучение правового регулирования имущественных отношений образовательного учреждения как некоммерческой организации, в частности оказание дополнительных платных образовательных услуг. Определенное внимание уделяется гражданско-правовой ответственности за нарушение неимущественных прав обучающихся (нематериальные блага), возмещению морального вреда, причиненного в процессе образовательной деятельности, например в случае причинения вреда образовательными технологиями. Будущие учителя должны иметь представление об интеллектуальной собственности педагогических работников и обучающихся и способах их защиты, понимать разницу между объектом авторского права и служебным заданием.
Профессиональный стандарт педагога к необходимым современному учителю знаниям при реализации общепедагогической функции относит знание Конвенции ООН по правам детей. В результате изучения международного и российского законодательства студент должен уметь оказать помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В связи с этим будущий учитель должен овладеть знаниями в области защиты прав детей на основе семейного права, права социального обеспечения, ювенального права.
Таким образом, содержание курса «Право в сфере образования» диктуется современными реалиями. К квалифицированному и компетентному педагогу сегодня предъявляются высокие требования в области правовой подготовки. Не случайно федеральные государственные стандарты высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» и Профессиональный стандарт педагога большое внимание уделяют правовой культуре учителя. Ведь правовое государство начинается с гражданина, знающего федеральное и региональное законодательство, умеющего защищать и реализовывать свои права, разрешать споры и конфликты в рамках правового поля, понимающего личную свободу и ответственность за собственное благополучие.
Литература:
- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) / Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
- Белянкова Е. И., Щуринова И. А. Из опыта реализации инновационного проекта подготовки студентов, мотивированных к педагогической деятельности, в условиях модернизации педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 34. — С. 6–10. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95684.htm.