Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 03.05.2016

Статья просмотрена: 1931 раз

Библиографическое описание:

Белянкова, Е. И. Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя / Е. И. Белянкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1074-1076. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29459/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье определяется содержание правовой подготовки будущего учителя в рамках изучения дисциплины «Право в сфере образования». Особое внимание обращается на требования, предъявляемые Профессиональным стандартом педагога и ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» к правовым знаниям и умениям современного педагога.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, правовая подготовка будущего учителя, право в сфере образования

Современная система педагогического образования подвергается значительной трансформации, основу для которой заложил принятый Профессиональный стандарт педагога. Характеризуя общепедагогическую функцию учителя, стандарт устанавливает, что педагог должен знать нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, Конвенцию о правах ребенка, трудовое законодательство и др. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения определяют профессиональные характеристики (компетенции), которыми должен обладать современный квалифицированный специалист. Так одной из общекультурных компетенций современного у учителя является способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности. Поэтому введение курса «Право в сфере образования» в систему подготовки будущих педагогов является актуальным и необходимым. Эта дисциплина входит в блок дисциплин базовой части направления подготовки «Педагогическое образование». В соответствии с современными требованиями этот курс должен реализовывать положения как Профессионального стандарта педагога, так и требования ФГОС ВО.

Изучая курс «Право в сфере образования», студенты должны уяснить, что правовая грамотность — одна из необходимых составляющих высококвалифицированного педагога. Без знания норм права в целом, системы управления образованием, нормативно-правового обеспечения образования, прав ребенка невозможно качественно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность.

В Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого дисциплина «Право в сфере образования» введена в учебные планы всех профилей направления подготовки «Педагогическое образование». Кроме того, преподавание дисциплины было апробировано в ходе реализации работ по Государственному контракту от 15 мая 2014 г. № Ф-92.055 «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия».

В содержании курса выделено 9 блоков, которые отражают требования к знаниям и трудовым умениям, предъявляемым Профстандартом педагога. В частности это:

– система законодательства об образовании в РФ,

– государственное управление в системе образования; порядок обращения в государственные органы,

– нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений,

– противодействие коррупции в сфере образования,

– открытое правительство и единое открытое образовательное пространство,

– особенности регулирования трудовых отношений педагогических и иных работников образовательных учреждений,

– правовые основы охраны труда и требования к безопасности образовательной среды,

– гражданское право и образование,

– права ребенка и формы их правовой защиты в российском и зарубежном законодательстве.

Содержание первой темы строится на основе изучения Конституции РФ, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции), Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы», Профессионального стандарта «Педагог». Эти системообразующие нормативно-правовые акты определяют права и обязанности участников образовательного процесса, основные требования к реализации образовательных программ; составляют основу для реализации кадровой политики и управления персоналом при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Кроме того согласно Профессиональному стандарту педагога учитель должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации

Реалии современного общества таковы, что реализация и защита прав любого гражданина, в том числе учителя, обучающегося и его родителей невозможна без конструктивного диалога с властью. Поэтому педагог должен обладать знаниями о полномочиях органов образования федерального, регионального и муниципального уровней, порядке лицензирования и аккредитации образовательных организаций. Необходимо особое внимание на региональный и муниципальный уровень управления образованием, в частности: какие органы государственной и муниципальной власти в сфере управления образованием существуют субъекте Федерации и муниципалитете, кто их возглавляет, каковы их полномочия, круг вопросов, находящихся в их ведении, по каким вопросам при необходимости можно в них обращаться. Современному педагогу важно знать, какие требования предъявляются к образовательному учреждению и конкретному учителю для выполнения аккредитационных показателей в целом. Целесообразно рассмотреть право граждан на обращение в органы государственной власти и его порядок, особенности составления письменных и электронных обращений, а также изучить соответствующий раздел на сайте федерального и регионального Министерства образования. Это позволяет выявить актуальные проблемы в области образования страны и региона, способствует формированию гражданской позиции учителя.

При изучении темы «Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций» необходимо в первую очередь обратить внимание на основные документы регламентирующие деятельность образовательных организаций: учредительные документы ОО, локальные акты, федеральные государственные стандарты общего образования, требования к основным образовательным программам и их структурным компонентам и др. Особое внимание следует уделить вопросу о нормативно-правовом регулировании проведения мероприятий за пределами территории образовательного учреждения, так как Профессиональный стандарт педагога в качестве необходимых знаний при реализации воспитательной функции выделяет знание нормативных правовых, руководящих и инструктивных документов, регулирующих организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций).

Изучение темы «Противодействие коррупции в сфере образования» продиктовано требованиями времени, так как сфера образования на сегодняшний день признается некоторыми специалистами одной из самых коррумпированных. В связи с этим будущий учитель должен знать понятие коррупции, нормативно-правовые акты по противодействию коррупции и способы предотвращения коррумпированного поведения в образовании. Изучение данных вопросов способствует формированию правомерного поведения педагога, развитию у него правовой культуры.

Сегодня в Российской Федерации активно идет работа по формированию открытого образовательного пространства. Поэтому актуальность темы «Открытое правительство и единое открытое образовательное пространство» не вызывает сомнений. Знакомство с системой электронного правительства, порталом открытых данных региона позволит будущим педагогам усвоить актуальные способы получения информации об образовательном пространстве субъекта Российской Федерации, овладеть методами работы с порталом, что имеет важное значение для будущей профессиональной деятельности. Изучение темы способствует подготовке студентов к быстрому поиску информации о различных ОО через единое открытое образовательное пространство, а также формирует представление об электронной школе.

Остальные темы, предлагаемые для изучения, направлены на повышение правовой грамотности будущего педагога в области трудового, гражданского, ювенального права.

Тема «Особенности регулирования трудовых отношений педагогических и иных работников образовательных организаций» направлена на изучение разделов трудового кодекса РФ по вопросам заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками, регулирования рабочего времени и времени отдыха. Кроме того целесообразно изучить нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие порядок аттестации учителей, оплату труда современного учителя. Для качественного усвоения темы необходимо привлекать материалы судебной практики по данной проблематике, решать правовые ситуации-задачи.

При изучении темы «Правовые основы охраны труда и требования безопасности образовательной среды» особое внимание следует обратить на изучение вопроса по государственному контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, сформировать представление о деятельности Государственной инспекции по труду. Важно, чтобы будущие учителя знали порядок обращения в данный орган и круг вопросов, относящийся к его ведению, так как в современных условиях, к сожалению, нередки случаи нарушения прав работников, в том числе педагогов. Кроме того, неотъемлемым элементом содержание данного раздела является изучение правовых основ безопасности обучающихся в учебном процессе.

Тема «Гражданское право и образование» носит в большей степени прикладной характер. Одним из ключевых вопросов здесь является изучение правового регулирования имущественных отношений образовательного учреждения как некоммерческой организации, в частности оказание дополнительных платных образовательных услуг. Определенное внимание уделяется гражданско-правовой ответственности за нарушение неимущественных прав обучающихся (нематериальные блага), возмещению морального вреда, причиненного в процессе образовательной деятельности, например в случае причинения вреда образовательными технологиями. Будущие учителя должны иметь представление об интеллектуальной собственности педагогических работников и обучающихся и способах их защиты, понимать разницу между объектом авторского права и служебным заданием.

Профессиональный стандарт педагога к необходимым современному учителю знаниям при реализации общепедагогической функции относит знание Конвенции ООН по правам детей. В результате изучения международного и российского законодательства студент должен уметь оказать помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В связи с этим будущий учитель должен овладеть знаниями в области защиты прав детей на основе семейного права, права социального обеспечения, ювенального права.

Таким образом, содержание курса «Право в сфере образования» диктуется современными реалиями. К квалифицированному и компетентному педагогу сегодня предъявляются высокие требования в области правовой подготовки. Не случайно федеральные государственные стандарты высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» и Профессиональный стандарт педагога большое внимание уделяют правовой культуре учителя. Ведь правовое государство начинается с гражданина, знающего федеральное и региональное законодательство, умеющего защищать и реализовывать свои права, разрешать споры и конфликты в рамках правового поля, понимающего личную свободу и ответственность за собственное благополучие.

Литература:

  1. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) / Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
  2. Белянкова Е. И., Щуринова И. А. Из опыта реализации инновационного проекта подготовки студентов, мотивированных к педагогической деятельности, в условиях модернизации педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 34. — С. 6–10. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95684.htm.
Основные термины (генерируются автоматически): Профессиональный стандарт педагога, Российская Федерация, будущий учитель, особое внимание, единое открытое образовательное пространство, направление подготовки, образовательное учреждение, правовая подготовка, противодействие коррупции, сфера образования.


Ключевые слова

профессиональный стандарт педагога, правовая подготовка будущего учителя, право в сфере образования

Похожие статьи

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Образовательный ценз и специальные требования, предъявляемые к педагогическим работникам вузов при приеме на работу

Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования требований к образовательному цензу, квалификации педагогических работников вуза и его влиянию на качество образовательных услуг в высшем образовании.

К вопросу о методах и формах обучения безопасности жизнедеятельности в свете новых стандартов образования

В статье рассматривается вопрос о выборе методов и форм обучения для формирования безопасного образа жизни и современной культуры безопасности. Важность данной проблемы детерминирована обязательным введением Федерального государственного стандарта ос...

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях введения ФГОС

В статье поднята проблема определения качества дошкольного образования в методологическом и теоретическом аспекте. Рассмотрен потенциал основных подходов к оценке качества дошкольного образования.

Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации ФГОС общего образования

В статье раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя биологии при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Особенности обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования

Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и ра...

Учет современной поликультурной среды как важная компетенция в структуре подготовки учителя начальных классов

Подготовка учителей в образовательных организациях среднего профессионального образования регламентируется сегодня не только Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и начального общего образов...

Похожие статьи

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Образовательный ценз и специальные требования, предъявляемые к педагогическим работникам вузов при приеме на работу

Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования требований к образовательному цензу, квалификации педагогических работников вуза и его влиянию на качество образовательных услуг в высшем образовании.

К вопросу о методах и формах обучения безопасности жизнедеятельности в свете новых стандартов образования

В статье рассматривается вопрос о выборе методов и форм обучения для формирования безопасного образа жизни и современной культуры безопасности. Важность данной проблемы детерминирована обязательным введением Федерального государственного стандарта ос...

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях введения ФГОС

В статье поднята проблема определения качества дошкольного образования в методологическом и теоретическом аспекте. Рассмотрен потенциал основных подходов к оценке качества дошкольного образования.

Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации ФГОС общего образования

В статье раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя биологии при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Особенности обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования

Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и ра...

Учет современной поликультурной среды как важная компетенция в структуре подготовки учителя начальных классов

Подготовка учителей в образовательных организациях среднего профессионального образования регламентируется сегодня не только Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования и начального общего образов...

Задать вопрос