Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 03.05.2016

Статья просмотрена: 17356 раз

Библиографическое описание:

Пронина, О. И. Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации / О. И. Пронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1220-1224. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29482/ (дата обращения: 15.11.2024).



This article discusses the concept of sport tourism, its goals and objectives. Examines preconditions for the emergence of a sports tourism in Russia and peculiarities of its development and status at the present stage. The study identifies the problem of lack of qualified personnel to work in the industry, and also imperfection of system of training of these personnel. Examples of new forms of learning professionals to work in the field of recreational sports and tourism.

Keywords: sport and health tourism, recreation, recreational activities, professional and public frames of sport tourism, traditional and modern forms of carrying out lectures and seminars.

Спортивно-оздоровительный туризм — это национальный в нашей стране вид туризма, целью которого является спортивное самосовершенствование в процессе преодолении естественных препятствий [1].

Спортивно-оздоровительный туризм имеет систему разрядов и званий, разрядные требования. Он является самостоятельным видом спорта, включенным в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК) [2, с. 10].

Спортивно-оздоровительный туризм — это самостоятельная, социально-ориентированная сфера жизни значительной части общества; это эффективное средство духовного и физического развития личности посредством воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями.

Целью спортивно-оздоровительного туризма является спорт высших достижений. Участники соревнований и иных спортивно-туристских мероприятий в природной среде (активных туров, путешествий и др.) получают разряды и звания [3].

Можно выделить следующие особенности спортивно-оздоровительного туризма:

– спортивно-оздоровительный туризм не является сферой услуг;

– спортивно-оздоровительный туризм не направлен на получение прибыли от организации путешествий [2, с. 10].

Спортивно-оздоровительный туризм является любительским и самодеятельным, поскольку им занимаются в свободное от учебы и работы время.

В отличие от других видов спорта, спортивно-оздоровительный туризм является социальным движением, важнейшей целью которого является формирование здорового образа жизни каждого конкретного человека и общества в целом. Его специфика проявляется в том, что им, в отличие от любого вида спорта, может заниматься практически каждый человек, поэтому он является одним из самых массовых движений [4].

На начальном этапе развития спортивно-оздоровительный туризм являлся разновидностью рекреационного туризма [3, с. 13]. В словаре терминов Реймерса Н. Ф. рекреация трактуется как «восстановление здоровья, физических сил и трудоспособности, с помощью отдыха вне жилища, … связанной с посещением интересных для обозрения мест, в том числе национальных парков» [5].

Основной целью спортивно-оздоровительного туризма была компенсация отрицательных последствий проживания в городе. Однако уже тогда были заметны особенности, отличавшие именно спортивно-оздоровительный туризм. Это мотивы самоутверждения, эксперимента и первооткрывательства [3, с. 13].

На сегодняшний день российский спортивно-оздоровительный туризм представляет собой общественное движение, не имеющее аналогов в мире. Для части российского общества спортивно-оздоровительный туризм стал образом жизни, так как дает возможность физического и нравственного развития человека.

Важной особенностью спортивно-оздоровительного туризма является то, что он может существовать и развиваться при минимальной поддержке со стороны государства или вообще при отсутствии таковой. Этому способствуют его высокая доступность для самых широких слоев российского общества, а также пригодность и доступность большей части территории России для совершения спортивных туристских походов [6, с. 8].

Выделим основные принципы классификации спортивно-оздоровительного туризма (таблица 1).

Таблица 1

Классификация спортивно-оздоровительного туризма

Классификационный признак

Вид туризма

По степени организованности

организованный

неорганизованный

По возрастному признаку

детский

взрослый

комбинированный

молодежный

юношеский

По виду маршрута и способу передвижения

пеший

горный

велосипедный

автомото-

водный

лыжный

спелео-

парусный

По видам мероприятий

спортивные походы

спортивные туры

лагеря

школы подготовки кадров

чемпионаты

слеты

показательные выступления

Спортивно-оздоровительный туризм разделяется на спортивный и оздоровительный (таблица 2) [7].

Таблица 2

Основные отличия спортивного иоздоровительного туризма

Подвид спортивно-оздоровительного туризма

Основная задача

Спортивный

Спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий.

Оздоровительный

рекреационный

Восстановление физических и психических сил человека средствами активного отдыха на природе.

реабилитационный

Лечение определенных заболеваний средствами природного туризма.

В России существуют предпосылки для осуществления следующих форм и видов деятельности спортивно-оздоровительного туризма:

– организации спортивно-оздоровительных походов и путешествий;

– проведении спортивных и научных экспедиций, чемпионатов и соревнований, включая международные;

– проведении спортивных школ по подготовке кадров;

– коммерческого спортивного туризма;

– организации ярмарок, слетов, туриад;

– ведении банков данных коллективных членов, новинок туристского снаряжения, маршрутов, перевалов, вершин и др. технически трудных препятствий;

– деятельности по учету и присвоению спортивных, инструкторских и судейских званий;

– организации детско-юношеского и семейного туризма [8, с. 13–15].

К сожалению существующие экономические рычаги регулирования и поощрения занятий спортивно-оздоровительным туризмом малоэффективны. К характерным чертам современного плачевного состояния спортивно-оздоровительного туризма в России относятся:

– отсутствие государственной поддержки туристских клубов, их правовая незащищенность, слабая материальная база;

– свертывание форм активного отдыха в учреждениях рекреации;

– развитие процессов, ведущих к развалу уникальнейшей в мире сети учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности.

Одной из задач, которая ставится в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, является повышение качества туристских услуг за счет развития системы подготовки кадров в сфере туризма [9].

В настоящее время кадровый состав, работающий в системе спортивно-оздоровительного туризма, представлен двумя категориями:

  1. Профессиональные кадры спортивно-оздоровительного туризма готовятся по различным специальностям (сервис и туризм, менеджмент, экономика, география, педагогика, физическая культура и т. д.) в рамках специализаций по туризму.
  2. Общественные кадры ориентированы на спортивную подготовку и недостаточно адаптированы к профессиональной деятельности названных специалистов и не имеют Государственного образовательного статуса, необходимого для профессиональной деятельности специалистов по спортивно-оздоровительному туризму.

При наличии действующей системы образования не хватает квалифицированных специалистов рекреационной деятельности и спортивно-оздоровительного туризма [10, с. 31–32].

При подготовке крепких профессионалов для индустрии спортивно-оздоровительного туризма рекомендуется использовать большее разнообразие форм обучения, чем обычно. Дополнением к традиционным лекционным занятиям можно считать современные формы проведения, а семинарские традиционные формы достаточно эффективны и сегодня (таблица 3). Современные формы семинаров и лекций вызывают особый интерес студентов, расширяя круг общения за пределы одной учебной группы, включая в полемику разброс мнений большего диапазона, чем одна студенческая группа.

Таблица 3

Рекомендуемые формы проведения лекционных исеминарских занятий при подготовке кадров для сферы спортивно-оздоровительного туризма

Вид занятий

Форма проведения

Лекционные

Семинарские

Виртуальные лекции крупных фигур туристского бизнеса

Круглые столы

Трансляции со значимых туристских мероприятий с помощью различных электронных средств

Телемосты

Запись интервью с видными деятелями туризма

Общение с блоггерами по определенной теме

Подборки высказываний о спортивно-оздоровительном туризме из TV передач

Встречи с представителями администраций, краеведами, журналистами туристской тематики, районными музейными работниками во время выездов в районы области.

Углубляют знания студентов и внеаудиторные занятия, проводимые на экскурсиях и в других поездках дополнительно к календарным учебным и производственным практикам. Бесценный опыт приобретают студенты, участвуя в общегородских, федеральных и местных туристических программах.

Литература:

1. Федотов Ю. Н., Востоков И. Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник. М.: Советский спорт / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. — ГАФК им П. Ф. Лесгафта, 2008.

2. Русский турист: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001–2004 гг. М., 2001. С. 10.

3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 года [Электронный ресурс]: 31. 12. 2014. .

4. Квартальнов Андрей Вячеславович. Социально-педагогические основы развития спортивно-оздоровительного туризма: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 Москва, 2006, 488с.

5. Серова О. В. Ландшафтно-экологическая оценка Республики Башкортостан для развития природного туризма и отдыха: дис. канд. биол. наук: 03.00.16 Тольятти, 2007, 184 с.

6. Горшков, Илья Дмитриевич. Спортивно-оздоровительный туризм: текст лекций / И. Д. Горшков; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2014. — 60 с.

7. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р // собрание законодательства Российской Федерации — изд. «Юридическая литература», 17. 08. 2009. — № 3. — с. 4410.

8. Алгинкина Н. М. Использование новых форм учебного процесса при подготовке специалистов и бакалавров направления «туризм» // Сборник статей региональной научно-практической конференции с международным участием. Вып 3. / Нижегородский гос. архитектур. — строит. ун-т; редкол.: Н. Н. Гировка [и др.] — Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. — С.13–15.

9. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» [Электронный ресурс]: Концепция развития спортивного туризма в Российской Федерации на период до 2018 года. .

10. Иванов А. В. Современная система подготовки кадров спортивно-оздоровительного туризма в России // журнал «Современные наукоемкие технологии» / Иванов А. В., Федотов Ю. Н., Федотова А. А. — 2015. — № 1. — с. 31–32.

Основные термины (генерируются автоматически): спортивно-оздоровительный туризм, активный отдых, вид спорта, вид туризма, подготовка кадров, российское общество, Россия, таблица, физическая культура.


Ключевые слова

рекреация, спортивно-оздоровительный туризм, рекреационная деятельность, профессиональные и общественные кадры спортивно-оздоровительного туризма, традиционные и современные формы проведения лекционных и семинарских занятий., традиционные и современные формы проведения лекционных и семинарских занятий

Похожие статьи

Научные проблемы обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий в современных условиях

В статье рассматриваются научные проблемы обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства и субъектов хозяйствования в этой отрасли в контексте современных вызовов и угроз. Обоснованы основные подходы к определению уровня влияния факторов на уст...

Адаптивная физическая культура и спорт: актуальные проблемы и пути их решения

Актуальность данной темы обусловлена тем, что несмотря на постоянное развитие адаптивной физической культуры и спорта, в этой области все же присутствуют проблемы. Данная статья исследует и раскрывает основные проблемы адаптивной физической культуры ...

Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Потребительское кредитование в России: проблемы и перспективы

Статья «Потребительское кредитование в России. Проблемы и перспективы» раскрывает вопрос потребительского кредита населению, а также освещает актуальные проблемы в данной сфере. В теоретической части раскрыта основная профессиональная терминология и ...

Теоретические основы интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения латинскому языку

В данной статье рассматриваются сущность и взаимосвязь обучения латинскому языку с интеллектуальным и культурным развитием студентов, педагогические и психологические особенности интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения ...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Анализ динамики развития туризма в Республике Карелия

В государственных планах развития республики Карелии одним из главных направлений выделяют сферу туризма. Особенно акцентируют внимание на эффективном использовании туристского потенциала, в том числе рекреационных ресурсов. Важность развития рекреац...

Похожие статьи

Научные проблемы обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий в современных условиях

В статье рассматриваются научные проблемы обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства и субъектов хозяйствования в этой отрасли в контексте современных вызовов и угроз. Обоснованы основные подходы к определению уровня влияния факторов на уст...

Адаптивная физическая культура и спорт: актуальные проблемы и пути их решения

Актуальность данной темы обусловлена тем, что несмотря на постоянное развитие адаптивной физической культуры и спорта, в этой области все же присутствуют проблемы. Данная статья исследует и раскрывает основные проблемы адаптивной физической культуры ...

Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Потребительское кредитование в России: проблемы и перспективы

Статья «Потребительское кредитование в России. Проблемы и перспективы» раскрывает вопрос потребительского кредита населению, а также освещает актуальные проблемы в данной сфере. В теоретической части раскрыта основная профессиональная терминология и ...

Теоретические основы интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения латинскому языку

В данной статье рассматриваются сущность и взаимосвязь обучения латинскому языку с интеллектуальным и культурным развитием студентов, педагогические и психологические особенности интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения ...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Анализ динамики развития туризма в Республике Карелия

В государственных планах развития республики Карелии одним из главных направлений выделяют сферу туризма. Особенно акцентируют внимание на эффективном использовании туристского потенциала, в том числе рекреационных ресурсов. Важность развития рекреац...

Задать вопрос