Объектом исследования является теневая экономика Хабаровского края, на примере города Хабаровск, реализация системы внедрения взаимопомощи гражданского общества и гос. органов в противодействии незаконным формам предпринимательской деятельности. В статье представлен обзор факторов пагубного воздействия на легальную экономику и пути решения ведением контроля предпринимательской деятельности. На основе взаимодействия гражданского общества и полиции представлен некоторый опыт реализации данной системы.
Ключевые слова: Хабаровск, Хабаровск за здоровый образ жизни (ЗОЖ), незаконное предпринимательство, активисты, государство.
В наше время возрастание количества случаев нелегальной предпринимательской работы, к сожалению, обратилось в один из значительных обстоятельств угрозы экономической безопасности Российской Федерации. И Хабаровский край этому не исключение. Экономика «черного» рынка объясняет снижение налоговой базы, она же проявляет неблаготворное воздействие и на легальную экономику. Предприятия и граждане, дающие предпочтительность нелегальным конфигурациям предпринимательской деятельности, по всей вероятности, имеют крайне существенные превосходства перед законопослушными бизнесменами. Данное положение обуславливается тем, что таковые структуры, с одной стороны, никак не обременены практически никакими ограничениями в собственной деятельности, с иной — уравновешивают, равно как принцип, между легальным и нелегальным предпринимательством. Таким образом, возрастание вплоть до неконтролируемых масштабов количества «оттеняющих» бизнесменов почти неминуемо приводит к нарушению естественного воздействия рыночных сил что приводит к преступлению, предусмотренному ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», или Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере [1].
Еще значительный аспект — это проблемы безопасности производимых незаконным сектором товаров и услуг для покупателей. Весьма зачастую их качество никак не отвечает функционирующим нормам и создают реальную угрозу здоровью. Невозможно мириться с подобным положением дел [2,с. 107].
Невзирая на столь основательный потенциал, таящийся в отмеченном феномене, удачное ему противоборство и подавление в безопасных для общества масштабах - абсолютно посильная задача для государства [3, с. 119].
В Хабаровском крае 23 марта состоялось 1-е собрание комиссии согласно проблемам совершенствования правовых актов, сориентированных на противоборство незаконной предпринимательской деятельности, образованной при Законодательной Думе Хабаровского края. Комиссия сформирована согласно инициативе заместителя председателя Законодательной Думы Хабаровского края Юрия Федоровича Матвеева, который её и возглавил, и поддержана абсолютно всеми депутатами. Основной предпосылкой формирования комиссии считаются множественные обращения от добросовестных предпринимателей с просьбой содействия борьбе с нелегальным бизнесом. Теневая работа постоянно создавала и продолжает формировать значительные проблемы легальным бизнесменам, ведь неформальное предпринимательство за счет неуплаты налогов и сборов обладает конкурентоспособными преимуществами и способно работать прибыльно при наименьшем уровне цен на собственные товары и услуги. Кроме того, ощутимые издержки несет и госбюджет. Согласно отдельным анализам потери измеряются сотнями млн. руб. [4].
Очевидно то, что настал период поставить работу по противодействию подпольному предпринимательству на системную основу. Госкомиссия как раз и способна быть той площадкой, на которой постоянно будет координироваться деятельность и вырабатываться единый продуктивный комплекс мер, в главную очередь, в сфере законодательства.
Было поднято несколько вопросов. Первый - противодействие незаконной добыче водно-биологических ресурсов. Рыбная отрасль остается одной из самых привлекательных для нелегального предпринимательства. Также были рассмотрены проблемы противодействия незаконным пассажирским перевозкам [5]. На рынке пассажирских перевозок действует целое сообщество, которое оказывает незаконные транспортные услуги. Стоит помнить, что закон один для всех. Надо, чтобы все перевозчики были легальными, имели все разрешительные документы, лицензии, платили налоги. И пассажирам нужно думать, прежде всего, о своей безопасности, ведь за нелегальными перевозками стоит угроза здоровью и даже жизни.
Особое место в данной статье необходимо уделить вопросу, не затронутому на комиссии, по моему мнению, это реализация системы внедрения взаимопомощи гражданского общества и гос. органов в противодействии незаконным формам предпринимательской деятельности.
В столице Дальневосточного Федерального Округа таким примером была выбрана мной организация молодежного движения «Хабаровск за здоровый образ жизни» (далее ЗОЖ), ее неоценимый вклад в содействие органам в противодействии незаконному предпринимательству в Хабаровском крае.
Никита Кантышев - лидер активистов молодежного движения, и, пожалуй, самый известный борец с алкоголизацией страны в городе Хабаровск. Осознание ситуации алкоголизации населения в масштабах национальной катастрофы подтолкнуло его в 2008 году на организацию борьбы за народную трезвость.
В период 2014–2015гг в Хабаровске, наблюдался стремительный рост изъятого алкоголя, который продавался нелегально. Огромный вклад в борьбу с зеленым змеем внесла молодая организация молодежного движения трезвенников «ЗОЖ», созданная несколько лет назад.Кроме пропаганды здорового образа жизни и тренировок, данное движение проявило себя самостоятельными рейдами по выявлению нелегальной торговли алкоголем.Десятки активистов выявляли торговые точки, в которых спиртное отпускалось несовершеннолетним, и сдавали их представителям власти.
Подобные рейды начали проводиться с 2008 года, но масштабную компанию по выявлению незаконной продажи алкоголя и табака активисты развернули в 2014 году. В тот момент было изъято 15 тонн алкоголя, выписано штрафов на сумму примерно 5–6 миллионов рублей, около 30 магазинов лишились лицензии, 3 незаконные точки были полностью ликвидированы. Также, благодаря работе ЗОЖ- команде, изъяты десятки игровых автоматов.
Следует заметить, полиция краевого УВД очень высоко оценивает работу гражданских борцов с незаконностью. Многие активисты награждены почётными грамотами МВД. «Мы тоже очень ценим ту оперативность и внимательность к нашим сигналам со стороны полиции в лице Полковника Примаченко В. В. и его отдела. Они работают превосходно», — отметил лидер движения Хабаровск за ЗОЖ Никита Кантышев [5].
По итогом мониторинга самодеятельности активистов в 2015–2016 гг., предупреждение незаконной предпринимательской деятельности в их интересах так и осталось в 2014 году. Снижение заинтересованности молодого населения содействию в борьбе с незаконным предпринимательством связана прежде всего в отсутствии стимула и материальной поддержки правительства. Я считаю, обязана быть национальная стратегия политики соответствующим образом, должна находить интерес «в верхах». Пока она очень и очень слабо выражается.
Проблема в нашем законодательстве никак не дает возможность работникам полиции раскрывать многочисленные правонарушения без помощи других. Отнюдь не может же сотрудник полиции с утра вплоть до вечера стоять скажем, в торговом центре и требоватьудостоверяющий личность документ у каждого клиента, приобретшего спиртное. Или же, к примеру, работник полиции может зайти в подпольный игровой зал, однако тогда все автоматы будут выключенными, и тогда не станет неоспоримой доказательной базы. Активист способен зайти в зал, сыграть и в том числе снять на камеру, для видеоматериала. При существующих законах только взаимодействие гражданского общества и полиции в состоянии успешно противостоять преступности.
Возвращаясь к вопросу о целесообразности противодействия незаконному предпринимательству стоит подчеркнуть, что процент активистов, кто делал свой вклад в борьбу с незаконной деятельностью на безвозмездной основе, в г. Хабаровск составляет 87,9 % в возрасте от 17–30 лет. Делая акцент именно на возрасте, хочу отметить, исходя из личных опросов, различных активистских движений, из них: 0,25 %- имеют высшее образование; 0,22 %- на стадии получения высшего образования и 0,53 %- недоучились, либо имеют среднее образование. В последнем случае, причина такого веса составляющих кроется в экономическом состоянии страны, падение национальной валюты ощутимо «ударило по карманам» большинства населения. Так, некоторые вузы основывались в повышении стоимости обучения к курсу доллара или евро, прописывая это в договорах, а некоторые же — ориентировались на курс Центрального банка. Стоимость оплаты за обучение по многим направлениям в Хабаровских вузах на сегодняшний день уже превысила 150 тысяч, что напрашивает на мысль, что в ближайшем будущем прорезается перспектива перехода получения высшего образования, из категории «доступной необходимости» в категорию «роскоши».
Из этого хочу сделать вывод, что нашему правительству, для того чтобы повысить уровень налоговой базы, необходимо больше стимулировать именно молодежь на комплекс мер, направленных на предупреждение незаконной предпринимательской деятельности в содействии с государственными органами. По моему мнению, в перспективе явно не хватает нового постановления Правительства Хабаровского края.
В отличие от существующих постановлений о денежных выплатах, предлагаю внести в проект постановление «Об утверждении Порядка предоставления субсидий физическим лицам в виде грантов, за особый вклад содействия в борьбе с незаконной предпринимательской деятельностью, на обучение в ВУЗЕ с перспективой дальнейшего трудоустройства в органах».
Такое стимулирование, может дать молодежи огромный опыт при самореализации в будущем, гос.бюджету же позволит существенно сократить свои издержки.
Целесообразность противодействия незаконному предпринимательству определенно имеет место быть. Проанализировав, система внедрения взаимопомощи гражданского общества и гос. органов в проявившем себя примере,также на предложенном мной нововведении,поможет довести реализацию данной системы до масштабов страны в целом, что позволит не только значительно сократить изученную проблему «теневого рынка» но и поддерживать коэффициент образованности молодого поколения на высоком конкурентоспособном уровне.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) [Электронный ресурс]: федеральный закон от13.06.1996 N 63-ФЗ: в ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015 с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015// СПС «Консультант Плюс». — Последнее обновление 30.03.2016
- Привалов К. В. Теневая экономика. — С.-Пб: ЮрЛит, 2012. — 374 с.
- Касьянова А. В. Настольная книга индивидуального предпринимателя.-М.: РОСБУХ, 2012. — 372 с
- Липатова, М. Г. Индивидуальный предприниматель учеб.пособие / М. Г. Липатова. — М.: Инфра, 2011. — 355 с.
- Петр Бойчук рассказал о борьбе с теневым бизнесом в Хабаровском крае//Законодательная Дума Хабаровского Края [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://www.duma.khv.ru/?doc=270125772
- Амурмедия.ру//Лучших гражданских борцов с нелегальным алкоголем и табаком наградили в Хабаровске [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://amurmedia.ru/news/khabarovsk/08.07.2014/370319/luchshih-grazhdanskih-bortsov-s-nelegalnim-alkogolem-i-tabakom-nagradili-v-habarovs.html