Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Сегодня всё большее число людей по всему миру стремится не только совершенствовать свои знания в родном языке, но и изучать иностранные языки. Повышение интереса к изучению языков ставит перед педагогами вопрос: в чем основное назначение обучения языку? Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения средствами изучаемого языка. Сегодня глобально расширяются границы общения, увеличивается частота межкультурных контактов, выездов за границу, участий в международных мероприятиях, — всё это требует повышения уровня коммуникативной компетенции. Развитие коммуникативной компетенции позволит учащимся обмениваться мыслями и опытом в различных ситуациях общения, демонстрировать адекватное коммуникативное поведение (корректное и правильное использование системы речевых и языковых норм, учёт традиций и обычаев и т. п.) в конкретных ситуациях.
Изучение иностранных языков в школах набирает всё большую популярность среди учеников: перспективы, открывающиеся перед человеком, говорящим на иностранных языках, очевидны. Введение к 2020 году предмета «Иностранный язык» в качестве обязательного для сдачи ЕГЭ также повысило мотивацию учеников к тщательному изучению этого предмета в рамках школьной программы. Следует отметить, что вследствие особенностей географического положения многих регионов России (Забайкальский край, республика Бурятия, Амурская область и др.) — их близости к китайским границам, а также в свете укрепления и развития связей между Россией и Китаем, многие школьники предпочитают, наравне с английским языком, углубленное изучение китайского языка. Таким образом, перед учителями остро встаёт необходимость поиска и внедрения современных педагогических технологий, которые могли бы сделать процесс изучения языка наиболее эффективным.
Технология портфолио, являющаяся важным элементом деятельностного, практико-ориентированного подхода к обучению, может стать одним из эффективных способов формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Идея портфолио или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе о портфолио говорят как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века — это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру [3].
Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио позволяет решить две задачи. Во-первых, проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, без сравнивания с другими учениками, а, во-вторых, оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
И, если ученическое портфолио отражает его успехи во всех областях ученической и творческой жизни, то специфичным для изучающего иностранный язык является т. н. языковое портфолио [4], цель которого — формирование устойчивого интереса и организация самостоятельной работы в изучении иностранного языка.
Языковое портфолио состоит из нескольких частей: паспорта (оценки самим учащимся уровня владения им иностранным языком), языковой биографии (языки, которыми владеет ученик; его опыт межкультурного общения), досье (лучшие работы с точки зрения учащегося), памятки (рекомендации по улучшению языковых навыков), рефлексию (оценочные листы и отзывы учителя и одноклассников). Важную роль в ведении языкового портфолио играет «таблица уровней владения иностранным языком»: в ней указаны основные умения, характерные для конкретного уровня владения иностранным языком. С помощью таблицы учащийся может, как самостоятельно определить актуальный уровень владения языком, так и определить, что ему необходимо делать для достижения следующего уровня.
Работа над языковым портфолио, таким образом, позволяет учащемуся стать субъектом обучения, а также повышает мотивацию дальнейшего совершенствования языковых умений, учит организовать самостоятельную работу и определять рациональные способы совершенствования умений. Языковое портфолио позволяет наглядно представить учащемуся результаты своего обучения, а также даёт возможность оценить, что необходимо улучшить, что ещё предстоит усвоить.
Представляется, что языковое портфолио может стать эффективным путем изучения китайского языка в школе. При этом, языковое портфолио может быть не только рассчитанным на определенный этап обучения, соотносимый со ступенью обучения, но и более того, быть тематическим. Тематическое языковое портфолио — это способ подведения итогов изучения учащимся конкретной темы, в отличие от языкового портфолио, служащего для подведения, обобщения итогов обучения в средней школе. Структура портфолио останется стандартной, задания же будут сформулированы в рамках конкретной темы, конкретного материала. Одной из самых популярных тем, предусмотренных школьной программой, является тема «Учеба, школа, иностранный язык» (их формулировки могут, так или иначе, изменятся в зависимости от предпочитаемых учителем учебных материалов, школы, учебной программы). Очень часто тема повторяется и углубленно изучается на последующих этапах обучения, поэтому, тематическое портфолио будет представлять собой инструмент, позволяющий отследить в динамике формирование навыков. На примере именно этой темы будет попробуем описать содержания тематического языкового портфолио.
Тематическое языковое портфолио может состоять из нескольких разделов, которые могут комбинироваться, и составлять структуру конкретного портфолио в зависимости от темы, уровня подготовленности учащихся, предпочтений учителя, учебной программы и т. д. Предлагаем следующую структуру тематического портфолио.
Раздел 1 предполагает оценку учащимся уровня владения данной темой, и заполняется перед изучением темы. Данный раздел может быть представлен набором вопросов и ответов, выбранных (сформулированных) самим учеником. Содержательный аспект формулируемых вопросов позволяет увеличить мотивацию к изучению темы, а также даёт чёткое представление о том, в каком объеме ученик владеет тематическим материалом. В свою очередь, ответы на поставленные вопросы позволяют оценить уровень сформированности лексических и грамматических навыков. В разделе 1 ученик отвечает на вопросы, позволяющие определить его уровень владения темой; также ученик сам составляет предположения, что бы он сам хотел изучить в рамках данной темы, ставит перед собой цель на период изучения темы. Данный раздел может быть представлен в виде
Раздел 2 предполагает систематизацию изучаемого лексического материала., представляемого в визуализированной форме. Ученик сам оформляет словник,выбирая его вид — словарик, карточки, блок-схема…. Учитель может лишь организовать процесс, например, провести «Конкурс словариков» (5 класс), а в шестом — соревнование «разгадай карточку», прочитай слова и напиши их перевод. Учитель может предложить несколько слов, ученику необходимо продолжить лексический ряд. Примерный список слов: 年纪 (класс),写字(писать иероглифы),老师(учитель),得到(получить),家庭作业(домашнее задание).
Раздел 3 посвящен формированию грамматических навыков учащихся. Согласно Стандарту общего образования по иностранному языку за 2004 год, в результате освоения материала у учащегося должны быть сформированы навыки распознавания и употребления в речи набора грамматических явлений. В целях развития грамматических навыков, представляется возможным создание «Рамочек для правил» («注意!», «语法规则»). Учителем может быть предложена модель предложения или пример использования того или иного, лтрабатываемого на данном этапе обучения, грамматического явления в языке. Исходя из этих данных, ученик сам формулирует правило для конкретного грамматического явления. Примерами задания, включенных в тематическое портфолио, могут быть следующие: «сформулируй правило о порядке слов в китайском предложении» или «из данных слов составь предложения с рамочной конструкцией…» «сформулируй правило о положении обстоятельства места в китайском предложении» и т. д.
Раздел 4 посвящён текстовой деятельности учащегося. В этом разделе представляются готовые бланки, позволяющие учащемуся работать с учебными текстами: текстами для чтения, текстами по аудированию; составлением письменного перевода основного учебного текста; составлением учащимся плана текста, а также написанием собственного текста по приведённому плану.
Раздел 5 представляется необходимым посвятить развитию межкультурной компетенции учащегося, т. е. расширению знаний социокультурного порядка, например, по культуре, традициям, обычаям страны изучаемого языка для достижения примерных результатов освоения предмета «Иностранный язык» [1]. Содержание этого раздела может быть представлено детскими стихотворениями, поучительными историями (в том числе и и в переводе русский язык), скороговорками или явлениями фразеологического ряда: использование пословиц, поговорок, фразеологизмов по изучаемой теме. Одним из заданий может служить: объясните, как вы понимаете это выражение — «活到老,学到老»(«Век живи — век учись»); нарисуйте иллюстрацию к высказыванию: «鸟烤翅膀,兽靠腿, 鱼靠尾, 人靠智慧» («Птица сильна крыльями, зверь — лапами, рыба — плавниками, а человек — знаниями) и т. д.
Раздел 6 посвящен оцениванию учащимися своих знаний по пройденной теме, поэтому может быть заполнен на последних уроках, возможно заполнение после проведения контрольной работы. Примерное задание может звучать следующим образом: проанализируй свою отметку за самостоятельные и контрольную работы, оцени уровень владения темой. Что ещё тебе нужно узнать? Достиг ли ты целей, которых ставил на первом занятии? Что осталось непонятным? Какими знаниями из этой ты уже пользуешься? В этом разделе учащийся также представляет лучшие работы по теме (с объяснением, почему именно эти работы он считает лучшими), подтверждение участия в конкурсе\сценке\соревновании и т. д.
Раздел 7 представляет собой памятки (составленные учителем, а также составленные самим учеником во время изучения темы). Памятки, предлагаемые учителем, могут быть разнообразными по содержанию: опоры различного типа, памятки по чтению, по тональному рисунку. Учащимся могут быть предложены задания по составлению памяток по грамматическому материалу («Типы сказуемого в КЯ»), по новой лексике.
Тематическое языковое портфолио по теме «我们的学校», составленное учащимися, позволит не только провести контроль усвоения темы в нестандартной форме, но и станет помощником ученика в 6 классе при изучении схожих тем, которые расширяют и углубляют знания, полученные в 5 классе.
Задача учителя иностранного языка не ограничивается достижением учащимся определенного уровня владения языком: необходимо не только обучить языку, но и сформировать готовность к свободному и равному иноязычному общению, способность к дальнейшему самостоятельному изучению языка, расширению и укреплению своих знаний. Тематическое языковое портфолио, обеспечивая самостоятельность в процессе обучения, повышая мотивацию к овладению языком, позволяя учащимся оценивать свою работу и видеть её результаты, становится, на наш взгляд, одним из эффективных способов обучения китайскому языку и развития коммуникативной компетенции учащихся. При этом такое портфолио может быть структурировано под любую тему, в зависимости от требований программы и пожеланий учителя. Следует отметить, что тематическое языковое портфолио как подвид технологии «Языковое портфолио» удачно сочетается с модульной системой обучения. Сочетание этих двух педагогических технологий может повысить эффективность усвоения учебных тем и овладения учащимися китайским языком.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.). — Министерство образования и науки РФ. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/938 (Дата обращения 20.03.2016).
- Портфолио как технология оценки достижения студентов. — Е. С. Симакова — доцент РГУ имени С. А. Есенина. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/2011/10/20mar_02.pdf (Дата обращения 02.04.2016).
- Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом. — Фатеева И. А. — Журнал «Молодой ученый» (№ 12, 2012). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://www.moluch.ru/archive/47/5923/ (Дата обращения 25.03.2016).
- Технология портфолио. — Г. Н. Назарова. — Социальная сеть работников образования (2013). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/05/22/ispolzovanie-novykh-pedagogicheskikh-tekhnologiy-portfolio (Дата обращения 12.03.2016).
- Языковой портфолио как инструмент самооценки и саморазвития ученика. — Н. В. Иванова. — Педсовет.ORG. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5736/Itemid,118/ (Дата обращения 17.04.2016).