В статье представлены основные этапы развития прикладных искусств в Хорезме на примере резьбы по дереву, керамики и ювелирных изделий в начале ХХ века.
Ключевые слова: ремесленное производство, народно-прикладное искусство, прикладное искусство.
В конце XX века промышленное производство Узбекистана состояла в основном из мелкого ремесла оказывающее услуги для бытовых потребностей населения. Производство было и в родовом общине, среди кочевых племён были такие виды ремесла как; изготовление шерстяных ковриков, производство домашних утварей, возделывание кожи и шерсти для удовлетворения семейных нужд. [5; с. 235–236] Для обеспечения дальнейшего развития ремесла большую роль играли сырьё, материалы, малые средства производства, привозимые из сопредельных государств. Например, получила широкое распространение ткацкое производство, благодаря тканей машине «Zinger» принадлежащее германской фирме. Со второй половины XIX века местные ремесленное производство начинает терпеть экономический кризис, по причине того, что с России привозили товары промышленного производства. Работая в день по 17–18 часов перед ручные ткацким станком изготовлял всего лишь 4–8 аршин ткани, однако получаемая зарплата была незначительной [5; с. 235–236]. В 1870 году в Ташкенте было около 775 ткацких мастерских. В 1890–1913 годы производство ткацких товаров было в нижеследующем состоянии. Прикладное искусство заняло особое место в повседневной жизни узбекского народа, накануне событий 1917 года в прикладном искусстве появились ряд отрицательных признаков, и они начиная с конца XIX века начали оказывать своё влияние на ремесло. В результате этого прикладное искусство ограничиваясь старыми законами, развивалась не гладко [6; с. 8–45.]. В период НЭПа формировали мелкие ремесленные цехи. Сохранились ряд видимо, то есть производство местных тканей, меди, ювелиров, керамики, обуви и другие. Фабричные товары, привозимые из России, ослабили экономическое состояние ремесленников. Как пишут в «Туркестанских ведомостях», «Количество потребляемой пищи ремесленника ниже на 2,5 раза, чем паёк солдата» [4; с. 48]. Несмотря, в это время предпринимались мероприятия для сохранения отдельных видов ремесла. То есть в 1914–1917 года в Ташкенте отрыли школу по керамике. Хотя образованный в 1915 году комитет Туркестанских ремесленников начал планомерно и всесторонне изучать отдельные ремёсла, не смог повлиять на состояние Туркестанских ремесленников [7; с.27]. Имеющейся строй определил социалистические основные функции строительства прикладного искусства. В том числе, 1918 году при ОНК ТАССР был учреждён отдел по ремеслу, в этот отдел возложили ответственность по «распространению и развитию благородности у пролетарских масс по производству изделий ремесла» [6; с. 8–45.] С 1919 года в Туркестане начали формировать артели в сфере художественного ремесла. В том числе, в летом 1920 года в край были привезены фабричные средства по производству коконов, атласа и расположили в Фергане и Маргилане [6; с. 8–45.].
К 20-м годам ХХ века, после учреждения советской власти основные средства ремесленничества были привлечены сперва в артели, а в последствии в заводы и фабрики и в предприятия художественных изделий. Софье, материала, средства производства доставлялись со стороны государства, а произведенные товара стали продавятся в а магазинах. Талантливые ремесленники принимались в творческие организации, развивали искусство прикладного орнамента. В период НЭП образовали мелкие ремесленнические мастерские. В этот период слабое развитие фабрично-заводского производства, создало условие для бурного процветания ремесленнической промышленности. Ремесленники осознав пользу параллельного ведения выработки сырья и продажи товаров стали объединяться в артели, образовывать ремесленные кооперации. В разных отраслях производства в 1921 году действовало около 1270 кооперативно-ремесленнических артелей, куда были объединена около 30 тысяч ремесленников [3].
В Хорезмской Республике 1920 года ремесленнические мастерские составляли местные промышленные предприятия. В Хиве в 1923 году действовало 120 кузнечных, 131 плотнических, 50 красильных и 136 кожевенных мастерских, где работой были обеспечены 2058 ремесленников [2; с. 72]. Эти предприятия были специализированы по производству сырья для российских предприятий, и поэтому не удовлетворяло потребности Хорезмской Республики. В XIX — начале ХХ в. наблюдается подъем в развитии поливной керамики. Мастерство керамистов проявляется как в изготовлении архитектурных образцов, так и в выработке бытовых изделий — наиболее распространенной в этот период становится характерная только для Хорезма форма блюда — бадия — с вертикальными бортиками. Ведущим колористическим признаком хорезмской керамики становится зеленый цвет разных тонов с включением бело-голубых деталей, ввиду широкого использования глазури. Формируются основные центры поливной керамики Хорезма, которые сохранили свое значение и во второй половине ХХ в. — это Хива (Ханка), Мадыр, Каттабаг, Багат и др. Узоры на хорезмской посуде сдержанны, строги и благородны. Они выводится тонкими контурами марганца, фон заливается темно синим кобальтом или сине-зеленой бирюзой. Белая краска кладется густым толстым слоем и образует выпуклый рельеф. Кобальт при обжиге дает мелкие затеки на белый, придавая всей композиции голубоватый цвет. Особая густая глазурь наносится очень толстым слоем, еще более усиливая эффект рельефности и мерцания рисунка. Формулы красок и глазури передаются мастерами из поколения в поколения. Вся посуда, которую вы видите на фотографиях, выполнена и окрашена строго по классической старинной технологии, без использования современных красителей и лаков. Если кто-то все же решит непременно отыскать для оформления интерьера среднеазиатскую керамику, ему полезно знать, что в каждом центре, где по сей день сохраняются традиции гончарного ремесла, существуют свои особенности форм, орнамента и колорита изделий. Почти всегда можно узнать и авторский почерк мастера или его мастерской. Среднеазиатская керамика неоднородна, благодаря чему она может быть использована для передачи разнообразных оттенков задуманного образа. К примеру, замечательная хорезмская керамика, обладая скульптурностью формы, сдержанным голубим колоритом, абстрактно-геометрическим орнаментом, с успехом займет место декоративной пластики в любом современном доме, даже там, где не предполагалось акцентировать внимание на этническом стиле. Оригинальность хивинской школы резьбы по дереву заключается в том, что ее композиции совершенны по расположению узоров из плавно переплетающихся стеблей, волнообразных побегов с цветами, листьями и различных форм розетками, где в несколько рядов проходят резные каёмки с несложным геометрическим рисунком. Во второй половине XIX века имели распространение два способа резьбы. Фоновая, при которой плоскорельефный узор создавался путём углубления и выборки фона, и бес фоновая с трёхгранно-выемчатым, скобчатым и ногтевидным врезанным узором. Эти разновидности резьбы отличались и по своей художественной выразительности. Фоновая резьба исполнялась мастерами профессионалами с большим техническим совершенством и украшала уникальные предметы, которые изготовлялись из твёрдых пород дерева: шкатулки, футляры для чалмы, лаухи, книжные переплёты и высокие многогранные столики. Особеннолсе68 прекрасны творения резьбы по дереву в мечети Джума.
В начале ХХ века исчезли такие ремесла как изготовление плюшевых тканей, украшение кожаных материалов, позолоченных ковров [1; с. 22–23.].
Сегодня в Узбекистане выделяется 25 видов художественного ремесла, из них 22 видов широко развивается в Хорезмском регионе.
В целях стимулирования развития народно- художественного ремесла и прикладного искусства в республике для ремесленников предоставлены льготы:
‒ для членов объединения «Ремесленник «занимающихся частным предпринимательством и продолжающихся производством изделий народно — художественного ремесла и прикладного искусства, льготы по оплату налогов, установленные 1 января 2014 года продлены до 1 января 2017 года.
‒ освобождены от платежа единого подоходного налога до 1 января 2017 года семейные предприятия, которые занимаются продажей изделий народно — художественного ремесла и прикладного искусства. В заключение следуют отметить, что искусство и ремесла Хорезма отражают эстетику и художественные представления, присущие всему мусульманскому миру, но сохраняя при этом своеобразие. Независимость Республики Узбекистан, открыв путь для свободного развития, создает широкие возможности для того, чтобы поднять на еще более высокий уровень не только прикладное искусство, но и все виды народного творчества. У государства с великим будущим и духовная культура должна быть великой.
Литература:
- Булатов С. С. Наккошлик. Т. «Иктисод-молия». 2010.
- Экономическая история советского Узбекистана (1917–1965 гг.) — Т., 1966.
- «Известия» (Ташкент). 1922, 3 июня.
- Кустарные промыслы в быту народов Узбекистана XIX — XIX вв. — Т., 1986.
- Новая история Узбекистана. Т.1. Т., «Шарк». 2000.
- Фахретдинова Д. А. Декоративно — прикладное искусство Узбекистана. –Т.,1972.
- Чепелов В. Искусство Советского Узбекистана. — Л., 1935.