В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.
Ключевые слова: туристский рынок, турпродукт, турпоток, инфраструктура.
Туризм и вся туристская сфера являются огромной и быстро развивающейся отраслью как российской, так и мировой экономики. По уровню прибыли туристская отрасль уступает лишь индустрии добычи нефти и автостроению. Влияние сферы туризма в настоящее время имеет огромное значение для экономики в целом — это огромный плюс, ведь туристские услуги находятся в постоянном развитии и не стоят на месте.
В последнее время в связи с присоединением Республики Крым к Российской Федерации особую популярность приобрели местные курорты и туристские центры. Республика является выгодным регионом для российской экономики, вместе с тем туристская и курортно-санаторная отрасль становится одной из наиболее привлекательных в регионе.
После вхождения в состав России в марте 2014 г., в Республике Крым был выявлен ряд проблем туристской отрасли:
‒ затрудненное транспортное сообщение с Россией;
‒ неудовлетворительное состояние подъездных путей и автостоянок для транспорта возле объектов туристского показа;
‒ большая часть дорожного покрытия недоброкачественно;
‒ неудовлетворительное состояние пассажирского аэропорта «Симферополь»;
‒ низкое качество обслуживания в соответствии общепринятым нормам и ожиданиям туристов;
‒ низкие показатели загруженности туристами в большинстве средствах размещения;
‒ проблемы с предоставлением базовых коммунальных услуг (электроэнергия, горячее и холодное водообеспечение);
‒ отсутствие обозначений и указателей на основных туристских маршрутах;
‒ низкое качество сервисной инфраструктуры на пляжах, их необустроенность;
‒ загрязненность прибрежной зоны;
‒ слаборазвитая системная политика по внедрению региона на туристский рынок;
‒ нехватка квалифицированного персонала, как в гостиничной индустрии, так и в сопутствующих отраслях;
‒ большой по объему «теневой» сектор сдачи жилья в аренду отдыхающим;
‒ неудовлетворительное состояние развлекательного сектора, некачественное составление экскурсионного турпродукта [1].
Многие из перечисленных проблем связаны с двадцатилетней историей пребывания Крыма в Украине, характеризующейся минимальным уровнем вклада инвестиций в развитие полуострова.
Текущие проблемы туристской индустрии Крыма можно разделить на проблемы переходного периода, проявившиеся только в 2014 г., после присоединения к Российской Федерации, и на фундаментальные проблемы, которые были свойственны сфере туризма и до вхождения региона в состав РФ и которые представляют наибольшую угрозу развитию отрасли.
Среди проблем переходного периода можно выделить:
- Резкое изменение структуры турпотока и его падение в абсолютных цифрах вдвое-втрое (был зарегистрирован низкий турпоток туристов из Украины, пришлось переориентироваться в первую очередь на россиян, однако из-за ряда причин (в первую очередь, транспортной проблемы), российский турпоток не возрос).
- Трудности с транспортировкой отдыхающих в Крым из-за «островного» положения региона (из-за отсутствия сухопутного сообщения Крыма и РФ, оказалось, очень сложно выстроить надежные транспортные маршруты для туристов).
- Необходимость приспособления под новое законодательство (включая в себя переквалификацию персонала, установку нового программного обеспечения, переход на новую бухгалтерскую и налоговую отчетность и пр.).
Среди фундаментальных проблем сферы можно выделить:
- Низкий уровень состояния гостиничной инфраструктуры в соответствии современным требованиям, несмотря на то, что в 2013 г. в отрасль КСР Крыма было инвестировано около 4,8 млрд. руб., это втрое ниже по сравнению с Краснодарским краем, что говорит о неразвитости гостиничной инфраструктуры [2]. В 2014 г. в перечень санаторно-курортных и туристских учреждений, расположенных на территории Республики Крым, входило 825 предприятий, из которых 467 учреждений предоставляли специализированное санаторно-курортное лечение или услуги оздоровительного характера, остальные 358 учреждений — услуги по временному размещению. В переходный период из 825 санаторно-курортных и гостиничных учреждений Крыма, имеющих собственную базу размещения, в 2014 г. работало всего 540 средств размещения. Основными причинами отсутствия возможности функционирования в сезоне 2014 г. являлись: отсутствие статуса юридического лица, отсутствие средств для открытия, наличие необходимости проведения реконструкции (модернизации) номерного фонда и материально-технической базы, политические причины и др. В 2015 г. на территории Республики Крым расположено 770 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью 158,2 тыс. мест, из которых 144 учреждения предоставляют санаторно-курортное лечение, 216 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера, остальные 410 учреждений — услуги по временному размещению. Таким образом, количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 361 объект. Для круглогодичного функционирования предназначены 139 санаторно-курортных (в том числе 73 средства размещения государственной формы собственности Республики Крым) и 162 гостиничных учреждения [3].
- Слаборазвитая системная политика по внедрению региона на туристский рынок. В условиях постоянно растущей конкуренции, со стороны республики не осуществлялось каких-либо координированных усилий по улучшению туристского имиджа региона. Сейчас Крым ассоциируется с «дорогим и некачественным сервисом», «местом для отдыха дикарями». Реклама крымских отелей малочисленна в российском информационном пространстве. Туристское и экскурсионное обслуживание в Крыму осуществляют 608 субъектов предпринимательства, в т. ч. 190 туроператоров. Почти 90 % туристских предприятий сосредоточено в пяти крымских городах − Симферополе и главных курортных центрах − Ялте, Евпатории, Феодосии и Алуште [3].
- Нехватка квалифицированного персонала, как в гостиничной индустрии, так и в сопутствующих отраслях. Одной из важнейших проблем отрасли туризма является недостаток кадров, который возник в результате ярко выраженной сезонностью рынка. Работа в гостиничной индустрии многими воспринимается как разовая, сезонная, двух-трех месячная подработка, а не как полноценная профессия, что оставляет след на качество персонала. В советское время санаторно-курортные услуги продавались централизованно, через государственные предприятия; сейчас этот рынок практически исчез, что обуславливает сужение высокого сезона до двух-трех месяцев из-за привязки к пляжному сезону.
- Большой по объему «теневой» сектор сдачи жилья в аренду отдыхающим. Это затрудняет работу официально зарегистрированным средствам размещения и лишает их части дохода, имеет более низкие показатели уровня обслуживания по сравнению с легальными средствами размещения, способствует повышению количества недовольных уровнем сервиса.
- Неудовлетворительное состояние развлекательного сектора, некачественное составление экскурсионного турпродукта. Важным источником дополнительного дохода для средств размещения традиционно служит комиссия от продажи экскурсионного и другого турпродукта, предлагаемого различными участниками рынка. В Республике Крым пока крайне слабо развит кросс-маркетинг гостиниц и других игроков туристского рынка.
На наш взгляд, для обеспечения комфортного отдыха в Республике Крым требуется развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей перевозку пассажиров как на междугородних маршрутах, при путешествии к месту отдыха, так и на отдыхе, непосредственно на полуострове; до строительства моста порт Кавказ-порт Крым (2018 г.) путешественники будут добираться до Крыма авиатранспортом (при этом необходимо учесть возможности аэропорта «Симферополь», улучшение его инфраструктуры и пропускной способности, наличие необходимого авиапарка), железнодорожным транспортом (в подавляющем большинстве случаев минуя территорию Украины, проведя в пути около 45 часов и используя паромную переправу) и автотранспортом через паромную переправу (время ожидания переправы в августе 2014 г. составляло до 38 часов) [2]; внутренний транспорт Республики Крым требует развития, расширения автопарка и увеличения числа рейсов в период курортного сезона и праздничного отдыха, улучшения состояния дорожного покрытия, развития водного транспорта как регулярного сообщения (в настоящее время водный, морской транспорт используется практически только как дорогой экскурсионный транспорт); расширения использования вертолетного транспорта, строительства фуникулеров.
Следует отметить, что в соответствии с определенной «традицией», сложившейся на территории Республики Крым еще за годы советской власти, основная часть территории пляжей является недосягаемой для местных жителей и гостей курорта, находится на территории крупных санаториев, пансионатов или является частными; прибрежная зона ограждена заборами, зона городских пляжей крайне незначительна по сравнению с масштабами численности отдыхающих. Необходимо решить эту проблему и обеспечить доступ к прибрежной зоне как общенародному достоянию, обеспечивающему, в том числе, комфортный отдых. По состоянию на 1 апреля 2014 г. на территории республики насчитывается 560 пляжей, из которых по функциональному назначению 69 являются лечебными (пляжи санаториев), 58 — оздоровительными (пляжи других лечебно-оздоровительных учреждений), 71 — детскими (пляжи детских оздоровительных учреждений), 332 — пляжами общего назначения, функциональное назначение 30 пляжей в настоящее время определяется. Наибольшее количество пляжей расположено в Ялтинском регионе — 123, Евпаторийском регионе — 96, Алуштинском регионе — 87, Феодосийском регионе — 77. В 2013 году на территории республики 10 пляжей получили сертификаты «Голубой флаг» Фонда экологического образования (FEE), тем самым подтвердив соответствие международным требованиям безопасного и комфортного отдыха [2].
За последние десятилетия в Республике Крым сложилось достаточно скептическое отношение к соблюдению трудового законодательства, в том числе и в сфере туристской индустрии; значительная часть рабочей силы набирается на условиях временного найма (что обусловлено низкими показателями заполняемости коллективных средств размещения в межсезонье) и не обладает достаточной квалификацией; размер заработной платы в значительной части случаев, особенно у работодателей физических лиц − предпринимателей, находится ниже уровня минимального размера заработной платы, что не способствует качественному оказанию услуг.
Мы считаем, что необходимо развитие различного вида туризма — туристских походов, морских круизов, пляжного отдыха, познавательных экскурсионных поездок по историческим и культурным центрам Крыма (начиная со стоянок первобытного человека, римских и средневековых крепостей, памятников Крымско-татарского ханства до памятников культуры и истории XVIII-XX веков).
К приоритетным видам рекреации и туризма в Республике Крым можно отнести: санаторно-курортное лечение; массовый летний отдых; экскурсионный туризм; экологический туризм; активные виды горного туризма; активные виды водного туризма; конгрессный и деловой туризм; круизный туризм; фестивальный и событийный туризм; этнографический туризм; сельский туризм; специализированные виды туризма.
С целью продвижения санаторно-курортных услуг как основного показателя роста в межсезонье, необходимо:
‒ классифицированное внедрение санаторно-курортных услуг республики, с упором на особенность природно-климатических условий, а также наличие надлежащей инфраструктуры;
‒ снабдить получение санаторно-курортного лечения по невысоким ценам вне пика «высокого сезона» (апрель-май и сентябрь-октябрь);
‒ образовать централизованные ведомственные закупки путевок в санатории Крыма для распределения по сотрудникам государственных компаний.
Для повышения осведомлённости туристских агентств о возможностях региона:
‒ необходимо организовывать рекламно-информационные туры в межсезонье для сотрудников туристских агентств, как это, практикуется в Турции и других странах, зарабатывающих на туризме;
‒ желательно провести выездные семинары для персонала ведущих российских туроператоров с целью ознакомления со всеми туристскими ресурсами Крыма и увеличение репутации дестинации как «места для отдыха дикарем»;
‒ следует создать единую базу объектов размещения в Крыму с возможностью поиска по интересующим параметрам.
Проведение имиджевой рекламной кампании Крыма как туристской дестинации должно осуществляться по примеру Турции, Египта, Кипра, Болгарии и пр. стран. Перед тем как провести кампанию необходимо разработать туристский бренд республики, для повышения эффективности кампании.
Проведенный анализ показал, что после присоединения Республики Крым к России снизился турпоток, большая часть туристской инфраструктуры Крыма не соответствует современным требованиям и нуждается в срочной модернизации. Эти проблемы связаны, преимущественно, с отсутствием инвестиций в развитие полуострова.
Таким образом, основные проблемы туристской отрасли Крыма можно систематизировать следующим образом:
- Неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры: прежде всего это — затрудненное транспортное сообщение с Россией из-за нестабильности работы Керченской паромной переправы, также устаревание единственного пассажирского аэропорта Крыма «Симферополь», который не отвечает современным международным стандартам и нуждается в реконструкции.
- В сфере размещения наблюдается низкое качество обслуживания в соответствии общепринятым нормам и ожиданиям туристов как из-за недостаточного объема инвестиций в легальные средства размещения, так и за счет существования большого «теневого» рынка сдачи жилья в аренду для отдыхающих.
- Неразвита информационная инфраструктура: отсутствие обозначений и указателей на основных туристских маршрутах; неприспособленность городских навигационных указателей к нуждам туристов.
- Неудовлетворительное состояние пляжей: отсутствие сервисной инфраструктуры на пляжах, их не обустроенность; загрязнённость.
В заключение следует отметить, что туристская отрасль Крыма — одна из наиболее привлекательных в регионе и стране, следовательно, в настоящее время главной целью страны должна стать разработка мероприятий для развития туристских услуг в регионе и обеспечения устойчивого притока туристов в Республику Крым.
Литература:
- Курортно-туристический регион: современное состояние и перспективы развития (на примере Автономной Республики Крым) // СибАК. URL: http://sibac.info/conf/econom/xxiii/32187 (дата обращения: 25.04.2016).
- Республика Крым // Федеральное агентство по туризму. URL: http://russiatourism.ru/regions/?fedokr=104&freg=114 (дата обращения: 27.04.2016).
- Аналитическая справка об итогах работы предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым за 2014 г. // Министерство курортов и туризма Республики Крым. URL: http://mtur.rk.gov.ru /rus /file/ Analiticheskaya_spravka_ob_itogah_raboti_predpriyatiy_sanatorno_kurortnogo_i_turistskogo_kompleksa_Respubliki_Krim_za_2014 (дата обращения: 27.04.2016).