Экспериментальная работа по приобщению детей младшего возраста к книге и чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фарвазова, В. В. Экспериментальная работа по приобщению детей младшего возраста к книге и чтению / В. В. Фарвазова, А. Л. Ховякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29615/ (дата обращения: 17.10.2024).



Ключевые слова: чтение в младшем дошкольном возрасте, книга в младшем дошкольном возрасте.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.

В связи с этим, вопросы воспитания интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, обогащения духовного и культурного уровня детей посредством чтения становятся актуальными для родителей и педагогов дошкольных учреждений. Вместе с тем, при изучении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью приобщения детей младшего возраста к книге и чтению и недостаточной разработанностью педагогических условий в практике дошкольного воспитания [1- 3]. И в качестве рабочей гипотезы была сформулирована следующая:приобщению детей младшего дошкольного возраста к книге и чтению будет способствовать создание педагогических условий: учет особенностей читателей-дошкольников младшего дошкольного возраста; создание развивающей среды, способствующей воспитанию у дошкольников интереса к чтению; использование различных форм, методов, приемов работы для формирования у детей умения слушать и понимать художественный текст; включение родителей в работу по развитию у детей интереса, способности к восприятию и интерпретации литературных произведений.

На формирующем этапе эксперимента мы реализовали педагогические условия, сформулированные в гипотезе. В эксперименте приняли участие 60 детей (по 30 в экспериментальной и контрольной группах). Работа по приобщению детей младшего возраста к книге и чтению проводилась с ноября 2015 г. по апрель 2016 г.

Мы попытались ответить на вопросы: как привить детям любовь к художественной литературе? Сколько и когда лучше читать? Какой найти мотив, чтобы повысить интерес ребенка к чтению? Какие формы работы с детьми наиболее эффективны? Как привлечь родителей? и др. И вот к каким выводам пришли:

  1. Литературный центр для самостоятельного знакомства детей с художественными произведениями вначале необходимо создавать с учетом выявленных читательских интересов детей. Постепенно книжный фонд центра необходимо обогащать программными произведениями, хрестоматиями, книжками-самоделками, детскими журналами, иллюстрационными альбомами, наборами серийных открыток и т.п.
  2. При организации книжного уголка необходимо придерживаться следующих правил: в книжном уголке должны быть книги большого формата и маленькие, прямоугольные и фигурные, в виде альбомов и ширмочек, с большим количеством картинок, книжки-игрушки, книги с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д.; книжное окружение, оформляемое для чтения детям, должно соответствовать интересам и возрасту детей; книги должны быть доступны для ежедневного пользования.
  3. Приучение детей к самостоятельному общению с книгой предполагает сначала совместное с детьми рассматривание иллюстраций, ежедневно, в свободной форме чтение, рассказывание о правилах пользования книгой. Затем необходимо предлагать детям самостоятельно рассматривать, исследовать, изучать книги, раскрашивать раскраски.
  4. При проведении выставок книги самая первая выставка должна представлять набор книг с ярким оформлением и красочными иллюстрациями. Далее тематика выставок должна быть разнообразной: выставка авторской книги: выставка книг, оформленных известными художниками-иллюстраторами; выставка русских народных сказок, потешек и песенок; выставка сборников стихотворений о природе, т.п.
  5. Знакомство детей со стихотворными текстами необходимо проводить на занятиях, а также во время прогулок, одевания, умывания, кормления. Приобщение детей к миру детской литературы должно происходить ежедневно. Для приобщения детей к книге и чтению следует использовать различные приемы: для поддержания непосредственного отклика и эмоциональной заинтересованности выбирать небольшие по объему произведений, с динамичным сюжетом, повторами. Для более быстрого запоминания текста, установления простейших (последовательных) связей в произведении использовать простейшие модели; для научения детей мысленно представлять события и героев произведения использовать рассматривание иллюстраций, иллюстративный комментарий, опору на личный опыт детей; для научения слушать литературное произведение, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения использовать отраженный пересказ. После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой; с целью формирования интереса к книге и чтению у детей младшего возраста проводить вечера сказок, вечера загадок, драматизацию любимых детских произведений; для формирования бережного отношения к книге привлекать детей к «скорой помощи», подбирая для этого необходимый материал.
  6. Привлечение родителей к работе по приобщению детей к книге и чтению предполагает: знакомство родителей с возрастными особенностями ребенка раннего возраста как читателя; расширение представлений родителей о детской литературе; научение родителей руководить воспитанием детей как читателей, привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ через различные интерактивные формы работы.

Эффективность выявленных и реализованных нами условий была подтверждена данными контрольного этапа экспе римента. Перспективным направлением дальнейших исследований считаем работу по развитию у детей умений мысленно представлять события и героев произведения и устанавливать простейшие последовательные связи в произведении (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей, схем и др.).

Литература:

  1. Тюнников Ю., Мазниченко М. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31-38.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2014.
  3. Ховякова А.Л. К вопросу о формировании социальной компетентности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения // Актуальные проблемы модернизации российского образования: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. - Тверь, 30.12.2009.
  4. Tyunnikov Yu.S., Krylova V.V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54-64.
  5. Krylova V.V. Cultural and educational environment of sochi okrug (district) in late xix – early xx centuries: general trends of establishment // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 2. № -2. С. 139-143.
  6. Moisya M.K. The potential of collegiate relations between instructors and students in the professional making of future teachers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 1 (7). С. 11-17.
  7. Мушкина И.А., Бородина Н.В., Садилова О.П. Современные направления развития института инклюзивного образования в России // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 106-108.
Основные термины (генерируются автоматически): книга, приобщение детей, ребенок, младший возраст, чтение, герой произведения, детская литература, книжный уголок, личный опыт детей, младший дошкольный возраст.


Ключевые слова

чтение в младшем дошкольном возрасте, книга в младшем дошкольном возрасте

Похожие статьи

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы

В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе чтения художественной литературы.

Как мотивировать ребенка к чтению

Автор рассматривает в этой статье главные проблемы, связанные с развитием мотивации к чтению у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших шко...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Особенности использования технологии геймификации в процессе формирования читательского интереса старших дошкольников

В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.

Методики обследования чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

В статье приводится описание эффективных методик обследования чтения у младших школьников с ОВЗ

Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.

Снятие трудностей в обучении иноязычному чтению младших школьников

Статья освещает вопросы организации и методики обучения иноязычному чтению. Задачей данной статьи является выявление эффективных форм работы в этом направлении при существующих условиях.

Прием драматизации как средство формирования культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения

В статье представлено обследование уровня сформированности культуры речи у младших школьников.

Беседа о героях Великой Отечественной войны как ведущее направление патриотического воспитания дошкольников

В статье автор показывает роль прогулки в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Похожие статьи

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы

В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе чтения художественной литературы.

Как мотивировать ребенка к чтению

Автор рассматривает в этой статье главные проблемы, связанные с развитием мотивации к чтению у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших шко...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Особенности использования технологии геймификации в процессе формирования читательского интереса старших дошкольников

В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.

Методики обследования чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

В статье приводится описание эффективных методик обследования чтения у младших школьников с ОВЗ

Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.

Снятие трудностей в обучении иноязычному чтению младших школьников

Статья освещает вопросы организации и методики обучения иноязычному чтению. Задачей данной статьи является выявление эффективных форм работы в этом направлении при существующих условиях.

Прием драматизации как средство формирования культуры речи у младших школьников на уроках литературного чтения

В статье представлено обследование уровня сформированности культуры речи у младших школьников.

Беседа о героях Великой Отечественной войны как ведущее направление патриотического воспитания дошкольников

В статье автор показывает роль прогулки в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Задать вопрос