Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Ключевые слова: адаптация, педагогическое сопровождение, дошкольный возраст.
Дошкольное образование в современном мире ориентировано на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, требующей понимания и уважения своих интересов и прав. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира, приобретению опыта социального взаимодействия. При таком подходе особенно актуальной становится проблема безболезненной адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения. Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке [1]. Для ребенка детский сад и является новым, еще неизведанным пространством, с новым требованиями и новыми отношениями. Поэтому при поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс и нуждаются в специальном педагогическом сопровождении, позволяющем ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и адаптироваться к новой среде успешно.
Для дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослого и сверстников, но и к взаимопониманию и сопереживанию другим людям [3]. Социальная ситуация развития дошкольника не ограничивается его контактами с окружающими. Значимая потребность дошкольника — быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошкольник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможностей. В этом и заключается противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является игра. Поэтому именно игра будет способствовать эффективности адаптационного периода дошкольника, особенно игра со сверстниками.
Детская дошкольная группа обладает целым рядом преимуществ, непосредственно связанных с формированием опыта социального взаимодействия ребенка дошкольного возраста: усиление самостоятельной социальной активности детей; расширение сферы общения со сверстниками на основе обогащения регулирующей функции речи; регулирование поведения ребенка по отношению к сверстникам на основе социально принятых норм; формирование ценностных ориентаций, адекватной самооценки ребенка (под влиянием оценок сверстников). В процессе совместной деятельности и общения при условии целенаправленного руководства взрослыми дети усваивают социальные нормы взаимоотношений со сверстниками, у них складываются и соответствующие образцы поведения, в дальнейшем закрепляющиеся.
В то же время предпочтительное взаимодействие дошкольника со сверстниками не исключает ведущей роли взрослого в процессе приобретения опыта социального взаимодействия [2]. Социальная активность ребенка облегчается и проявляется лишь в присутствии взрослого, который опосредует понимание детьми друг друга, переводит ситуативные отношения в организованно-зависимые от общего характера групповой деятельности. Передавая ребенку свое отношение к некоторым областям действительности, организуя его деятельность в этой области и вводя эталон деятельности, для того чтобы ребенок мог сравнивать свои достижения с этим эталоном, взрослый тем самым способствует общей активизации общения ребенка со сверстниками и развитию процесса сопоставления им себя с другими детьми. Таким образом, педагогическое сопровождение играет большую роль в социализации дошкольника, особенно в период его адаптации к условиям детского сада.
Педагогическое сопровождение адаптации ребенка к условиям детского сада предполагает тесное сотрудничество воспитателя с медицинским работником [5]. (подготовка рекомендаций по режиму адаптации, определение группы здоровья ребенка, определение истории развития дошкольника, выяснение осложнений и запретов на определенные продукты питания, контроль за состоянием здоровья ребенка, ведение листа адаптации до полного привыкания ребенка к датскому дошкольному учреждению и др), психологом ДОУ и родителями ребёнка.
Соблюдение режима дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов (сна, кормления, туалета, своевременная организация учебной и самостоятельной деятельности детей), педагогически грамотно подобранных воспитательных воздействий и подходов к новому в группе ребенку, — все это является основой формирования правильного поведения дошкольника, создания у него уравновешенного настроения, безболезненного и ускоренного протекания адаптационного периода.
Чтобы адаптация дошкольника к детскому саду прошла успешно, необходимо, во-первых, определить индивидуально-психологические особенности развития ребенка, прибывающего в детский сад; приобщать его в доступной форме к социальным и нравственным нормам; наладить контакт с родителями, провести с ними консультации, анкетирование, беседы; с использованием наглядных форм педагогической пропаганды (стенды, папки-передвижки); ознакомить с режимом дня и требованиями детского сада. Во-вторых, воспитатель должен провести знакомство дошкольника и его родителей с педагогами и сотрудниками детского сада. К формам этой работы относятся индивидуальные консультации; проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы; открытые детские праздники («Золотая осень», «Новый год», «Масленица» и т. п.); знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада», которая поможет им сделать режим дня ребенка дома максимально приближенным к режиму дня в группе детского сада. Родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия для того, чтобы резкая смена режима дня не повлияла на здоровье дошкольника [4].
Таким образом, период адаптации к детскому саду предполагает создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Этому будет способствовать специальный комплекс медико-педагогических мероприятий. Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима целенаправленная, последовательная и согласованная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей воспитанников.
Литература:
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006- 36с.
- Володина И. В., Мойся М. К. Взаимодействие ДОУ с родителями в социальном развитии старших дошкольников. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 13-й Всерос науч.-практ. конф. студентов и аспирантов — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. — С.93–96.
- Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // EuropeanSocialScienceJournal. 2014. № 5–1 (44). С. 160–163.
- Магометова И. В., Мойся М. К. Диагностика взаимодействия педагогов и родителей в процессе физического воспитания старших дошкольников. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 11-й Всерос науч.-практ. конф. студентов и аспирантов — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2012. — С.95–97.
- Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях — М.: Владос, 2007.
- Tyunnikov Yu.S. Integral assessment of future teachers’ professional preparation for innovative activity // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 5. № -3. С. 183–200.